Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школа человеческих отношений (1930-1950 г.).






В основу положений ШЧО положены разработки психологии и социологии. Основателем школы считается Элтон Мэйо (1880 -1949).

Исследователи этой школы исходили из того, что уровень удовлетворенности работников и производительность возрастают, если руководство применяет заботу о подчиненных.

Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы в основу управления поставить систему социально-психологических факторов. Задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать неформальные связи, которые существенно влияют на результаты деятельности. Э. Мэйо, по результатам исследований, сделал ряд выводов о закономерностях организационных процессов:

- выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями,

- рабочие чаще действуют как члены группы, нежели как индивиды,

- особое значение имеют неформальные лидеры.

Деятельность менеджера д. б. направлена не только на обеспечение роста экономических показателей, но и на рациональное воздействие на межличностные отношения в организации.

 

4. Школа поведенческих наук (1950 – по наст. вр.).

Представители школы: Ч. Барнард, А. Маслоу, Х. Херцберг, Д. МакГрегор. Основной целью школы поведенческих наук является повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Ч. Барнард работал над проблемами кооперации человеческой деятельности: индивиды уникальны, а организации кооперативны. Сохранение кооперации зависит от двух условий: от ее результативности и от присущей ей эффективности. Результативность характеризует достижение кооперативной цели, а эффективность – удовлетворение потребностей индивидов. Функции менеджера состоят в том, чтобы обеспечить совпадение кооперативного и индивидуального компонентов организации. Необходимо не только учитывать человеческий фактор в управлении, но и активно воздействовать именно на мотивы и интересы работников.

 

5. Математическая школа управления (1950 – по наст. вр.)

Данная школа основывается на широком применении средств математики для рациональной организации управленческого и производственного процесса. Здесь получили распространение функции, символы, целые модели операций. Формирование и развитие школы связано с Р. Аккоффом, С. Виром, Д. Форрестером. Достижением школы также считается создание системотехники - прикладной науки, исследующей задачи создания сложных управляющих систем. Процесс построения системы состоит из шести этапов:

- системный анализ,

- системное программирование (составление графиков, планов),

- системное проектирование (формирование компонентов будущей организации),

- создание программ математического обеспечения,

- ввод системы в действие,

- обслуживание системы.

 

Тема: Основные модели систем управления.

 

1. Классификация моделей менеджмента.

2. Особенности японской модели менеджмента.

3. Проблемы развития российского менеджмента.

 

1. Классификация моделей менеджмента.

В истории менеджмента принято выделять последовательно сменяющие друг друга на пьедестале лидерства американскую (традиционную), японскую (бихевиоральную) и маркетинговую (современную) модели.

 

Характеристика основных типов организации по Оучи.

Организация типа А (американская модель) Организация типа J (японская модель) Организация типа Z (маркетинговая модель)
1. Найм работников на относительно короткое время 1. Пожизненный найм работников. 1. Долгосрочный найм работников.
2. Индивидуальное принятие решений 2. Коллективное принятие решений 2. Коллективное принятие решений
3. Индивидуальная ответственность. 3. Коллективная ответственность. 3. Индивидуальная ответственность.
4. Быстрое развитие и продвижение. 4. Медленное развитие и продвижение. 4. Медленное развитие и продвижение.
5. Механизмы явного точного контроля. 5. Механизмы косвенного контроля. 5. Косвенный неформальный контроль с точными критериями.
6. Способствование развитию специализированной карьеры работников. 6. Способствование развитию неспециализированной карьеры работника. 6. Умеренно специализированная карьера работника.
7. Избирательное отношение к работнику как таковому 7. Целостный подход к работнику как личности. 7. Целостный подход, включая семью.

 

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальной установке на то, что успех организации зависит от внутренних факторов (рациональной организации производства, экономии на издержках, увеличении производительности труда и т. д.). Организация рассматривается как закрытая система. Основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства, организационная структура строится по функциональному принципу, решающее значение имеет контроль над процессами.

Суть маркетинговой модели определяется следующими моментами:

- ставка на человека самореализующегося,

- фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями,

- фирме должно быть присуще постоянное обновление, приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Данная модель основана на ситуационном подходе, то есть сориентированности организации на воздействия внешней среды (действия по ситуации). Все управление строится вокруг стратегического планирования.

 

2. Особенности японской модели менеджмента.

Японская система менеджмента является, пожалуй, наиболее эффективной, и основная причина ее успеха – умение использовать человеческий фактор.

Менеджмент в Японии отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятия прежде всего за счет повышения производительности труда работников. По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления:

1) Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Свобода от давящей угрозы увольнения и реальная возможность для продвижения по вертикали, создают рабочим обстановку общности с компанией (как одна семья). Стабильность создает комфортные условия обеспеченности будущего. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма.

2) Гласность и ценность корпорации. Все уровни управления и рабочие пользуются общей базой информации о политике и деятельности фирмы, что развивает атмосферу участия и общей ответственности, улучшает взаимодействие и повышает производительность.

3) Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию придается особое внимание.

4) Управление, ориентированное на качество. При управлении производственным процессом главная забота руководителей – получение точных данных о качестве. Качественная продукция – основной критерий оценки деятельности управляющего.

5) Постоянное присутствие руководителя на производстве. Это позволяет оперативно решать возникающие проблемы и накапливать новшества.

6) Поддержка чистоты и порядка.

 

Составляющими главного фактора японского менеджмента – организации трудовых отношений являются:

- система пожизненного найма,

- система продвижения и оплаты труда на основе стажа работы,

- наличие в каждой фирме своих независимых профсоюзов.

Японские рабочие и служащие получают достаточно широкое общее и специальное образование, чем больше человек работает, тем больше повышающих квалификацию программ он изучает. Соответственно в отношении таких дорогих работников действует система удержания или система пожизненного найма, которая распространяется на 30-35 % всех занятых. Однако данная система объясняется не только корыстными целями, но и особенностями японской культуры. При всем этом, отбор кадров в высокой степени жесткий и многоступенчатый.

На предприятиях проводится регулярная ротация персонала (раз в несколько лет), т. к., по мнению специалистов, длительное пребывание работника на одной должности и в одном подразделении вызывает потерю интереса к деятельности.

На японских предприятиях большое внимание уделяется горизонтальным связям – различным совещаниям руководителей разных подразделений и уровней управления.

Широко используется механизм групповой ответственности. Соответственно этому применяется и групповое стимулирование.

Проблема качества продукта решается в японских корпорациях очень эффективно и несколько нелогично для западных аналитиков. Одним из инструментов политики в отношении качества здесь выступают «кружки контроля качества».

 

Тема: Российский менеджмент и национальная культура.

1. Особенности российской культуры.

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Обратимся к исследователям русской культуры. В. О. Ключевский приводит следующий перечень черт национального характера великоросса: изворотливость в мелких затруднениях (смекалка); привычка к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями; больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед; больше осмотрительности, чем предусмотрительности; больше замечать следствия, чем ставить цели; каприз собственной отваги (авось); производить впечатление непрямоты, неискренности; думать надвое, и это кажется двоедушием; краткосрочное напряжение сил (аврал); приемлемость совместной работы на больших просторах.

П. Я. Чаадаев видел проявление противоречивости русского национального характера в следующем: деспотизме, гипертрофии государства, в жестокости, склонности к насилию, обрядоверии, безличном коллективизме, национализме и самохвальстве, в эсхатологически-мессианской религиозности, воинствующей безбожности, анархизме, вольности, в доброте, человечности, мягкости, сострадании, универсализме и всечеловечности, в слепой покорности, бунтарстве, в искании бога.

Г. Дилиганский указывает выделяет такие черты современного русского человека: способность к терпению, духовность, приоритет духовного над материальным, склонность к ценностной морально-этической рефлексии, государственность и патернализм, внутренний эскапизм, широта русской натуры, антиномичность, вопрошающее сомневающееся в самом себе самосознание, предрасположенность к социальной утопии, экстравертность, открытость к коммунакации, специфический индивидуализм, потребность во внешнем «образе», способность впитывать инородные культуры, защищая при этом свою самобытность.

Для культуры русского человека характерна фетишизация власти в восточном стиле. Государственная власть определяется формулой: «желание участвовать в управлении, но не брать на себя ответственности». На базе исследований, проведенных в МГУ, были составлены альтернативные модели участия в управлении:

 

Полномочия делегируются     Бездверная политика   Реальное участие в целях улучшения   Желание брать на себя ответственность
Власть централизована   Политика закрытых дверей   Вынужденное участие для выживания   Желание участвовать, но не брать на себя ответственность
Российская модель Американская модель

 

 

Россия сочетает в себе черты европейских и азиатских народов, при этом имея свою самобытную культуру. В связи с этим можно ориентироваться на общераспространенные черты общества Запада и Востока, но при этом не ждать от этих сведений 100 % результата.

Рассмотрим основные характеристики статуса группы в системах менеджмента Японии, России и США.

 

Япония Россия США
1. Работа в группе как цель 1. Работа в группе как средство 1. Работа в группе как средство
2. Способ жизни 2. Защитный элемент 2. Путь к рационализму
3. Естественное поведение 3. Необходимое поведение 3. Реализуемое поведение
4. Привычка 4. Принуждение 4. Сознательность
5. Эффективность 5. Выживание 5. Производительность
6. Качество и способ делать лучше 6. Масштаб или способность делать больше 6. Способ делать дешевле

 

Ряд особенностей российского менеджмента определяется культурной спецификой, но существуют и те стороны, которые объясняются недостаточным развитием теории и практики менеджмента рыночного типа.

 

2. Профессиональная подготовка российских менеджеров.

Менеджмент – это специальность, профессия и квалификация, требующая фундаментального основания: экономического, технологического, информационного, юридического, социального и психологического. Менеджмент необходимо рассматривать как инновационный тип управления в системе горизонтальных рыночных отношений между производителями, потребителями и посредниками. Как правило, в российских ВУЗах менеджеры готовятся как специалисты смешанного типа: экономист-менеджер, инженер-менеджер, технолог-менеджер и др.

Профессионализация менеджера определяется шестью факторами:

- профессиональной подготовкой самого менеджера,

- профессионализмом команды управления,

- организационными и социально-экономическими условиями,

- стимулированием реализации потенциала менеджера,

- духовностью, терпимостью и поиском правды,

- созидательным проявлением любви к Родине.

Критериями оценки менеджера как специфического товара на рынке труда следует считать:

- профессионально-квалификационные характеристики (содержание его знаний, умений навыков),

- физические (социально-демографическая ситуация в регионе),

- психомотивационные (психические особенности, характер мотиваций и целей),

- специфические (предпочтения конкретного работодателя)

 

Тема: Стратегическое планирование в организации.

 

1. Понятие и содержание стратегического планирования.

 

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

СТРАТЕГИЯ представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

ВНУТРЕННЯЯ КООРДИНАЦИЯ. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Когда Гарольд Джинин был одним из директоров «Интернэшнл Телефон энд Телеграф», он отвечал за объединение деятельности более чем 250 различных предприятий, в состав которых в то или иное время входили «Гриннел Кантин», «Хартфорд Файэр Иншурано и «Авио. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

ОСОЗНАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Модель процесса стратегического планирования представлена на рисунке 1

 

 

Рис. 1. Процесс стратегического планирования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.