Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок труда и социальная политика в современной России




 

Ситуация на рынке труда России в последние несколько лет характеризовалась ухудшением положения. Ускорился рост безработицы, увеличилась текучесть рабочей силы, сократилось число вакансий, увеличились масштабы застойной безработицы. Значительные группы трудящихся регулярно отправлялись в неоплачиваемые отпуска. Особенностью отечественного рынка труда является наличие большого числа женщин среди безработных, а также достаточно высокий образовательный уровень незанятого населения (>50% - лица с высшим и средне-специальным образованием). Имеются существенные различия в территориальном и отраслевом аспектах проблемы. Однако масштабы безработицы оказались неадекватны спаду производства.

Факторы, определяющие такую ситуацию:

1) патерналистская ориентация дирекции предприятий;

2) отсутствие реального механизма банкротства;

3) поддержание искусственной занятости за счет отказа от платежей смежникам, задержке в выплате заработной платы, неоплачиваемых отпусков и т.д.

Фактически сложилась ситуация скрытой безработицы. Поэтому, говоря об ухудшении ситуации на рынке труда, имеют в виду не только рост безработицы, но и усиление нерационального характера занятости, отсутствие необходимых сдвигов в структуре рабочей силы.

Проблемы российского рынка труда:

1) на фоне падения рождаемости и увеличении смертности происходит старение экономически активного населения;

2) сохраняется значительный удельный вес ручного малоквалифицированного труда в промышленности;

3) сложилась сильно деформированная структура занятости с преобладанием добывающих отраслей, производством средств производства и ВПК;

4) отсутствие развитой современной инфраструктуры регулирования рынка труда;

5) низкий уровень профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

6) социально-психологические установки основной массы трудоспособного населения существенно отличаются от требований складывающегося рынка труда;

Следовательно, главным направлением политики государства на рынке труда должен стать процесс рационализации занятости на базе активной структурной перестройки экономики. Это делает безработицу неизбежной. Задача - удержать ее на социально приемлемом уровне, не блокируя при этом процесс модернизации народного хозяйства.

Задачи, решение которых должно помочь достичь эти цели:

1) принятие ряда федеральных законов, дополняющих уже существующие законодательные акты, с целью создания нормативно-правовой базы формирования и регулирования отечественного рынка труда;

2) достижение более высокой степени координации между различными государственными органами, действующими в этой сфере;



3) сочетание усилий государства, профсоюзов, союзов предпринимателей, отдельных граждан в решении проблем занятости, отработки механизма социального партнерства;

4) создание общенациональной системы оперативного сбора информации о спросе и предложении на рынке труда;

5) развитие сети специализированных учреждений службы занятости;

6) реформа системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

7) проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение профессиональной, отраслевой и территориальной мобильности рабочей силы;

8) разработка государственных программ повышения занятости для депрессивных отраслей и регионов, а также наиболее социально уязвимых групп населения;

9) учет при проведении бюджетной, кредитно-финансовой, инвестиционной политики задач в сфере занятости.

Государственная политика в сфере регулирования социальных процессов должна исходить из необходимости смягчения последствий перехода к рыеку для наименее защищенных слоев населения.

Совершенствовать систему социальной защиты предполагается по следующим двум направлениям:

1. Увеличить роль социального страхования в социальной защите населения:

а) расширить самострахование трудящихся при одновременном повышении оплаты их труда, введение индивидуальных счетов во всех государственных страховых фондах;

б) введение страхования наемных работников от несчастных случаев и профзаболеваний за счет работодателей на основе дифференциации тарифов по отраслям и видам производств;

в) расширение функций медицинского обслуживания, основанных на обязательной страховой медицине;

г) усиление адресности социальной помощи населению, ее взаимосвязь с нуждаемостью, подтвержденной проверкой доходов семей, а также с наличием в них детей и лиц, утративших трудоспособность.

д) реформирование системы пенсионного обеспечения.

 


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал