Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики неформальных групп






Существует миф о недисциплинированности людей. Это не так. Люди дисциплинированны (особенно если мы вспомним о типах личности - большинство составляют рациональные типы, которые дисциплинированы просто по своей психологической природе), просто очень мало руководителей управляют ими, учитывая психологические аспекты управления. Руководитель, раздавая поручения, беседует часто не с лидером неформальной группы, а ее рядовым членом. В результате распоряжение искажается советами, рекомендациями или даже запретами лидера. Ведь власть лидера абсолютна, а власть руководителя определяется служебными инструкциями.

Обычно в любой организации удается выделить три неформальные группы. Первая группа - учебно-карьеристская, вторая - культурно-развлекательная, третья - алкогольно-сексуальная.

Применительно к процессу обучения можно охарактеризовать эти группы следующим образом.

В учебно-карьеристскую входят люди, которые стремятся к профессиональному росту и продвижению по службе. Это люди определенного возраста: молодежь, которая из кожи вон лезет, чтобы оставить о себе помять (”какой специалист”), работники в возрасте Христа - они уже достигли определенного уровня, и стремятся идти дальше. Эта группа активно посещает все занятия, задают много вопросов, начитанны, но часто у них нет школы, знания не систематизированы, временами их заносит на поворотах. Такая группа держит преподавателя в тонусе - очень неловко, если студент оказывается более осведомленным, чем преподаватель.

Аналогия с производством: члены учебно-карьеристской группы стремятся занять место руководителя. Если руководитель растет, то проблем нет - организации также растут и успешному работнику найдется место. Представитель такой группы - энтузиаст. Он заинтересован в сохранении группы, и в ряде случаев может даже работать бесплатно (но не бескорыстно), он работает на свой авторитет и на авторитет группы, надеясь, что это будет сопровождаться его служебным ростом.

В культурно - развлекательную группу входят люди, не рассматривающие свою профессия как сферу роста и реализации. Их интересы в основном на стороне - это либо домашнее хозяйство, либо коммерция, либо живопись, или еще какое-нибудь хобби. Это неплохие студенты, но свои учебные обязанности они выполняют только от и до. Учиться бы вряд ли пошли, если бы не было необходимости получения документа об образовании. Более того, если речь идет об учебе на курсах повышения квалификации, то часто для таких людей - это возможность отдохнуть. Хлопот с членами этой группы никаких, если только они не включаются активно в общественную работу - тогда все обучение отодвигается на второй план.

Аналогия с производством: неплохие профессионалы, которые больше всего любят окончание рабочего дня и выходные дни. Призывать к энтузиазму таких людей нет никакого смысла - если вам нужна их сверхурочная работа, следует пообещать двойную компенсацию, определить форму гонорара и так далее.

Алкогольно-сексуальная группа представляет собой наиболее неудобную часть сотрудников в любом коллективе, особенно в его алкогольной части. Здесь возможны самые разные формы воздействия, но опыт многих руководителей показывает, что для организации в целом наиболее выгодна следующая позиция: жесткий договор, исключающий возможность дальнейшего пребывания в коллективе, если нарушение связано с употреблением спиртных напитков. Проблема секса не столь однозначна, так как наши руководители и сами очень часто нарушают базовые принципы взаимодействия в коллективе - не иметь половых отношений там, где работаешь.

В данную группу очень легко попадают и те лица, которые поступили в организацию, чтобы “перекантоваться годик-другой”, получить освобождение от армии и так далее.

 

Таким образом, неформальная система поведения охватывает сферу прямых межличностных отношений добровольного характера. Их основа - негласные нормы, которые в первую очередь проявляются в ситуации свободного выбора (малые группы).

Несмотря на то, что неформальная система может действовать вопреки формальной, тем не менее, у нее есть минимум три положительные для формальной структуры функции. Неформальная организация может:

- служить для распространения фактов, мнений, суждений, которые, распространяясь через формальные каналы коммуникации, породили бы определенные проблемы;

- поддерживать устойчивость в формальной организации (на этом базируется форма протеста в организации “работа по всем правилам”);

- служит для удовлетворения высших социальных потребностей индивидов, что не всегда возможно в рамках формальной организации.

Пример: “козел отпущения” - правильное понимание происходящего со стороны группы, выражение ею понимания и поддержки позволяют работнику сохранить самоуважение.

 

Кроме прочего, существует понятие референтной группы - это та группа, которая для личности является эталоном. Так, для мелкопоместного дворянина референтной группой был высший свет, в который он мечтал попасть. Если человек ту группу, в которой он находится, референтной не считает, он будет стремиться уйти из нее. Более того, он ничего не будет делать для укрепления этой группы, будет стремиться урвать себе “кусок”, с которым можно попасть в референтную группу. Именно поэтому так важно заботиться о культуре организации - именно этот аспект управленческой деятельности позволяет сделать производственный коллектив референтной группой.

Большинство людей в организациях имеет несколько образов. С одной стороны, все сотрудники выполняют работу и играют определенную роль. Все руководители отвечают за определенное задание и несут ответственность, присущую их роли.

С другой стороны – большинство работников относится к определенным группам по интересу (см. понятие референтных групп), которые формировались по причинам, не связанным с этими организациями.

Группы по интересу формирует свой образ из ценностей и целей ее членов. По существу, значительное число людей, мыслящих одинаково, объединяются, чтобы обменяться информацией и достигнуть консенсуса по вопросам, которые их волнуют. В зависимости от главных вопросов и преобладающих личностей группа по интересу может быть более мощной движущей силой, чем формальная структура или организация.

Следовательно, пытаться влиять на людей, которые относятся к группам по интересам, так же необходимо, как и пытаться влиять на отдельных работников в организации. Принцип состоит в том, чтобы работать в комфортных зонах, но он должен быть расширен с тем, чтобы включать в себя и воздействие на коллектив, и отдельные личности. Главное при воздействии на интересам – понять ее основные ценности, определить людей, которые “поддерживают” ценности группы, и влиять на них, работая в их комфортных зонах.

Различают четыре типа групп по интересам:

а) профессиональные группы,

б) группы, имеющие привилегированную власть,

в) идеологические группы,

г) группы, ориентированные на личность.

 

Рассмотрим и проанализируем эти типы групп.

Профессиональные группы по интересам. Люди с одинаковым образованием и профессиональными интересами собираются, чтобы обсудить вопросы, представляющие общий интерес. Будь то в образовании, медицине или менеджменте, такие группы считают себя истинными детерминантами будущей профессиональной деятельности. При этом работа рассматривается как средство, дающее основную зарплату за выполнение профессиональных, но обычных задач. В отличие от этого, группа дает истинный интеллектуальный и профессиональный стимул для новых идей и новаций. Группа может попытаться повлиять на нанимателей и большие организации, с тем, чтобы они пересмотрели свою обычную практику и изменили направление в будущем. Группа может даже диктовать нанимающей организации, как обращаться с ее профессиональными членами. По существу, основные ценности этой системы состоят в том, что она контролирует профессиональный рост своих членов, устанавливая стандарты, которых должны придерживаться организация и ее члены.

Группы, имеющие привилегированную власть. Привилегированные группы руководителей привлекают людей, которые имеют одну общую цель – личную власть. Хэнди обозначил такие группы как “Культурный клуб” – место встречи людей, которые обладают или желают обладать существенным влиянием. Привилегированная группа основана на личных контактах и личном знакомстве. Для того, чтобы стать членом элитной группы, нужно, чтобы Вас рекомендовали. Такие структуры зависят от дружеских связей, приятельских контактов и являются полной противоположностью назначению по заслугам и при равных возможностях. Несмотря на централизованность и привилегированность, среди членов этой группы многое зависит от сопереживания, возникают теплые и дружеские отношения среди ее членов. Независимо от того, конкурируют ли ее члены вне группы, в самой структуре отношения поддерживаются таким образом, чтобы сохранить группу и ее привилегии.

Идеологические группы. Такие группы существуют потому, что разные люди хотят следовать определенным идеалам. Группы поддержки чего-нибудь тоже относятся к этой категории, если они борются за охрану окружающей среды, преследуют национальные или социальные цели. В такой структуре, целью которой является стремление к изменению в обществе, будет слабее членство, потому что единственный объединяющий ее членов момент- социальные цели. Обычными среди членов таких групп являются разногласия о путях достижения целей.

Группы, ориентированные на личность. Такие группы, пожалуй, являются самыми редкими. Эта структура существует только ради ее членов, и, если группа распадается, то структура перестает существовать. Некоторые религиозные организации. Работают по этому принципу. Люди в таких организациях встречаются разговаривают и вместе проводят время. Кто бы ни был главной фигурой в этой группе, он оказывает основное влияние на взгляды членов группы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.