Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Становление конфликтологии как науки






Вопрос 2. Методы конфликтологии

  1. Основные методы конфликтологии
  2. Эксперимент
  3. Исследование документов
  4. Опросы
  5. Наблюдение
  6. Программа исследования

 

1. Основными методами конфликтологии являютс я.

эксперимент;

• исследование документов;

• опрос;

• наблюдение;

• комплексное исследование.

2. Эксперимент — эмпирическое исследование. Опирается на теорию и методы других наук: социологии, психологии и т. д. В ходе эксперимента моделируются ситуации из реальной жизни и теоретические гипотезы проверяются на практике.

3. Исследование документов - изучение информации, закреплен­ной на специальном носителе. Информацию о конфликтах между странами, организациями и отдельными людьми исследователь может получить из архивов, газет, данных статистики. Виды документов:

• официальная документация государственных и общественных организаций;

• пресса;

• литература;

• личные документы (дневники, письма);

• фонетические (радио, магнитные пленки, грампластинки);

• микрофильмы;

• магнитные (дискеты) и оптические носители компьютера;

• Интернет.

4. Опрос — сбор мнений, ответов различных людей по исследуемым вопросам с помощью тестов, анкет и пр. Опрашиваются '.

• участники конфликта;

• сторонние наблюдатели;

• эксперты.

5. Наблюдение проиесс. при котором исследователь является:

участником наблюдаемой ситуации (включенное наблюдение);

• или сторонним наблюдателем (обычное наблюдение). Наблюдение является наиболее распространенным и простым методом исследования. Главное его отличие от других методов состоит в том, что наблюдение проходит в естественных условиях.

6. Исследовательский процесс не должен сводиться к применению одного или нескольких методов. Конфликт требует комплексного исследования, которое основано на использовании разных методов.

 

Вопрос 3. Становление конфликтологии как науки

  1. Античность
  2. Средние века
  3. Возрождение
  4. Новое время и Просвещение
  5. XIX-XXвв.

1. Конфликтология как отдельная наука сформировалась во второй половине XIX в. XX в. В то же время проблемы, которые изучает современная конфликтология, привлекали внимание ученых и мысли­телей еще со времен античности. Среди первых таких ученых были:

Гераклит (530-470 гг. до н. э.). Ему принадлежит одна из пер­вых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития. Гераклит считал, что все в мире рождается через вражду и распри, а война и конфликт — ос­нова всех вещей. По Гераклиту, " война — отец всего и царь всего";

Эпикур (341—270 гг. до н. э.) разделял мнение Гераклита и счи­тал, что в итоге распри и вражда убедят людей в необходимости быть добрыми и жить в мире;

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) считал, что люди по своей природе изначально неравны. Таким образом, конфликт явля ется естественным состоянием общества. Но мнению Аристо­теля, основные источники конфликта кроются в имущественном неравенстве людей;

Платон (472—347 гг. до н. э.) сформулировал образ идеального государства, выступал за аристократическую форму рабовла­дельческого государства, способного подавлять конфликты силой.

2. В средние века христианская философия в соответствии с биб­лейскими канонами стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми.

Крупным представителем данного направления был Фома Аквинский (1225—1274), который:

• высказывался о несовместимости войн с учениями Христа;

• считал войну грехом, но допускал существование справедливой войны, целями которой являются защита отечества и возмездие агрессору со стороны государства, ведущего справедливую войну.

3. Для эпохи Возрождения было характерно резкое осуждение социальных столкновений и вооруженных конфликтов. Решающий фактор развития общества — мир, добро и согласие. Крупней­шими учеными этого периода были:

Эразм Роттердамский (1469-1536). Отмечал наличие у кон­фликта собственной логики. Конфликт разрастается как цепная реакция, затягивая все новых людей. Эразм Роттердамский указывал на сложность примирения противостоящих сторон, даже если они придерживаются сходных духовных позиций;

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626). Анализировал условия и причины социальных беспорядков и пытался выделить способы их пре­одоления. Главная причина возникновения конфликтов — пло­хое материальное положение народа. Из политических причин, чаще всего приводящих к столкновениям, — произвол власти и подстрекательство знати. Считал политическое маневрирова­ние, умение обнадежить население лучшими средствами пре­дупреждения социальных конфликтов

4. В Новое время и в эпоху Просвещения английские демократы и французские просветители выступают с резкой критикой воо­руженных конфликтов, насилия. Признавалась решающая роль мира и согласия, царила надежда и вера в " вечный мир", к ко­торому приведет ликвидация феодальных устоев. Крупнейшими учеными того времени были:

Жан-Жак Руссо (1712—1778). По его мнению, сначала все люди были равны и свободны. Затем с развитием цивилизации люди это состояние утрачивают. Но заключая общественный договор, они снова возвращаются к миру и согласию;

Иммануил Кант (нем. философ, 1724-1804). Естественное со­стояние людей, соседствующих друг с другом, как считал Кант, — война. А состояние мира должно быть установлено;

Томас Гоббс. Люди по природе равны в своих способностях и требованиях, и это неизбежно порождает конфликты. Поэтому " война всех против всех" является естественным состоянием че­ловечества. Чтобы избавиться от конфликтов, люди по взаим­ному договору образуют государства. Государство является главным арбитром в конфликте. Только оно может разрешать и пресекать конфликты.

5. В XIX-XXвв. проявляется научный подход к изучению кон­фликтов и постепенно происходит становление конфликтоло­гии как самостоятельной науки. Конфликты рассматриваются как неизбежное явление, появляются теории о наличии вечных причин конфликта и неустранимости их последствий. Большой вклад в развитие новой науки внесли социологи. Их труды ста­ли общетеоретической базой и методологическим руководством для последующих изучений в области конфликтологии. Крупней­шими из них были:

Томас Мальтус (англ. экономист, священник, 1766-1834). Он находил причину безработицы в том, что рост населения опе­режает развитие экономики. Таким образом, он считал вечную борьбу населения за средства существования естественной, а возникающие на этой почве конфликтыфактором развития общества',

Чарльз Дарвин (1809-1882). В своей работе " Происхождение ви­дов путем естественного отбора" раскрыл механизм естественно­го отбора наиболее приспособленных видов, основу которого составляет развитие живой природы, осуществляемое в услови­ях постоянной борьбы за выживание. Позже получила развитие теория социального дарвинизма, в соответствии с которой эво­люцию общественной жизни объясняли биологическими зако­нами естественного отбора и борьбы за существование;

Герберт Спенсер (1820-1903). Основой жизни общества считал принцип борьбы за выживание наиболее приспособленных индивидов. Борьба, конфликт выступают как всеобщий и осно­вополагающий закон',

Уильям Самнер (1840—1910). Выдвинул теорию естественной селекции, которой бессмысленно противостоять. Борьба за существование является важным фактором прогресса. В ней гибнут наиболее слабые, худшие представители человечества, а побе­дители являются творцами ценностей, наилучшими людьми. Самнер был против вмешательства государства в общественную жизнь, осуждал социализм, считая абсурдной идею о сознатель­ном улучшении мира. Положил начало системному изучению норм социального поведения, внутригрупповых и межгруппо­вых отношений. Отметил связь межгрупповых конфликтов с внутренним единством групп;

Людвиг Гумплович (1838-1909). Рассматривал историю челове­чества как постоянную борьбу рас и отдельных индивидов за существование. Находил источники конфликтов в различии интересов как отдельных личностей, так и целых народов. Ос­новные положения его теории:

деление общества на господствующих и подчиненных — яв­ление вечное, поэтому конфликты вечны;

• конфликты — фактор прогресса. Конфликты способствуют единству общества, а также возникновению новых объеди­нений, государств;

Карл Маркс (1818—1883). Автор социологической теории кон­фликтов утверждал, что в условиях классовой борьбы социоло­гические конфликты — неизбежные явления общественной жизни. Причина конфликтности капиталистического общества состо­ит в непримиримости интересов рабочих и капиталистов. Но в результате революционных преобразований, устранения част­ной собственности в обществе исчезнут объективные причины для возникновения конфликтов. Таким образом, будет создано бесконфликтное общество. К. Маркс разделил структуру обще­ства на 4 элемента.

• производительные силы;

• производственные отношения;

• политическая надстройка;

• формы общественного сознания;

Георг Зиммель (1858—1918). Он первый ввел термин " социология конфликта". Источник конфликта Зиммель видел не в противо­положности экономических интересов противоборствующих клас­сов, а в инстинкте враждебности. Основные моменты его теории:

• чем сильнее межгрупповые конфликты, тем менее вероятно исчезновение границ между группами;

• чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность внутри конфликтующих групп;

Зигмунд Фрейд (1856—1939) на первый план в развитии чело­века выдвинул влечение, в первую очередь сексуальное. Разде­лил личность на 3 инстанции: " Оно", " Я" и " Сверх-Я";

Альфред Адлер. Адлер в противовес Фрейду отдал предпочтение в человеческом поведении социальным факторам. Человек прежде всего социальное существо, поэтому его нельзя рассматри­вать в отрыве от общества;

Карл Густав Юнг (1875-1961). Он отказался от фрейдистской теории сексуальности, тем не менее придавал большое значе­ние сексуальным влечениям. Поведение и поступки человека зависят от психической энергии, которая может быть обращена во внутреннюю среду, в себя или на внешнюю среду. В связи с этим Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов и выделил 4 основных типа характера: мыслительный, эмоциональ­ный, сенсорный и интуитивный.

В истории становления конфликтологии общей тенденцией было движение от положительной оценки роли конфликта в жизни человека и одобрения войн, борьбы и междоусобиц к осознанию значимости мира и единства, а затем к пониманию неизбежно­сти конфликтов как фактора социального развития и прогресса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.