Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к диагностическим параметрам






Техническое состояние автомобиля как сложной системы и его элементов характеризуется теми или иными физическими явлениями или процессами, которые можно рассматривать в качестве признаков состояния. Признаки состояния могут выражаться количественно на основе измерений, а когда они невозможны - то качественно на основе органолептических методов оценки цвета, запаха, блеска, тембра звучания и т.п.

Для того, чтобы диагностический параметр был информативным и обеспечивал достоверность диагноза, необходимо, чтобы он отвечал трем требованиям: был чувствительным, однозначным и стабильным и информативным.

Рассмотрим эти требования.

На рис. показаны три варианта поведения диагностического параметра по мере изменения состояния.

Рис. 27.

Чувствительность диагностического параметра определяется скоростью его приращения при изменении величины структурного параметра и математически описывается зависимостью dS/dU > > 0.

Требование чувствительности является важным для оценки качества диагностического параметра и служит удобным критерием при выборе наиболее эффективного метода диагностирования в конкретных условиях.

Так, например, на рисунке графическое изображение диагностического параметра 1 соответствует количеству газов, прорывающихся в картер двигателя, а 2 – изменению компрессии в цилиндрах двигателя в зависимости от износа деталей цилиндропоршневой группы. В первом случае мы имеем параметр, значение которого, например, для двигателя ЗИЛ-130 изменяется от номинального значения 22 л/мин до предельно допустимого, равного 120 л/мин., т.е. почти в 6 раз. У второго же параметра значение для данного двигателя меняется от 0, 75 МПа у нового до 0, 63 МПа, соответствующего полностью изношенной цилиндропоршневой группе, т.е. уменьшается всего на 16%. С учетом имеющейся нестабильности второго диагностического параметра можно сделать вывод о практически невозможном использовании его из-за малой чувствительности для определения промежуточных значений износа цилиндропоршневой группы и прогнозирования ее остаточного ресурса. Его использование эффективно при выявлении крупных неисправностей, таких как залегание поршневых колец, зависание клапана, предельный износ цилиндропоршневой группы. И, наоборот, первый параметр – прорыв газов в картер позволяет с высокой точностью оценить уровень износа деталей, определить остаточный ресурс и наметить сроки предупредительных работ.

Однозначность обеспечивает каждому возможному состоянию структурного параметра соответствующую одну вполне определенную величину признака. Приведенные на рисунке параметры S 1 и S 2 – однозначные. Параметр S 3- неоднозначен, поскольку одно и то же значение признака может соответствовать двум (или более) состояниям U 1 и U 2.

Математически это требование определяется условием dS/dU ≠ 0, т. е. отсутствием перехода от возрастания к убыванию или, наоборот, в диапазоне Uн £ Ui £ Uпд.

Таким образом, из представленных на рис. параметров предпочтительным для диагностики является , поскольку он однозначный и чувствительный.

Стабильность диагностического параметра определяется вариацией его значений при многократных измерениях на объектах с одним и тем же состоянием (рисунок 67).. Разброс значений параметра может быть выражен средним квадратическим отклонением, которое следует рассчитывать для заведомо исправного и неисправного состояния диагностируемого объекта.

Нестабильность диагностического параметра снижает достоверность оценки технического состояния механизма с его использованием, что в некоторых случаях заставляет отказаться от быстродействующих и удобных методов диагностирования.

Рисунок 67 – Плотность распределения результатов замеров значения диагностического параметра Si при Ui

Так, например, именно по этой причине, до сих пор не нашли распространение площадочные тормозные стенды, несмотря на их несомненные преимущества при организации инспекторского экспресс-диагностирования эффективности тормозной системы автомобиля.

Информативность является главным критерием, положенным в основу определения возможности применения параметра для целей диагностики. Она характеризует достоверность диагноза, получаемого в результате измерения значений параметра.

Количественно информативность диагностического параметра можно оценить через снижение неопределенности знаний о техническом состоянии объекта после использования информации по результатам диагностирования. На рисунке 69 показано графическое изображение сравнительной информативности диагностических параметров, основанное на совместном анализе распределения значений параметров f1(S) и f2(S), соответствующих исправным и неисправным объектам. Очевидно, что чем меньше площади перекрытия кривых распределения, представляющих собой суммарные вероятности ошибок первого и второго рода, тем информативней параметр и тем более достоверными будут результаты диагностирования

Рисунок 69 – Плотность вероятности информативного (а) и
малоинформативного (б) диагностических параметров для групп исправных (1) и неисправных (2) объектов.

 

Так, в приведенном на рисунке 69 примере, информативному параметру соответствует прорыв газов в картер двигателя, а малоинформативному параметру соответствует люфт редуктора главной передачи.

В первом случае с помощью назначения предельно допустимого значения параметра статистическим методом представляется возможным свести к минимуму ошибку второго рода и почти все поле значений параметра от номинала до предельно допустимого значения будет однозначно соответствовать исправному состоянию объекта. Во втором случае при значении диагностического параметра меньше предельно допустимого норматива такой однозначной оценки состояния объекта диагностирования дать невозможно. Здесь можно оценить фактическое состояние объекта только с вероятностных позиций, учитывая соотношение для данного значения параметра вероятностей

Отсюда информативность данного диагностического параметра можно оценить значением коэффициента

Кроме указанных требований, предъявляемых к диагностическим параметрам их качество оценивается также по затратам на диагностирование и по технологичности диагностирования, основанного на применении данного параметра. Перечисленные требования обуславливают выбор диагностических параметров при разработке методов, средств и процессов технического диагностирования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.