Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение как взаимодействие (интеракция)






Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенные ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения - эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, в очереди, в публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп людей. Есть выражение - заразительный смех.

Заражение с давних пор исследовалось как особый вид воздействия, определенным образом интегрирующий большие группы людей, особенно в связи с такими явлениями, как религиозные экстазы, массовые психозы. В общем виде заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-либо информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. По Б.Ф. Поршневу, “ толпа - это ускоритель, который разгоняет склонность”.

 

Концепция “психологии масс ” (Габриель Тард, юрист Сигеле и социолог Лебон) - всякое скопление людей представляет собой массу, главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата чувства личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями). Вывод из этой картины поведения человека в массе - масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен “вождь”, роль которого может выполнять “элита”.

 

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо непонятной или пугающей новости, либо избытка этой информации.

Пример: возникновение в США массовой паники 30 октября 1938 г. после передачи, организованной Эн-Би-Си по книге Г.Уэллса “Война миров” - по официальным данным, около 1 200 000 человек пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. При этом многие знали, что это радиопостановка (об этом объявлялось трижды), но 400 тыс. человек лично видели марсиан.

 

Следующий уровень - внушение и подражание.

Внушение или суггестия, может также быть индивидуальным или групповым и происходить на сознательном или неосознанном уровне в зависимости от целей общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в сообщении идеи, действия и чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Внушение - это особый вид воздействия, отличающийся целенаправленностью и неаргументированностью. При внушении снижается порог критичности. Фактически, суггестор добивается не согласия, и принятия информации, основанное на готовом выводе.

Дети больше поддаются внушению, чем взрослые, точно так же более внушаемыми являются утомленные, ослабленные люди. Кроме этого, действуют и специфические психологические механизмы - авторитет суггестора “эффект доверия”. На суггестии построена реклама и пропаганда, широко использующие методы НЛП (нейролингвистического программирования). На этом же построен и механизм создания “имиджа” - специфического образа воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещается и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Но между имиджем и реальным объектом всегда существует “разрыв в достоверности”.

В обыденной писхологии широко используются инструменты автоматического влияния. Их действие основано на так называемых мыслительных стереотипах, которыми мы пользуемся, вынося свои повседневные суждения. Было даже введено понятие «оценочная эвристика» для описания этого феномена. Он означает, что человек в условиях избыточной информации склонен к упрощенному мышлению, так как это целесообразно или даже необходимо – человек не может осознавать и анализировать все аспекта событий или ситуаций, с которыми он сталкивается.. В результате мы используем стереотипы для классификации событий и фактов в соответствии с немногими ключевыми чертами, а затем реагируем, не задумываясь.

Механизмы автоматического влияния:

- правило взаимного обмена – мы обязаны постараться отплатить каким-то образом за то, что нам предоставил другой человек,

- обязательство и последовательность – мы стремимся соответствовать (в своих глазах и в глазах окружающих) тому, что мы уже сделали (на этом поострен механизм вовлечения в различные секты и школы),

- социальное доказательство - мы определяем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди (смех-фон в комедиях),

- благорасположение –мы охотнее всего соглашаемся выполнить требования тех, кого мы знаем и кто нам нравится,

- авторитет – иногда у абсолютно нормальных людей возникает готовность идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета (и обратная тенденция – отвергать информацию от тех, кто авторитетом не является),

- дефицит – позитивный объект становится для нас привлекательнее только потому, что менее доступен (цена коллекционных вещей определяется правилом дефицита, реактивное сопротивление, петля времени).

 

Подражание - сложное динамическое свойство. Его возможные проявления - от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного, мотивированного подражания.

 

В этом случае происходит не просто принятие внешних черт поведения другого человека, но воспроизведение человеком черт и образцов демонстрируемого поведения. Часть социальных конфликтов возникает именно из-за противоречий между возможными направлениями подражания. Законы подражания: от внутреннего к внешнему (внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние, например, духу религии подражают раньше, чем обрядовой стороне); низшие подражают высшим (но в детском возрасте подражание носит иную роль, чем во взрослом состоянии; копирую образцы поведения, ребенок приобретает социальный опыт).

 

Внушение и подражание часто сопутствуют друг другу. Мы часто не замечаем, как в процессе общения начинаем повторять слова и жесты партнера. На использовании сочетания этих свойств построено психотерапевтическое воздействие людей друг на друга, а также различные обряды, групповые поведение.

Степень внушаемости или суггестивности при общении в социальной группе очень часто определяется таким психологическим феноменом как конформизм. Под этим подразумевается неосознанное или осознанное подчинение личности влиянию группы (или другого человека). В процессе общения и совместной деятельности у человека при определенных условиях возникает тенденция изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих. Конформизм фиксируется там, где имеется конфликт между собственным мнением индивида и мнением группы, если этот конфликт преодолевается путем согласия с мнением группы.

Встречаются три типа конформизма, когда мы говорим о норме психического развития.

Первый тип можно образно назвать “ майский жук - Дюймовочка ” (истинный конформизм). Человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению.

Второй тип можно назвать “ защита ”. В этом случае человек в группе ищет защиту от неприятностей, сосредоточенных вне группы.

Третий тип образно называется “ новое платье короля ”(адаптивный конформизм). В этом случае человек делает вид, что согласен с группой, на самом деле он просто не хочет “выделяться” из-за нежелания нарушить единодушие группы.

Конформное поведение по второму и третьему типу очень широко распространено.

И, наконец, третий уровень взаимодействия людей, это- убеждение - аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. Воздействие на личность партнера осуществляется через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждения составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждения считается основным в научной полемике. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на эмоции, эффекты заражения, внушения, подражания и конкретные дела.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.