Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советское государство и право в 30-е годы (в период развернутого социалистического строительства в СССР).






5. Государство и право в период «развитого социализма» (1977 – 1985 гг.).

1. Великая российская революция (февраль – октябрь 1917 г.).

 

27 февраля 1917 года императорская власть в России была свергнута, а 1 марта из состава Государственной Думы было создано Временное правительство, институт по своему характеру буржуазно – демократический. Но почти одновременно в Петрограде по инициативе социалистических идей появился на Совет рабочих и солдатских депутатов – орган революционной инициативы рабочих и солдат Петроградского гарнизона. В первые же дни были упразднены карательно-охранительные учреждения старой власти, а затем и вся прежняя бюрократическая система. На местах управление перешло к земствам и комитетам Временного правительства, создавалась гражданская милиция, наряду с Советами создавались различные общественные организации, в основном антимонархические, но нередко лишенные четкой социальной ориентации. Россия оказалась самой свободной страной из всех участников первой мировой войны и одновременно самой неуправляемой. Временное правительство правоприемствовало в своей практике большинства норм основных законов Российской империи, продолжила внешнеполитическую линию участия в мировой войне, воздерживалось от радикальных мер в решении аграрного вопроса, наиболее острого при сохранении прежнего дворянского землевладения и при крестьянском малоземелье. Высокая инфляция, ухудшение продовольственного снабжения городов, разрушение крестьянских хозяйств, вследствие военных мобилизаций добавляли остроты в разбуженную революцией массу населения. Чем дальше от февраля, тем больше движение низов выходило из-под контроля власти.

Временное правительство своей административной и правовой деятельностью пыталось стабилизировать ситуацию, демократизировать местное управление, поддерживало создание фабрично – заводских комитетов, земельных комитетов, принимало усилия по организации продовольственного обеспечения, по снабжению армии, по юридическому обеспечению принимаемых мер и т.д. Вместе с тем, будучи Временной властью, оно считало своей основной задачей подготовить созыв Учредительного собрания – органа всенародно избранной власти, способной на радикальные решения.

Между тем, Советы рабочих и солдатских депутатов, воспринимаемые массовым сознанием как органы народной власти, получали все большую поддержку, саботировали меры Временного правительства как буржуазного, вторгались явочным порядком в реорганизацию армии, вооружали рабочих, поддерживали захваты помещичьих земель и т.д. В сложившемся в стране двоевластии фактическая сила оказалась у Советов. Попытки Правительства в августе – сентябре 1917 года выработать платформу для объединения демократических сил и создать институт порядка окончились неудачей. Страна продолжала скатываться к анархическому хаосу.

В этой обстановке наиболее организованной из всех политических партий и социалистических группировок выступила партия большевиков – РСДРП(б) (Российская социал – демократическая партия (большевиков) во главе со своим выдающимся вождем В.И. Лениным. Именно он предпочел курс на социалистическую революцию в стране, где нет ни объективных, ни субъективных предпосылок для ее победы. Это Ленин сознавал и признавал. Но он полагал, что в тех условиях Россия может начать социальную революцию, а более зрелый и организованный европейский пролетариат поддержит и разовьет ее в победу социализма. Ленин увлек своим планом Партию большевиков на захват власти 25 – 26 ноября 1917 года. Так началась новая, по последствиям всемирно – историческая, полоса социалистического эксперимента на земном шаре.

Собравшийся в день восстания большевиков II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил низвержение Временного правительства и передачу власти Советам. Здесь же были приняты обращения к народу, декрета о мире и земле, в которых была изложена демократическая платформа большевиков: власть народу, рабочий контроль за средствами производства, земля крестьянам, справедливый мир без аннексий и контрибуций. Возведя основные требования народа в правовую основу государственной политики, большевики тем самым получили прочную и массовую поддержку. Вслед за тем, в «декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа», опубликованной 3 января 1918 года, они обнародовали уже часть своей социалистической программы, которая была отвергнута Учредительным собранием (что и послужило причиной его роспуска). Но были принята III Всероссийским Съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, т.е. представительным собранием трудящихся России. Этот же документ («декларация…») стал преамбулой первой Советской Конституции принятой V съездом Советов в июле 1918 года.

2. Советское государство и право в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 – 1922 гг.).

К лету 1918 года Советы как органы власти трудящихся утвердились на большей части бывшей Российской империи. Но уже с весны 1918 года их сторонники были втянуты в ожесточенные военные действия противниками революции, объявив социальным содержанием новой власти диктатуру пролетариата и безземельного крестьянства, отменив частную собственность на землю и передав ее в руки крестьянских комитетов, развернул вольно и невольно (как следствие саботажа) национализацию промышленности, большевики резко и глубоко раскололи общество на друзей и врагов революции. Среди последних оказались не только представители имущих слоев населения, царской бюрократии, офицерского корпуса и священнослужителей, но и интеллигенции. Советская власть оказалась перед огромными трудностями не только в силу военного и скрытого сопротивления врагов революции, но и в формировании механизма государственного управления, в организации народного хозяйства, финансовых средств и т.д.

Через ожесточенные бои на многих фронтах гражданской войны, идея заговора и мятежа защитников монархии и буржуазной демократии, идея локаута и саботажа специалистов, через голод и разруху в городах, через жестокую мобилизацию всех сил партии большевиков и рабочего класса, шло строительство нового государственного аппарата, новых институтов права, суда, защиты революции и административного управления.

Уже в ноябре 1917 года был принят первый декрет о суде и революционном трибунале.

Все старые органы суда, прокуратуры, адвокатуры, как и их правовая основа, упразднились. Тогда же был создан при Совнаркоме Высший Совет народного хозяйства с отделениями на местах для управления промышленными заведениями. При ВСНХ был создан Всероссийский совет рабочего контроля – общественная организация с широкими полномочиями в сфере фабрично – заводского труда. В декабре 1917 года при Совнаркоме была создана ВЧк – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажами, спекуляцией, коррекций и другими крупными уголовными преступлениями. В период гражданской войны ее подразделения широкие карательные права, начиная от ареста подозреваемых, следствия, вынесения решения и до приведения приговора в исполнение.

В первой половине 1918 года была создана система централизованного управления промышленностью (Глав Кири), развернулось поземельное устройство крестьян на основе Декрета II съезда Советов, создавалась Красная армия первоначально на добровольческой, а затем на основе всеобщей воинской повинности. Но оружие выдавалось только представителям рабочих и крестьян. Летом 1918 года вновь созданная Советская милиция сменила старую земскую.

Отвергнув прежнее право как самодежавно – буржуазное, упразднив его институты, Советская власть вынуждена была на совершенно голом месте строить новую систему правовых воззрений и институтов права. Теоретической основой была взята психологическая теория права Л.И, Петражицкого. По ней важнейшим фактором правовой реальности являлось правосознание, т.е. психическая реакция субъекта права на ситуацию. Эта психореакция мотивировалась не только интересами субъекта права, сколько нормами общественного поведения и их признанием, т.е. в основу ложились не сами нормы и правоотношения, а правосознание, у революционизма «революционное правосознание». Положенное в основу судебной практики «революционное правосознание» опиралось на понятие «революционной целесообразности», революционного порядка (поскольку превыше всего благо революции, это ее основной закон).

Таким образом, социально – политическая или классовая мотивация не только была положена в основу правотворчества, но и подчинила себе всю систему правоотношений.

Революционное правосознание стало исходным источником советского права, а основной базой права стали декреты органов власти, управления и даже общественных организаций (особенно партии большевиков).

Первая советская Конституция (июль 1918 года) была выдержана жестко в рамках этого классового революционного права, закрепляя права только за трудящимися классами. Она рассматривалась составителями как документ переходного периода: от капитализма к социализму, при котором не будет ни классов, ни государства. Российская республика рассматривалась как начальный шаг к мировой революции пролетариата. Диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства как основное средство преобразования мира эксплуатации, созданного буржуазией, наделяла, по Конституции, рабочий класс всеми средствами производства, образования, управления, гражданскими правами, материальными ресурсами. И наоборот: представители господствующих классов лишались средств собственности, избирательных и других гражданских прав, на них распространялась обязательная трудовая повинность, они не могли работать в советских учреждениях и т.д.

В том же 1918 году были разработаны и приняты первые советские кодексы права: семейно – брачных отношений и кодекс Законов о труде. Последний предоставил рабочим широкие права как на труд, так и социальное обеспечение. Впервые в мире закреплялся 8 – часовой рабочий день, страхование за счет государства, заработная плата не ниже прожиточного минимума, ограничение в труде женщин и подростков и т.д.

Конечно, в условиях гражданской войны далеко не все советские правовые акты работали в декларируемом объеме, особенно в части материального обеспечения рабочих и крестьян. Однако в самом их провозглашении уже была большая социальная значимость. Реализовывать же в полном объеме провозглашенное Советской властью права рабочих и крестьян не позволяла разгоравшаяся с весны 1918 года и охватившая уже и осень этого года большую часть территории бывшей российской империи гражданская война. Буржуазно – монархическая контрреволюция была поддержана иностранной интервенцией Англии, Франции, Японии. Защищаясь революционная власть ввела жесткую систему чрезвычайных мер и чрезвычайных организаций управления. Широкие полномочия получали органы ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии), Ревтрибуналы, ревкомы, а в деревне были созданы в помощь продотрядам Наркоматы продовольствия, крестьянские комитеты бедноты, действия которых были направлены против зажиточной части деревни и фактически раскололи ее на две части: противников и сторонников Советской власти и революции в целом. Политика чрезвычайных мер позже получила неадекватное содержанию название «комитеты временного коммунизма», а Ленин называл ее «Красногвардейской атакой на капитал». Суть ее сводилась к тому, что в 1918 – 1921гг. государство действовало преимущественно административно – силовыми, принудительно – репрессивными методами. Посредством национализации оно стало монополистом в сфере производства и распределения промышленной продукции. Свертывалась вся система рыночных и товарно – денежных отношений. Она заменялась прямым продуктообменом. Налог с крестьян был заменен продовольственной разверсткой, по которой у крестьянина чаще всего методами реквизиции изымались все продукты, кроме семенного фонда и прожиточного минимума. Насаждались и поощрялись коллективные формы хозяйства и потребления (коммуны, кооперативы, советы и др.). Все население мобилизовались на выполнение трудовой повинности, т.е. на работу там и тогда, где и когда указывали органы власти. Против врагов революции был объявлен «красной террор».

Благодаря этим мерам советская республика выстояла против многочисленных врагов. Но страна была разрушена. Голод, усугубленный неурожаем 1921 года, долгие военные бедствия новыми многочисленными жертвами. Крестьянские восстания реально угрожали разрывом политического союза с рабочим классом, существовавшие в период гражданской войны и обеспечившие в ней победу большевиков и Советов. Крестьяне восставали против продразверстки и многочисленных повинностей. Перед руководящей диктатурой пролетариата партии большевиков встала проблема сохранения власти и одновременно советского строя.

3. Советское государство и право в период новой экономической политики (1921 – 1929гг.).

В условиях кризиса советской власти В.И. Ленин выдвинул план отказа от прежней внутренней политики («военного коммунизма») и использования частной инициативы (и капитала) для восстановления народного хозяйства. В 1921 году продразверстка была заменена значительно меньшим по размерам продовольственным налогом с крестьян. Разрешена частная торговля и товарные свободные отношения. Часть национализированных предприятий была возвращена их крестьянским владельцам. Разрешена аренда земли и промышленных заведений, введен хозрасчет на государственных предприятиях и т.д. Иначе говоря, было допущено капиталистическое хозяйство во всей структуре, но под контролем Советской власти и при сохранении в ее руках всего комплекса крупного хозяйства (транспорта, торговли, заводов – фабрик и т.д.).

Одновременно в области права государство также частично вернулось к признанию тех социальных норм институтов, которые ранее отвергло как буржуазное. Так в Гражданском Кодексе, принятом в 1922 году, частная и кооперативная собственность признавались наряду с государственной (к правовой защите). Частные предприниматели получили право кредита, аренды государственных предприятий. Договорные отношения в хозяйственной деятельности заменили прежние административные. Вернулась норма договорного наследственного права (завещательная форма).

В 1922 году были приняты уголовный кодекс РСФСР, земельный, лесной, процессуальный кодексы. Все они в той или иной мере отражали изменение государственной политики в области права собственности и личности, восстанавливали процедурные институты и нормы классического судопроизводства (вернулись к прокуратуре и адвокатуре, в частности). Принятые меры помогли уже в 1925 году восстановить довоенный уровень хозяйства, в том числе сельского, снять социальное напряжение в массе трудящегося населения.

Одновременно это были годы развернутого государственного строительства. В период гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовалось несколько независимых государств – Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Прибалтийские республики и другие. Возглавляли их национально – демократические, но антибольшевистские по – своему характеру правительства. Придерживаясь своего программного принципа – право наций на самоопределение – большевики, вместе с тем, прилагали все усилия для утверждения в этих республиках власти Советов. Победа Советов во главе с национальными организациями партии большевиков, послужила основой их объединения в новое государство – Союз Советских Социалистических республик (СССР).

В конце 1922 года процесс разработки нормативной базы объединения завершился принятием федеративного принципа, по которому на равных правах РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан и Армения одобрили основные пункты Конституции СССР и в декабре 1922 года на I съезде Советов утвердили Декларацию и договор об образовании СССР. Конституция нового государства была принята в январе 1924 года на II съезде Советов СССР.

Конституции состояли из двух разделов: Декларации об образовании СССР и договора об Образовании СССР. Обе части содержали принципы объединения, структуру органов власти, компетенцию Союза и республик, полномочия, нормы представительства в союзных учреждениях, механизм органов власти и т.д. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР, а исполнительным и распорядительным - Совет народных комиссаров СССР. В последующие годы национально – государственное строительство развивалось как в направлении образования новых социальных и автономных республик, так и по развитию органов власти и управления. В 1925 году была принята новая Конституция РСФСР, а затем и других союзных республик. Законодательная работа в 20-е годы стала одним из основных направлений государственного строительства в СССР.

На сессии центрального исполнительного комитета СССР (ЦИК СССР) в октябре 1924 года были приняты Основы Судоустройства и Судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Закреплялась единая судебная система во главе с Верховным судом СССР. Тогда же (в октябре 1924 года) были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. На его основе в 1926 году была принята новая редакция Уголовного кодекса РСФСР, где получили разработку разделы о государственных и воинских преступлениях. В декабре 1928 года принимаются Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Национализация земли и исключительное право государственной собственности на нее закреплялось на всей территории СССР. Все сделки с землей объявлялись недействительными. Одновременно законодатель рекомендовал переход для крестьян к коллективным формам хозяйства как средствам социалистического землевладения. Коммунам, картелям, товариществам по совместной обработке земли устанавливались льготы по сельхозналогу, кредитование, наделению землей, машинами и т.д. В то же время с 1926 года властными органами была взята линия на жесткое ограничение «кулацких хозяйств», т.е. зажиточной части крестьянства, в которой руководство партии большевиков усматривалось опасность буржуазного развития.

Руководящая всем государственным строительством в СССР партия большевиков (российская коммунистическая партия (большевиков) с 1919 года) приняла название в 1925 году на своем XIV съезде Всероссийской коммунистической партии (большевиков) (ВКП (б)). Ее национальные подразделения окрепли и взяли на себя идейно – политические властные функции к середине 20–х годов во всех союзных республиках. В системе Советов партия коммунистов стала монопольной политической силой, фактически возглавляющей и направляющей их деятельность. По ее инициативе новая экономическая политика начала ограничиваться, а затем свертываться уже в 1926 – 1929гг.

4. Советское государство и право в 30-е годы
(в период развернутого социалистического строительства в СССР).

 

Стратегический план В.И. Ленина на поддержку революции в России выступлениями европейского пролетариата и на этой основе возможности ее перерастания в социалистическую оказался несостоятельным. Уже в середине 20-х годов перед партией большевиков встала проблема дальнейшего пути - возможности строительства социализма в России. Силами России. После смерти В.И. Ленина в 1924 году внутрипартийные дискуссии по этому вопросу завершились победой И.В. Сталина, тогда генерального секретаря ЦК ВКП(б), убедившего своих соратников в возможности социалистического строительства в СССР даже при капиталистическом окружении. Это положение становится с середины 20–х годов руководящим принципом внутренней и внешней политики СССР. Во исполнении его был взят курс на индустриализацию народного хозяйства и почти одновременно – на коллективизацию сельского хозяйства. В крестьянской стране решить ту и другую задачу, тем более в намеченном большевиками сжатые сроки, было делом чрезвычайной сложности. Руководство страны, а по сути Центрального Комитета ВКП(б), пошло не столько путем наращивания производственных мощностей и создания материальной базы социалистических преобразований, сколько применением штатского в гражданскую войну и в период НЭП, а методом административно – принудительного диктата. Коллективизация сельского хозяйства проводилась в 1929 – 1934 гг. с применением массовых нарушений гражданских и имущественных прав крестьянства, нередко методами административно – принудительными, экспроприации значительной части деревни. В уничтожении индивидуальных крестьянских хозяйств власть опиралась частично на бедноту, но больше на рабочий класс и органы принуждения. По сути это было продолжение гражданской войны, но уже не против буржуазии, а против недавнего соперника в этой войне. К 1936 году место личных крестьянских хозяйств заменяли по всей стране коллективные хозяйства (колхозы).

Тем самым советская власть решила сразу несколько задач: значительно увеличила товарность сельского хозяйства и получила в свое распоряжение управление ею, в целом получила возможность контроля и управления сельским хозяйством, исключила возможность появления в деревне буржуазных элементов и вероятной оппозиции социалистическим преобразованиям. Формально ликвидация крестьянской частной собственности создала основу социально однородного общества социалистического типа.

В сущности весь период от октября 1917 года и до конца коллективизации характерен в советской государственной практике преимущественным развитием и совершенствованием институтов принуждения, административного волюнтаризма, подчинением закона революционной (затем социально – партийной) целесообразности и властной вседозволенности. Возникшая в результате этой практике у немалой части советских руководителей убеждения в универсальности институтов и методов принуждения легло в основу системы административно – командного управления.

При этом партийная власть срослась с государственной властью и подчинила ее. Партийные руководители стали одновременно государственными руководителями. Вся хозяйственная система, Советы всех уровней, все общественные организации оказались под жестким контролем партийных органов, в рамках централизованного аппарата управления. Государство, все его институты оказались под властью и в полном распоряжении партийной номенклатуры, быстро (без какого – либо контроля над нею) превращавшейся в основной слой привилегированной бюрократии. Стало сбываться предостережение оппонентов большевиков из социалистического лагеря 1917 года (меньшевиков и социалистов – демократов) от опасности перерождения руководства партии от идейных базисов во властную элиту – власть любой ценой. Отсюда уже был один шаг к тоталитарной системе с культом вождя партии наверху.

Разумеется, неизведанность путей построения нового государства и общества, апробация впервые в истории модели социализма неизбежно наложили свои отпечатки на социалистическую практику. Тем более, что эксперимент история ставила в стране менее всего пригодной для этого. Отбросив в первые годы все прежнее в государстве как буржуазное, и потому непригодное для социализма, Советская власть постепенно возвращалась в рамки опята цивилизации. Инструментом руководства национализированной и централизованной экономикой стало планирование, с 1929 года – пятилетка. Выстраивается кредитно – финансовая система, где Госбанк становится с 1930 года единственным распорядителем краткосрочных кредитов, с 1934 года вводится производственно – территориальный принципы управления экономикой, принятые в 1932 – 1935 гг. уставы сельхозартели стали по сути государственными регламентами колхозного хозяйства, в 1934 году создается объединенный Наркомат внутренних дел СССР (НКВД СССР), централизовавший систему органов безопасности. В его состав вошло ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление) – инструмент борьбы с инакомыслием и политическими (идеологическими) преступлениями. В систему НКВД вошло созданное в 1930 году Главное управление лагерей (ГУЛАГ), система тюрем и концлагерей преимущественно для политических заключенных. В 30-е годы складывается единая система судоустройства СССР, союзных и автономных республик. Вершиной и своеобразным итогом Законодательства в 30-е годы стала принятая в 1936 году Конституция СССР – наиболее совершенный в сравнении с предшествующими – документам советского права.

Конституция 1936 года провозглашала построение социалистического общества в СССР. Его экономической основой закреплялась общественная собственность в форме государственной и колхозно – кооперативной. Высшим органом государственной власти вместо Всесоюзного съезда Советов стал двухпалатный Верховный Совет СССР с прямыми выборами депутатов.

Президиум Верховного Совета СССР стал постоянно действующим высшим органом власти. Правительство СССР (Совнарком СССР) сохранило свое название и структуру. Советы всех уровней стали называться Советами депутатов трудящихся, подчеркивая тем самым социальную однородность общества. По той же причине все граждане СССР получили право участвовать в выборах во все органы власти (кроме лишенных этого права по суду). Впервые в Конституции было закреплено право Коммунистической партии определять и направлять действия всех государственных и общественных организаций СССР. Всем субъектам федерации предоставлялось право выхода из СССР и право собственного конституционного устройства. Закреплялось единое гражданство на всей территории СССР и единое основное право. Среди них право на труд, отдых, бесплатное образование, обеспечение по старости и при потери трудоспособности. Конституция декларировала полный перечень политических прав гражданина, но фактически в рамках Советской идеологической и политической доктрины.

Вся полнота власти по Конституции 1936 года сосредотачивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей, как и ранее, отвергался как «буржуазный». Среди правовых источников ведущая роль отводилась закону. Формально – это всякий акт, принятый представительным органом. В материальном смысле он не всегда исходил от законодательной власти, но всегда содержал нормы общего значения. По Конституции 1936 года формальная и материальная аспекты Закона всегда совпадали. Делегирование властных функций, имевшее место на практике, от одного органа другому по существу ничего не меняло, поскольку осуществлялся жестко в пределах властной единой системы.

С начала 30-х годов сращивание руководящих органов государства и коммунистической партии все чаще реализовывалось в совместно принятых нормативных актах, т.е. вопрос делегирования руководящей функции практически снимался. Процесс концентрации политической власти внутри целого круга партийных и государственных чиновников, сопровождавший эту тенденцию, одновременно сопровождался процессом сужением гражданских прав основной массы населения. Особенно это было заметно в области трудового, колхозного, административного и уголовного права. Полное отсутствие реального общественного контроля за органами власти превращало их в самодовлеющую и самодостаточную систему над правом и обществом. Последние особенно проявилось в 30-е годы с введением паспортов и института прописки, поставивших население под жесткий контроль администрации. Колхозники, вообще не получившие паспортов, оказались привязанными к месту труда и жительства, без права на свободное передвижение по стране. Принятые в апреле 1939 года постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов» не просто закрепляло рабочую силу за колхозами, а превращала колхозника в крепостного, окончательно лишенных гражданских прав.

Вместе с тем, 30-е годы были временем напряженного труда и быстрого развития Советского государства и общества. Выполнение пятилетних планов создало основу тяжелой промышленности, развитию машиностроения, электротехнической, химической, горнодобывающей и других отраслей народного хозяйства. К концу 30-х годов было объявлено о ликвидации неграмотности, высокими темпами шло формировании советской интеллигенции, подготовка инженерно – технических кадров, создавались научные институты, система высшего и профессионального образования. Менялся культурный облик страны, наращивался экономический потенциал. Особое внимание в условиях международной независимости советское правительство обращало на развитие военно – технических отраслей промышленности. Гигантский подъем трудового энтузиазма советского народа сопровождал социалистическое строительство в 30-е годы и был его основой. Умелая партийно – государственная пропаганда служила мощнейшим средством мобилизации социальных ресурсов. Она носила тотальный характер, будучи целиком в распоряжении официальных институтов власти. Любая публичная критика мероприятий власти не могла быть гласной, рассматривалась как враждебные происки.

Очевидно, в связи с последним стоят массовые репрессии в стране, природу и характер которых до сих пор правоведы и историки объясняют неоднозначно. Начиная с жертв коллективизации в последующие годы, репрессии обрушились на интеллигенцию, военных, рабочих. Не миновали они и части Советского аппарата управления, участников бывших оппозиционных групп в ВКП(б). По официальной пропаганде правоохранительная, карательная и партийно – идеологическая диеты очищали страну от «врагов народа» и социализма: недобитых представителей буржуазии, шпионов и агентов капитализма, двурушников и прирожденцев в рядах партии и т.д.

Возможно какие - то основания для такой чистки внутри страны были: далеко не все участники социалистических преобразований разделяли методы и принимали формы партийного руководства государственными и социальными преобразованиями. Особенно в связи с постоянным нарушением законов и прав трудящихся. Выращенный партийной номенклатурой уже в начале 30-х годов культ непогрешимого вождя и теоретика социализма Генерального секретаря ЦК ВКП(б) В.И. Сталина стал символом победного движения к коммунизму в СССР.

Выдвинутый им тезис в середине 30-х годов о том, что по мере успехов социализма в СССР классовая борьба в стране будет обостряться, фактически и лег в основу массовых репрессий.

У наиболее наблюдательных современников складывалось впечатление, что Сталин и его помощники норовили очистить страну от наиболее социально зрелых и аналитично критических по отношению к тоталитарному режиму элементов советского общества. Создаваемый в результате этого режим политической власти и государственно – экономической системы уже к концу 30-х годов утрачивал свой революционный фундамент и превращался в нечто схожее с прежним царским феодально – крепостническим режимом, несмотря на внешнее яркое интернационально – пролетарское оформление. Умелое партийное манипулирование огромной созидательной энергией трудящихся создавало внешне вполне благополучную картину социально – государственных успехов. Субъективная позиция руководителей в данном случае суть дела не имела.

5. Государство и право в период «развитого социализма» (1977 – 1985 гг.).

 

В общей характеристике состояния советской государственно – политической системы и общественной жизни в период от XX съезда КПСС и до середины 60-х годов получил название «оттепели» по наметившейся тенденции либерализации и поискам оптимальных форм административно – хозяйственной организации. По аналогии с этим последующие двадцать лет обозначались как период «застоя», иногда стагнации. Однако последняя характеристика не отражает всего объема и содержания государственно – правовой практики тех лет и общественно – политической жизни населения. Если партийно – государственное руководство в эти двадцать лет благодушно – спокойно относилось к тревожным тенденциям, то управленческий аппарат, советская общественность чем дальше, тем больше ощущали на себе налогообложение в хозяйственных делах, в пропаганде, в бытовом обеспечении. По существу системный кризис выходил на поверхность, а его старательно не замечали в верхнем эшелоне власти.

Сложившаяся еще в предвоенный период командно – административная система управления народным хозяйством, жесткой вертикалью соподчинения во всех звеньях, фактически исключала творческую самодеятельность снизу, не допускала инициативных решений, культивировала бюрократическое всевластие. Сращивание государственной организации с партийной, начавшееся с истоков Советской государственности, привело к верховенству Коммунистической партии в государственном механизме, к полной зависимости институтов государства от партийной организации. Организация, юридически безответственная перед властью и обществом, встала над тем и другим. Постановления в разные годы Съездов Советов, ВЦИКа, его Президиума, Верховного Совета о полномочиях Советов, об оживлении их работы не выполнялись руководившими этим процессом партийными организациями. Очевидно, принятое в 1971 году, Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» также не увенчались успехом.

С приходом к партийной власти Л.И. Брежнева (1964 – 1982гг.) вернулись к отраслевому управлению народным хозяйством, увеличилось число министерств и государственных комитетов (к 1978 г. до 80), вновь ужесточилась отчетность, расширились полномочия Госплана, Госснаба СССР в сторону контрольных функций.

Вместе с тем отчасти осознанная вследствие необходимость укрепления социальной основы реализовалась в реорганизации органов народного контроля, создании народных дружин содействия милиции, товарищеских судов, домовых комитетов и т.д. В 1965 году была создана единая система государственных органов народного контроля СССР, создан Комитет народного контроля. В 1974 году был принят Указ Президиума Верховного совета СССР «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка». На основе его создавались повсеместно народная дружина в помощь милиции, народные посты на предприятиях и в учреждениях. Тогда же были по Указу Президиума уточнены права милиции, ее подчинения. Линия на предоставление общественности более активного участия в органах управления получила дальнейшее развитие в Конституции СССР 1977 года и РСФСР 1978 года.

Решение о необходимости выработки новой Конституции СССР было принято еще в 1961 году на XXII Съезде КПСС, но подготовлена она была лишь через 15 лет. В основу ее легла Конституция о построении в СССР «развитого социалистического общества» и создания «общенародного государства». В качестве основной цели развития указывалось построение «бесклассового общества» при перерастании государства в общественное самоуправление. Социалистическая собственность на средства производства составляла основу экономической системы, а Советы народных депутатов – основу политической системы.

В Конституции защищалась (ст.6) «руководящая и планирующая» роль Коммунистической партии, а также новые гражданские права – на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на критику действий государственных организаций и т.д. Впервые в Советском праве Конституция подчеркивала роль личности, охрану ее прав и свобод. Также впервые на конституционном уровне закреплялись права на охрану здоровья, жилища, свободу творчества. Сохранялось право республик на свободный выход из СССР как единого всесоюзного многонационального государства.

Система высших государственных органов оставалась в основном прежней. Верховный совет СССР осуществлял высшую власть, а его Президиум – постоянно действующим представителем этой власти. Правительственные функции осуществлял Совет министров СССР.

В Конституции была выстроена единая система органов судопроизводства: народный (районный) суд, областной (краевой) суд, суд автономной республики, верховный суд автономий, Верховный суд СССР. Аналогично строилась система прокуратуры. Появились органы государственного арбитража.

В целом этот документ содержал намерения более широкого привлечения общественности к делам государственного управления. Вслед за Конституцией СССР в 1978 году была принята новая Конституция РСФСР, соподчиненная в основных нормах союзной. Одновременно с Конституцией СССР была развернута энергичная кодификационная и законодательная работа, целью которой было стремление учесть в правовых нормах и институтах изменения, произошедшие в стране в предшествующие десятилетия. В то же время принимались по сложившейся практике нормативные документы ЦК КПСС с Президиумом Верховного совета, с Советом Министров СССР. Эта же практика продолжала набирать силу и в союзных республиках. С конца 70-х годов развернулась работа над Основами гражданского законодательства и над Сводом законов СССР.

В 1981 году Верховный совет СССР принял Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик, на базе которого был принят в 1983 году Жилищный кодекс РСФСР. В 1984 году был принят Кодекс об административных правонарушениях в РСФСР, еще раньше принимается Кодекс законов о Труде РСФСР, Кодекс законов о семье и браке, Водный кодекс РСФСР (1972), Лесной кодекс. Впервые было кодифицировано исправительно – трудовое законодательство СССР и союзных республик, пересмотрен ряд нормативных положений уголовного права СССР.

Этот перечень нормативных актов свидетельствует об энергичных попытках институтов власти откорректировать правовые основы государственной практики с учетом нового уровня государственного развития и потребностей общества. Теоретический постулат XXIV съезда КПСС, закрепленный в Конституции 1977 года как утверждение о вступлении СССР в новый этап своего развития – этап «развитого социализма», стимулировал отмеченную законодательную деятельность.

Устаревшие нормы права подвергались пересмотру и уточнениям. Подвергались критике и некоторые критерии, дефиниции советского права. Но все новации не затрагивали ни основ экономических явлений в том и другом.

В 1984 году Верховный совет РСФСР принял Кодекс РСФСР об административных нарушениях. Впервые государство кодифицировало важнейшую область государственного принуждения – административную ответственность, установило принципы, порядок изменения, а также составы административных проступков. В 70-е годы возрождается практика всенародных обсуждений важнейших законопроектов. Однако эти оказывают существенного влияния на создание законов. Они носили преимущественно демонстративный характер.

Завершение кодификаций основных отраслей права, систематизация законодательства и попытки планировать законодательную деятельность – таковы подвижки в области права в 70-е – начале 80-х годов. Видимо ошибочно будет утверждение о том, что они не оказывали никакого влияния на экономическое и социальное развитие СССР. Но определенно можно сказать, что они существенно не влияли на это развитие. Кризисные явления в народном хозяйстве набирали силу как в 60-х годах, так и в 70-е годы.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.