Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и процесс профессионализации труда






В лекции 1 уже отмечалось, что профессиональная деятельность как вид трудовой деятельности рассматривается как явление, прежде всего социальное и сложное. Не существует единого определения понятия профессиональный и непрофессиональный труд. Исследователи, как правило, в числе важнейших признаков профессионального труда указывают его следующие признаки:

· общность людей, занятых данным видом труда;

· длительно существующие трудовые обязанности;

· регламентированность трудовой деятельности;

· необходимая для общества и ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения сил человека, дающая ему возможность существования и развития;

· система знаний умений и навыков, присущая определенному субъекту труда;

· логически связанный набор возможных видов работ.

Таким образом под профессионализацией труда правомерно понимать специализацию, временное закрепление и институцонализацию труда (трудовой деятельности), включающей совокупность работ, выделенных в более или менее однородную целостность в рамках общественного и технического разделения труда, и обеспечивающей индивидов доходом.

Социальный механизм дифференциации и специализации труда на видовом и внутривидовом уровнях обеспечивает содержательное изменение процесса труда и его профессионализации.

Понятие «профессионализации» тесно связано с понятием «профессионал». В современной психологии и психофизиологии профессио­нальной деятельности особое внимание уделяется проблемам про­фессиональной подготовки, адаптации и профессионализации личности, становлению профессионала. Эти вопросы рассмат­риваются с точки зрения выявления механизмов, этапов и детер­минирующих факторов становления субъекта деятельности (К. А. Абульханова, В. А. Бодров, Е. А. Климов, А. К. Маркова и др.). Практический интерес представляет определение роли задатков и способностей, интересов, мотивов и индивидуальных особенно­стей в формировании профессионально важных качеств (ПВК) специалиста, а также оптимизации подготовки и условий осуще­ствления успешной профессиональной деятельности (Е.А.Кли­мов, Б. М.Теплов). Большое значение имеет изучение процесса формирования индивидуального стиля деятельности.

Профессиональное становление и развитие личности имеют цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных усло­виях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» (В. А. Бодров). То есть профессионализацияпроцесс приобре­тения субъектом труда таких свойств и качеств, которые по­зволяют ему решать весь спектр производственных задач. А. К. Маркова, называет профессиональное становление профес­сионализацией, подчеркивая, что «в целом профессионализация — это одна из сторон социализации». Эффективность профессио­нализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и этапов.

 

Сущность и содержание профессионализации личности

Сущность профессионального становления (профессионализации) заключается в превраще­нии индивида в профессионала, способного создавать потре­бительные стоимости, оказывать активное влияние на развитие собственной профессиональной деятельности и профессиональной общности в це­лом. Для общества профессионализация является средством вос­производства " рабочей силы", обеспечивающей его существование и развитие. Для конкретного человека профессионализация – это форма включения в социально-экономические процессы общества, способ развития, самореализации и, наконец, источник средств к существованию. Результатом профессионализации должен стать оптимальный выбор и успешное развитие профессиональной деятельности.

Содержание профессионального развития тесно связано с социально-экономической ситуацией, складывающейся в обществе. Современные преобразования, происходящие в нашей стране, затронули процессуальные (выбор профессии, профобучение и т.д.) и результативные харак­теристики становления профессионала. Этому способствовало появле­ние новых профессий, изменение содержания старых, обострение конкуренции специалистов на рынке труда.

Проблемы переходного периода изменили предъ­являемые к профессионалу требования. Возникла необходимость пересмотреть во­просы: что такое профессионал? какие задачи он должен ре­шать? какими качествами и способностями должен обладать? каковы механизмы поэтапного становления профессионала? каковы критерии его оценки? Практика и результаты исследо­ваний свидетельствуют, что человек достигает пика своего профессио­нального развития на стадии самостоятельной профессиональной дея­тельности. Наступление этого этапа зависит от особенностей профессиональной деятельно­сти, механизмов влияющих на процесс ее развития (механизм приобщения к труду, механизм выбора профессионального пути, карьерного роста и др.), а также от индивидуальных возможностей. Стадия наивысших достижений неизбежно сменяется периодом снижения профессиональной про­дуктивности, которая может быть временной или постоянной, зависеть от возрастных и других факторов.

Итак, профессионализация осуществляется как целостный, непрерывный процесс, в основе которого лежит комплекс развивающихся взаимодействующих между собой и последовательно сменяющих друг друга механизмов. Выявить и раскрыть эти механизмы можно только посредством целостного рассмотрения профессионального развития человека от начала до конца, от момента принятия профессии до момента завершения активной профессиональной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.