Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парадоксы выбора в условиях неопределенности.






Определение функции ожидаемой полезности с теоретической точки зрения корректно, то есть при дополнении стандартного списка предположений аксиомой независимости такая функция существует. Сама аксиома независимости на первый взгляд вполне согласуется с интуитивным представлением о потребительском выборе, но в действительности выбор потребителей не всегда укладывается в рамки, описанные теорией. Рассмотрим классические примеры, демонстрирующие расхождения между теоретическими результатами и реальным выбором потребителей.

Парадокс Алле. Выбор потребителя не всегда соответствует теории ожидаемой полезности. Данный парадокс впоследствии получил объяснение с точки зрения теории сожаления, согласно которой человек может сожалеть о том, что он упустил то, что мог бы получить гарантированно. С точки рения теории сожаления выбор между первыми двумя лотереями в пользу L1 продиктован тем. Что эта лотерея сулит выигрыш с вероятностью, равной единице, а вторая сопряжена с риском остаться вообще без выигрыша. При выборе между двумя другими лотереями ни одна из них не гарантирует выигрыша с определенностью, поскольку обе лотереи с некоторой вероятностью дают нулевой выигрыш. Таким образом, при выборе между L3 и L4 мотив сожаления не оказывает влияния на выбор индивида.

Парадокс машина. В данном эксперименте индивидам предлагались лотереи, исходами которых являются не денежные суммы, а определенные товары и услуги. Рассмотрим ситуацию с тремя возможными исходами, соответствующими вариантам проведения досуга: первый исход соответствует поездке в Венецию, второй – посещению кинотеатра и просмотру фильма о Венеции, третий – проведению досуга дома. Изначально эти индивиды ранжировали эти исходы следующим образом: поездка, фильм, дом.

Далее этим же индивидам было предложено выбрать между следующими лотереями. Лотерея А сулила поездку в Венецию с вероятностью 0, 999 и фильм о Венеции с вероятностью 0, 1, а лотерея Б – фильм о Венеции с вероятностью 0, 999 и досуг, проведенный дома – с вероятностью 0, 1.

Индивид, предпочтения которого рациональны и удовлетворяют аксиоме независимости, должен был бы предпочесть лотерею А лотерее Б. Однако индивиды иногда имели обратные предпочтения выбирая лотерею Б. Эти люди объясняли свой выбор тем, что в случае если они не поедут в Венецию, их предпочтения относительно двух других альтернатив поменяются, поскольку они будут настолько расстроены несостоявшейся поездкой, что фильм лишь усугубит их состояние. Таким образом, на принятие решений может оказывать влияние и мотив разочарования.

Решение данных парадоксов может быть найдено в некотором ослаблении аксиомы независимости.

Несмотря на отмеченные противоречия между выбором потребителей и теорией ожидаемой полезности, в дальнейшем анализе предполагается, что аксиома независимости выполняется и соответственно предпочтения представимы с помощью функции ожидаемой полезности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.