Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клятва гиппократа






УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

По предмету

ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

С

МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

Г.

Лежнева М.А., Турбина И.О.

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для самоподготовки по предмету

Quot; Основы латинского языка с медицинской терминологией".

 

 

Рецензент: зав. кафедрой латинского языка КГМУ,

к.м.н., доцент Р.Е. Березникова.

 

Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом в дополнение к учебнику для средних медицинских учебных заведений " Латинский язык" Ю. И. Городковой.

В основу изучения предмета положено освоение терминологии трех основных подсистем:

· анатомической,

· клинической,

· фармацевтической.

Для последовательности изучения лексического минимума в пособие введен унифицированный словарь, состоящий из базового списка терминов.

Практические задания включают серию упражнений соответственно грамматического материала. Ряд заданий предворяется образцами выполнения.

Ценным приложением к пособию служит словарь терминов, наиболее употребительных при изучении клинических дисциплин.

Пособие рекомендовано к тиражированию и использованию в медицинских колледжах и училищах.

 

г. Курск, 2009 год.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к занятиям.

Особый акцент сделан на изучение основ современной медицинской терминологии (анатомической, клинической и фармацевтической). Материал расположен по занятиям.

Пособие составлено в соответствии с учебным планом 1992 года.

Главной целью изучения латинского языка и основ медицинской терминологии в колледже является приобретение знаний, которые понадобятся студентам при изучении общемедицинских и клинических дисциплин.

Перед студентами, изучающими этот предмет, стоят следующие задачи:

1. Умение использования грамматического материала по пяти склонения существительного для выписки рецепта.

2. Знание определенного количества греко-латинских анатомических, фармацевтических и клинических терминов.

3. Умение грамотно переводить рецепты с русского языка на латинский и с латинского на русский.

Пособие составлено в дополнение к учебнику Ю.И. Городковой «Латинский язык».

При написании пособия была использована литература, в частности: учебник «Латинский язык и медицинская терминология» под редакцией Ю.Ф.Шульца, учебно-методическое пособие Тверского базового медицинского колледжа под редакцией Н.А.Суходуловой и В.В.Шлапакова, справочная литература и свой педагогический опыт..

КЛЯТВА ГИППОКРАТА

К

лянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными или рабами. Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

ЗАНЯТИЕ I.

Тема: " ЗВУКИ И БУКВЫ. ДИФТОНГИ."

ЗАДАНИЕ № 1.

Прочитать:

Gangraena, anaemia, aeger, costae, laesio, paediater, praematurus, praemolaris, factor, raentgenologia, auditus, aura, autointoxicatio, nausea, fauces, leukaemia, aneurysma, neuritis, pseudomembranа, eupno¸.

ЗАДАНИЕ № 2.

Определите, как читаются выделенные гласные буквы:

I вариант.II вариант.

1. tel-a 1. n-e-rvus

2. ae-ger 2. j-ecur

3. costa 3. c-u-tis

4. lag-ae-na 4. di-ae-ta

5. ox-y-dum 5. am-y-gdala

6. i-odum 6. n-eu-rosis

7. mand-i-bula 7. f-oe-tor

8. al-oё 8. inc-i-sura

9. au-ditus 9. a-ё-r

10.n-eu-ter 10. pr-ae-paro

ЗАДАНИЕ №3.

Прочитать:

Adrenalinum, Ampicillinum, Aspirinum, Atropinum, Bicillinum, Biseptolum, Butadionum, Cardiovalenum, Cordiaminum, Corvalolum, Dimedrolum, Elenium, Furacilinum, Furosemidum, Glucosum, Glycerinum, Insulinum, Jodoformium, Lidocainum, Mycoseptinum, Novocainum, Nystatinum, Oletetrinum, Oxytocinum, Paracetamolum, Pentalginum, Promedolum, Raunatinum, Sanorinum, Sedalginum, Streptocidum, Tetracyclinum, Urosulfanum, Validolum, Voltarenum, Xeroformium.

ЗАНЯТИЕ II.

Тема: " ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ

НЕКОТОРЫХ ЗВУКОВ, БУКВ И БУКВОСОЧЕТАНИЙ."

ЗАДАНИЕ №1.

Определите, как читаются выделенные согласные и сочетания:

I вариант. II вариант.

1. a-c-idum 1. с-alfaria

2. coc-c-us 2. s-qu-ama

3. trun-c-us 3. оpera-ti-o

4. c-entum 4. c-erebrum

5. ausculta-ti-o 5. mix-ti-o

6. qu-ercus 6. o-cu-lus

ЗАДАНИЕ №2.

Определите, как читаются выделенные сочетания:

I вариант.II вариант.

1. bra-ch-ium 1. sa-ngu-is

2. a-ngu-lus 2. li-ngu-a

3. subli-ngu-alis 3. co-ch-lea

4. rh-aphe 4. rh-izoma

5. ery-th-ema 5. ph-armacon

6. ty-ph-us 6. men-th-a

ЗАДАНИЕ № 3.

Прочитать названия лекарственных препаратов:

Adelphanum, Aethaminalum, Aethylmorphinum, Allocholum, Bificolum, Benzohexonium, Calcex, Cerebrolyszinum, Cinnarizinum, Clophelinum, Corglyconum, Ephedrinum, Erythromycinum, Euphyllinum, Gastropharm, Heparinum, Hydrocortisonum, Hydrolysinum, Hypothiazidum, Ichthyolum, Indomethacinum, Lasix, Laevomycetinum, Oleandomycinum, Phthalozolum, Phthivazidum, Strophanthinum, Sulfadimezinum, Synthomycinum, Tetracyclinum, Theophedrinum, Thyreoidinum, Vikasolum, Vipratox(um).

ЗАДАНИЕ № 4.

Прочитать:

Radix, vertex, extensor, extractum, luxatio, xiphoideus, anthrax, meninx, proximalis, maximus.

ЗАДАНИЕ № 5.

Прочитать:

Zygoma, zoonosis, benzoё, herpes zoster, qualis, quotidie, quoque, liquor, quercus, coquo, squamosus, triquertus, antiquus, sanguis, anguis, lingua, sublingualis, unguentum.

ЗАДАНИЕ № 6.

Прочитать, уметь написать русскими буквами:

Typhus, erythema, haemophilia, nephrolithiasis, cochlea, rhaphe, chondros, physiologia, xanthochromia, chloasma, thermotherapia, prophylaxis, rhinorrhagia, splanchnologia.

ЗАНЯТИЕ III

ЗАДАНИЕ № 1.

Определите, на каком слоге должно стоять ударение:

Curatio, pleuritis, ather, limpidus, decoctum, cricoideus, sigmoideus, ellipsoideus, flavus, medicamentum, palpebra, abscessus, tabuletta, chirurgus, cerebellum, junctura, apertura.

ЗАДАНИЕ № 2.

Определите долготу или краткость второго слога от конца и поставьте ударение:

Lacteus, diaeta, rabies, unguentum, maxilla, mesenterium, hyoideus, belladonna, ensiformis, peritonaeum, emplastrum, remedium, areola, trochlea, fractura, malignus, scaphoideus, afflixus.

ЗАДАНИЕ № 3.

Определите долготу или краткость выделенного гласного:

I вариант.II вариант.

1. mal-i-gnus 1. lev-a-tor

2. emuls-i-o 2. tabul-e-tta

3. lam-i-na 3. alth-ae-a

4. glut-ae-us 4. alve-o-lus

5. struct-u-ra 5. cochl-e-a

6. lact-e-us 6. menth-o-lum

7. defe-ndo 7. sacc-ul-us

8. palp-e-bra 8. temp-o-ra

9. refl e -xus 9. vert-e-bra

10. nephr-o-sis 10. fract-u-ra.

ЗАДАНИЕ № 4.

Определите ударный слог:

1. vulnus 1. profundus

2. althaea 2. audio

3. video 3. ductus

4. cerebellum 4. numerus

5. periodus 5. maxilla

6. amoenus 6. glutaeus

7. vertebra 7. remedium

8. reflexus 8. аmarus

9. dilutus 9. cerebrum

10. poёta 10. thyreoideus

ЗАНЯТИЕ IV.

Тема: " СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ВАЖНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПРИСТАВКИ."

ЗАДАНИЕ № 1.

А. Выделить корень:

medicus - врач,

medicina - медицина,

medicinalis - медицинский.

Б. Выделить приставки:

intercostalis - межреберный,

sublingualis - подъязычный,

supraclavicularis - надключичный.

В. Выделить суффиксы:

lobus - доля,

vertebra - позвонок.

ЗАДАНИЕ № 2.

Выделить известные терминоприставки, объяснить их значение:

Hypoglossus, hypertonia (tonos - тонус), symphysis (physis - образование), parametrium (metra - матка), parotis (otot - ухо), epidermis (derma - кожа), endocardium (cardia - сердце), exoplasma (plasma - плазма), ectoderma, dyspepsia (pepsis - пищеварение), antiasthmaticus (asthma, atis, n - астма, удушье), atrophia (trophe - питание), anaemia (aemia - кровь).

ЗАДАНИЕ № 3.

Допишите приставки:

1.... uria - нарушение мочеиспускания.

2.... metrium - внутренняя оболочка матки.

3.... glossus - подъязычный.

4.... arthritis - воспаление тканей вокруг сустава.

5.... tonia - отсутствие тонуса.

6.... glycaemia - увеличение содержания сахара в крови.

7.... glycaemia - понижение содержания сахара в крови.

8.... vertebralis - околопозвоночный.

ЗАДАНИЕ № 4.

Запомнить пословицы, поговорки, специальные выражения:

Labor omnia vincit.

Труд все побеждает.

Lege artis.

Пo правилу искусства, по всем правилам.

Noli nocere!

Не вреди!

Nota bene!

Обрати внимание!

Ubi concordia, ibi victoria est.

Где согласие - там победа.

ЗАНЯТИЕ V.

Тема: " СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.