Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные классы психических состояний






Состояние функционального комфорта. Работника в этом случае характеризуют по­ложительные эмоции, высокая мотивация, оптимальный уровень активации физиологических систем и максимальная работоспо­собность. Однако, как показывает практика, это состояние, ско­рее, идеальная, редко достижимая абстракция, чем отражение ре­ального положения дел. Поэтому и внимания этому состоянию в научно-исследовательском плане уделяется явно недостаточно. Вместе с тем понимание признаков, условий формирования и под­держания состояния ФК необходимо для грамотной организации труда в любой производственной, учрежденческой структуре. Этим в значительной мере определяется микроклимат в коллективе, пси­хическое и физическое здоровье сотрудников и, в конечном ито­ге, производственные успехи подразделения. В качестве иллюст­рации необходимости поддержания состояния ФК может служить исследование Сейлс и Хаус, которое проводилось среди работни­ков различных сфер деятельности. Были выявлены тесные взаи­мосвязи между статусом профессии в обществе, уровнем смерт­ности от сердечно-сосудистых заболеваний и удовлетворенностью работой (табл. 4) Установлена высокая (0, 6 — 0, 7) отрицательная корреляция между статусом профессии и уровнем смертности, а также между удовлетворенностью работой и смертностью. Кате­гория управленческого персонала, как видно из таблицы, харак­теризуется довольно высокими показателями статуса и удовлет­воренности, но и относительно высокими (например, по сравне­нию с близкими по статусу преподавателями университетов) по­казателями смертности, что может говорить о специфике самого труда.

Е.П.Ильин выделил признаки оптимального функционального состояния (ФК):

1) максимальное проявление функций, включенных в деятель­ность. То есть те функции, которые составляют психологическую структуру деятельности и образуют основу операционального ком­понента ПС (сенсорные, интеллектуальные, мнемические, мотор­ные операции);

2)адекватность реагирования на стимулирующие воздействия, оптимальные по интенсивности;

Таблица 4 - Удовлетворенность работой, уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и социальный статус: различия по роду деятельности

Представители профессий Удовлетворен­ность работой Коэффициент смертности Социальный статус
Университетские преподаватели      
Биологи      
Физики      
Химики      
Фермеры      
Юристы      
Управленцы      
Работники торговли      
Квалифицированные печатники   ПО  
Священнослужители      
Работники бумажной промышленности      
Квалифицированные автомобилестроители      
Квалифицированные сталелитейщики      
Работники текстиль­ной промышленности      
Неквалифицированные сталелитейщики      
Неквалифицированные автомобилестроители      

3) инерционность оптимального состояния, затрудняющая, с одной стороны, переход на новый режим работы, а с другой — яв­ляющаяся механизмом борьбы с помехами, которые препятству­ют поддержанию оптимального состояния. Это, прежде всего, проявляется в отношении ритма работы: человек стремится к работе в оптимальном для него ритме даже в тех случаях, когда внешние условия вынуждают его работать быстрее или медленнее. Поэто­му стремление руководителей «подстегнуть» своих сотрудников в экстренных ситуациях аврала на службе, как правило, малоэффек­тивно. Итогом такого «стимулирования» является снижение каче­ства выполнения заданий и развитие разнообразных неблагопри­ятных психических состояний;

4)мобильность функциональной системы — быстрое достиже­ние состояния ФК в служебное время и достаточность обычного межсменного отдыха для восстановления затраченных ресурсов;

5)стабильность рабочих функций на максимальном по эффек­тивности уровне. Это следует особо подчеркнуть, так как, напри­мер, в состоянии напряженности основные трудовые операции тоже могут выполняться на высоком уровне, но достигается это в последнем случае высокой «физиологической ценой», т.е. повы­шенным расходованием функциональных ресурсов. А для состоя­ния ФК характерна максимальная эффективность при наимень­ших физиологических тратах.

Важным условием формирования состояния ФК в процессе деятельности является положительная установка на эту деятель­ность до ее начала, поэтому в психологических исследованиях значительное место отводится вопросу так называемой готовно­сти к трудовой деятельности. Это такое психическое явление, в котором объединены эмоциональные, мотивационные и воле­вые психические процессы, определяющие отношение человека к предстоящей работе. Это состояние может развиваться как не­преднамеренно (стихийно), так и целенаправленно под воздей­ствием специально предназначенных для этого мероприятий. Не­преднамеренное развитие психических состояний готовности мо­жет выступать в виде универсального, независимого и самостоя­тельного процесса подсознательной психической деятельности человека.

Состояние утомления. Утомление является одним из самых распространенных состояний, оказывающих существенное влия­ние на работоспособность человека и, соответственно, на произ­водительность труда, снижая эффективность работы. Утомление должно рассмат­риваться, по меньшей мере, с трех сторон — субъективных пере­живаний, реагирования физиологических систем, характеристик производительности труда.

Состояние монотонии. Развитие состояния монотонии, как правило, вызывается действительным и кажущимся однообрази­ем выполняемых на работе заданий, движений и действий. Под влиянием переживания однообразия труда человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонии может при­водить к преждевременному утомлению, в чем проявляется тес­ная взаимосвязь и взаимообусловленность состояний (более подробно состояния «утомление» и «монотония» рассмотрено в лекции 13).

Напряженность — ФПС, обусловленное предвосхищением не­благоприятного для субъекта развития событий, сопровождаемое ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Поня­тие «психическая напряженность» многие считают тождественным понятию «психологический стресс». Вместе с тем ряд авторов (Л.М.Аболин, Т. И.Аболина) отмечают, что для объединения по­нятий «стресс» и «напряженность» нет достаточных оснований, поскольку психические срывы не всегда сопровождаются пережи­ваниями напряженности. В. И. Медведев и А. М. Парачев опреде­ляют напряжение как величину усилия, направленного на выпол­нение профессиональных функций. Анализ специальной литературы данных позволя­ет заключить, что понятие «напряженность» занимает промежу­точное положение в континууме состояний, крайними полюсами которого является диада «функциональный комфорт — стресс», т. е. это уже не состояние комфорта, но еще и не стресс.

Наиболее характерным ФПС, развивающимся под влиянием эк­стремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Этот термин за последние десятилетия приобрел настолько широкую популярность, что потребовались специальные работы, определя­ющие рамки данного понятия и предлагающие специальные клас­сификации различных видов стресса. Общетеоретические взгля­ды на стресс изложены в главе 8, здесь основное внимание будет уделено профессиональному стрессу.

Профессиональный стресс — многомерный феномен, выража­ющийся в физиологических и психологических реакциях на слож­ную трудовую ситуацию. Развивая взгляды Лазаруса на психоло­гический стресс, разработчики концепции профессионального стресса считают, что это состояние возникает тогда, когда требо­вания деятельности превышают психофизиологические и ког­нитивные (познавательные) ресурсы индивида. Стрес­совые реакции в трудовой деятельности детерминированы дву­мя основными группами факторов: личностными особенностями (особенности характера, уровня интеллектуаль­ного развития и др.) и многогранными характеристиками са­мой работы (физические характеристика среды, социальные фак­торы, в том числе система оплаты, определенность профессиональ­ного будущего и др.). состояние вызванные стрессом переживаются как субъективное состояние и могут варьироваться: расстроенность, утомленность, чувство вины, тревожность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.