Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод рынка капитала (компании-аналога)






 

Метод рынка капитала, или метод компании-аналога, основан на сформировавшихся на фондовом рынке рыночных ценах акций сходных компаний. Базой для сравнения служит цена за одну обыкновенную (простую) акцию сходных компаний на фондовых рынках. При этом цена одной акции меняется в зависимости от величины приобретаемого пакета – контрольного (мажоритарного) или неконтрольного (миноритарного). Основу метода составляет финансовый анализ оцениваемой компании и сопоставимых компаний. Преимущество данного метода заключается в использовании, как правило, фактической информации, а не прогнозных данных, которым присуща известная неопределенность [15].

Основные этапы оценки предприятия методом компании-аналога:

1) изучение рынка и сбор необходимой информации;

2) сопоставление списка аналогичных предприятий;

3) финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;

4) расчёт ценовых мультипликаторов;

5) выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании;

6) определение итоговой величины стоимости оцениваемого предприятия.

7) внесение итоговых корректировок.

 

Идеальные предприятия-аналоги – те, которые действуют в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, ведут подобные хозяйственные операции, близки по размеру и т. д. Поиск аналогичных предприятий должен базироваться на достаточно жестких критериях отбора, среди которых можно выделить:

• принадлежность к одной и той же отрасли;

• достаточно высокое сходство выпускаемой продукции и ассортимента;

• примерное равенство объёма и качества производимой продукции;

• товарную и территориальную диверсификацию;

• одинаковые стадии жизненного цикла компаний (например, стадии роста или упадка);

• сходные по размеру производственные мощности;

• технологическую и техническую оснащённость;

• сопоставимые стратегии развития компаний;

• примерно одинаковые уровни рисков, связанных с предпринимательской деятельностью;

• примерно равную степень учёта климатических и территориальных различий или особенностей;

• сопоставимость по числовым оценкам экономических и финансовых показателей компаний (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);

 

Важная часть оценки по методу рынка капитала – анализ финансового положения компании и сопоставление с предприятиями-аналогами.

Заключительный этап оценки бизнеса с использованием сравнительного подхода – сведение воедино полученных результатов. Применение различных мультипликаторов (после всех необходимых корректировок) даёт оценщику различные варианты стоимости предприятия. Выбор окончательного результата основан на придании процентного веса каждому подходу. Обычно если активы предприятия незначительны по сравнению с получаемой прибылью, следует полагаться на мультипликатор цена/прибыль (денежный поток); если же прибыль практически отсутствует, то целесообразно основываться на мультипликаторе цена/стоимость активов.

Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса.

 

Для некоторых отраслей национальной экономики, в которых объёмы ретроспективной информации по сделкам становятся всё более многочисленными (например, телекоммуникации, нефтяная отрасль), значение данного метода постепенно повышается.

В остальных случаях этот метод может быть использован как инструмент проверки достоверности результатов расчётов стоимости бизнеса, полученных с помощью других подходов (например, доходного подхода). В результате оценки компании методом рынка капитала получают стоимость неконтрольного пакета акций. Для того чтобы получить стоимость контрольного пакета в компании, акции которой не продаются на открытом фондовом рынке и финансовая информация по которой широко не представлена, необходимо добавить премию за контроль.

 

 

І этап. Сбор необходимой информации.

II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятии.

III этап. Финансовый анализ.

IV этап. Расчет оценочных мультипликаторов.

V этап. Выбор величины мультипликатора.

VI этап. Определение итоговой величины стоимости.

 

4.3. Метод сделок (продаж) является частным случаем метода рынка капитала.

 

Он исходит из необходимости определения стоимости готового бизнеса, или, иначе, контрольного (мажоритарного) пакета акций компании-аналога.

Цена обыкновенных акций принимается по результатам совершённых ранее сделок на фондовом рынке. В основе метода лежит определение соответствующих мультипликаторов на базе финансового анализа и прогнозирования. Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществляются так же, как и в методе рынка капитала.

Этапы процесса оценки бизнеса методом сделок совпадают с этапами оценки бизнеса методом рынка капитала. Однако наряду с совпадением этапов оценки, методы рынка капитала и сделок имеют ряд различий (табл. 2).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.