Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Характеристики социальных групп






Люди как личности очень непредсказуемы. Люди в группах еще больше отличаются этим. Кроме того, членство в группе совершенно необходимо для выживания человека как личности - одиночество есть крах для психики, и для удовлетворения его важных личных потребностей.

Специфика деятельности менеджера - в том что эта профессия в каком-то смысле является публичной - менеджер большую часть своей рабочей жизни проводит, общаясь с людьми в группах. Группа является естественной и неизбежной частью профессиональной жизни менеджера:

- менеджеры создают группы, чтобы добиться выполнения работы (бригады, проектные группы, отделы и секторы, сборочные линии, коллегии, комитеты, инновационные команды и т.д.),

- люди сами естественным путем формируют группы для защиты своих интересов (группы единомышленников, фракции и группировки, профсоюзы, политические партии, группы лоббирования),

- большинство людей удовлетворяет свои социальные потребности за счет принадлежности к неформальным группам и клубам по интересам.

 

Существует немало исследований, которые демонстрируют специфику группового поведения.

Пример: исследование Шериф. Демонстрация неосознанного группового влияния на индивидуальное восприятие. Группа людей была помещена в темную комнату. Их попросили сосредоточить взгляд на световом пятне. Затем каждого члена группы по очереди попросили сказать, в каком направлении перемещался свет и на какое расстояние он переместился. Хотя свет в действительности вообще не перемещался, в индивидуальных ответах на этот вопрос было очень много различий. Однако, когда все по отдельности дали ответы, группа очень быстро пришла к согласию относительно направления и величины перемещения света, и было достигнуто групповое решение, хотя оно и отличалось во многих случаях от конкретных мнений, которые люди высказывали в индивидуальных репликах.

Вывод: группа может повлиять на поведение конкретного человека. Необходимость быть частью группы ведет к соотнесению целей и надежд группы, что может также изменить поведение отдельных членов группы.

Например, работник постоянно опаздывал. Когда его включили в состав группы, где очень ценилась пунктуальность, то более рационально стал использовать свое время, так как группа стала оказывать очень жесткое давление на этого человека, чтобы заставить его придерживаться ценностей группы (вплоть до угрозы исключения нарушителя из своих рядов).

 

Обобщая информацию о поведении человека в организации, исходя из социально-психологического контекста и функционального аспекта деятельности организации, можно выделить четыре специфических системы (Р. Дабин, школа “социальных систем”):

- технологическая,

- формальная,

- внеформальная,

- неформальная.

Технологическая подсистема поведения определяет индивидуальные действия и задачи персонала в связи с разделением труда в организации.

Функцию соединения человека и техники осуществляет формальная подсистема, которая и объединяет индивидов в единую организацию (статусно-ролевой пласт). Правила и нормы устанавливаются для каждой должностной позиции и фиксируют обязанности и ответственность человека в отношении организации. Соответственно складывается формальная группа - это группа, сформированная на основании каких-либо документов: штатное расписание, список класса или учебной группы, список приглашенных на свадьбу и т.д.

Можно на схеме проиллюстрировать строение организации следующим образом.

1

 
 


3 5

4

5 2

4 4

 
 


 

 

 

Рис. Устройство группы, где: 1 - большая наружная граница,

2 - большая внутренняя граница,

3 – малые внутренние границы,

4 – руководство,

5 – подчиненные.

 

Комментарии к схеме.

Любая группа имеет большую наружную границу, которая определяется технологической и формальной системами. Эта граница не позволяет посторонним проникать в группу (во всяком случае, формально).

Маленькая окружность, находящаяся в большой – это большая внутренняя граница – она отделяет руководство группы от ее членов.

Члены группы – это не однородная масса. Успешно можно руководить не более чем 7+2 человека. При превышении определенных размеров группа начинает дробиться на более мелкие группы. Поэтому первичную группы надо делить таким образом, чтобы малые группы не превышали критического размера. Иначе группа будет неуправляемой.

Внеформальная система обеспечивает решение задач формальной подсистемы, но неформальными средствами. Это - своеобразный путь “срезания углов” при реализации задач соответствующих статусов посредством перемещения функций от одной должности к другой (перераспределение управленческих функций, в частности, функции контроля, принятия решений). Все это приводит к преобразованию отношений власти и авторитета в организации. Представленность, развитость внеформальной структуры находится в обратной зависимости от силы, жесткости технологической и формальной структур.

 

3.1. Неформальная подсистема (малые психологические группы)

Неформальная подсистема функционирует за счет того, что в группе складывается определенная система межличностных отношений и формируются малые психологические группы (или неформальные группы ). Они имеют свои особенности:

- небольшое число людей - от 3 до 10, что определяется возможностью личных контактов, непосредственных связей лицом к лицу;

- складываются на основе чувства симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения;

- имеют своих лидеров;

- в них возникают свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции.

Сила малых групп в том, что их очень трудно юридически и организационно уловить, в них имеются неписанные правила, обязательные для всех членов группы. Эти группы могут как помогать официальному руководству коллектива, так и вставать к нему в оппозицию, оказывать постоянное сопротивление.

Уничтожить административными мерами малые группы очень сложно, почти невозможно, это вызывает открытое враждебное отношение к руководству.

Таким образом, неформальная группа - это группа, сформированная на основании личных привязанностей, симпатий, общих интересов и потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе.

Уже исходя из последнего определения можно сформулировать очень важную проблему - сколько групп человеку нужно? Столько, чтобы удовлетворить свои потребности.

Мы вновь затрагивает такую важнейшую компоненту личности, как ее направленность и мотивационная сфера. Влечения-мотивы, связанные с неосознанными потребностями, и желания-мотивы, возникающие при осознании личностью своих потребностей и одновременно возможностей для удовлетворения своих желаний, постоянно направляют нашу деятельность. Существует такая позиция в психологии, что все болезни человека связаны с тем, что он не может удовлетворить свои потребности. Причем довольно часто он не может удовлетворить их не потому, что нет материальных возможностей, а потому, что не знает, чего же он хочет. Истинная потребность может быть вытеснена, на первое место выходит защитный мотив. Но если личность действует по защитному мотиву, то она отдаляется от истиной цели.

Если человек все потребности удовлетворит в семье, больше ему групп не нужно. Это возможно только в таких семьях, где организуется собственное производство и все члены семьи на этом производстве работают, и в семье царят мир да любовь.

Поскольку таких семей немного, то в большинстве случаев каждый человек входит как минимум в состав двух групп: семейной и производственной. Однако достаточно часто у человека имеются четыре, пять и более групп - это свидетельствует о том, что в двух основных группах неблагополучно.

Основные ценности, которые формируются в личности, также могут привести к включению человека в ту или иную социальную группу. На первом месте находится “я”, то есть я сам должен добиться определенных благ и уметь ими пользоваться (здесь об эмоциях интереса и радости - эндорфины и алкоголь; проблема алкоголизма). Но без помощи партнеров часто я не могу удовлетворить свои потребности. Отсюда - второе место в системе ценностей занимает тот, кто помогает мне “охотиться и защищаться”, т.е. тот, кто помогает мне зарабатывать, мой сотрудник. Третье место занимает сексуальный партнер (если мой сотрудник одновременно становится для меня и сексуальным партнером, то он становится для меня самым близким и нужным человеком). Дети в системе ценностей попадают на четвертое место - половой акт в процессе его реализации чисто теоретически связан с зачатием; наши предки вообще его с деторождением не связывали, они просто решали свои проблемы, то есть жили для себя. Практика и клинический опыт показывают, что когда в этот момент думают о детях, то желаемого результата не получают. А если потом в течение жизни дети выдвигаются на первый план, то на самом деле родители безжалостно используют их в качестве своих “психологических” супругов. Но если я живу для себя, то что делать с детьми? Воспитывать их так, чтобы они поскорее стали независимыми от меня и я опять смог бы заняться своими делами.

Родители находятся на пятом месте; они выступают в качестве своеобразного барьера, отделяющего человека от вечности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.