Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 23. Законность и правопорядок






Вопросы:

1. Понятие и содержание законности.

2.Требования и принципы законности. Гарантии законности.

3. Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок.

4. Основные пути укрепления законности и правопорядка.

 

1 Вопрос:

Законность - фундаментальная категория всей юри­дической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в обществен­ной жизни, неукоснительном осуществлении предписа­ний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонаруше­ниями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Смысл законности в широком смысле:

1) Законность - общеобязательность права. Главное здесь - требо­вание неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества.

2) Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей законности, под которой понимается формирую­щаяся в общественном правосознании идея о целесооб­разности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут факти­чески достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод.

3) Понимаемая как метод государственного руководст­ва обществом, законность предполагает, что свои функ­ции государство осуществляет исключительно правовы­ми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. При этом государ­ство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, пра­вовыми средствами) их реализацию и защиту прав.

4) В то же время законность есть принцип деятельнос­ти государства. Государство, все его органы, организа­ции и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического госу­дарства.

5) Бла­годаря законности в обществе внедряются идеи справед­ливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле за­конность можно считать режимом общественно-полити­ческой жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гума­низма, справедливости, свободы и ответственности гос­подствуют над личными, групповыми, классовыми инте­ресами.

2 Вопрос: Требования и принципы законности. Гарантии законности.

Требования законности:

1) Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властво­вать над всеми. Речь идет о том, что в режиме закон­ности именно праву отводится основная роль в регули­ровании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подоб­ные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

2) Верховенство закона. Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет конституция - основной закон государства. А потому в содержании за­конности как важнейший компонент выделяется кон­ституционная законность.

3) Равенство всех перед законом. Перед законом все долж­ны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь пре­имуществ, все права должны быть одинаково защищен­ными.

4) Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование дик­тует необходимость реализации государственно-власт­ных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.

5) Обеспечение неукоснительной реализации прав и сво­бод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализо­вать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществле­ние, систему организационных, юридических мер, гаран­тирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не под­креплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

6) Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обес­печить реализацию правовых норм. Вспомним, что при­менение права - деятельность компетентных государст­венных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действо­вать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, без­различия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.

7) Последовательная борьба с правонарушениями. Закон­ность требует, чтобы любые отступления от предписа­ний закона своевременно вскрывались, последствия пра­вонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

8) Недопустимость произвола в деятельности долж­ностных лиц. Законность есть антипод произвола — деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должност­ные лица, принимая властное решение, должны руко­водствоваться не сиюминутными личными или группо­выми интересами, а конкретными правовыми предписа­ниями, и учитывать при этом интересы общества, госу­дарства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исклю­чить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

Основные принципы законности:

1) единство законности. При всем многообразии дейст­вующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны.

2) всеобщность законности. Данный принцип характе­ризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения.

3) Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответст­венности, справедливости, как средства обеспечения по­рядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно, чтобы правовые предписания не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.

Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

I. Общие условия:

1) Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организо­ванности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост про­изводительности труда и объема производства, устойчи­вая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние закон­ности. Так, в условиях нестабильности экономики, па­дения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социаль­ная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту числа преступлении, причем не только хозяйственных.

2) Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устой­чивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества " власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эф­фективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечивать реализацию принимаемых решении, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела.

3) Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность прёдполагает такой уровень правовой культуры, когда уважения к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

4) Социальные условия. Законопослушность граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне за­конности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д.

5) Правовые условия. Состояние законности обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и ох­раны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем право­вые средства, методы, способы и типы правового регу­лирования, принципы, на которых строится законода­тельство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью.

II. Специальные средства обеспечения законности - это 1) юридические и 2) организационные средства, предназначен­ные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

1) Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательтве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направлен­ные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

Среди юридических гарантий различают следующие:

а) Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятель­ностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должност­ных лиц в суд.

б) Средства предупреждения правонарушений. Это за­крепленные в праве средства, позволяющие предотвра­тить возможные правонарушения. Например, ст. 35 КЗоТ предусматривает, что расторжение трудового договора по инициативе администрации (ст. 33 КЗоТ) возможно только с предварительного согласия профсоюзного ор­гана. Подобное согласие имеет единственную цель -трудовых прав граждан, не допустить незаконного уволь­нения. Предупредительную роль играют и такие средст­ва, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный до­смотр и т. д.

в) Средства пресечения правонарушений. К ним отно­сятся средства, направленные на пресечение, недопуще­ние правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

г) Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранений последствий правонарушений. Таковыми яв­ляются принудительное взыскание средств на содержа­ние ребенка (алиментов), виндикация (принудитель­ное изъятие имущества из чужого незаконного владе­ния) и др.

д) Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонаруше­ния. Данное средство является важнейшим и необходи­мым для укрепления законности, причем его эффектив­ность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

е) Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным, гарантиям, ибо процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закреп­ закреп­ленного в Конституции РФ. Однако это не дает основа­ний закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты. Юри­дический механизм реализации правовых норм предпо­лагает наличие четкой нормативной базы. Конституци­онные нормы, закрепляющие права и свободы, достаточ­но определенны, хотя многие из них не подкреплены текущим законодательством, четким юридическим меха­низмом реализации, что затрудняет их осуществление.

ж) Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

2) Под организационным гарантиями понимаются раз­личные мероприятия организационного характера, обес­печивающие укрепление законности, борьбу с правона­рушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кад­ровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохрани­тельных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организован­ной преступностью, с коррупцией и т.д.).

 

3 Вопрос: Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок

С законностью тесно связано другое правовое явле­ние - правопорядок (правовой порядок). Понятие «право­порядок» широко используется в действующем законода­тельстве, охрана правопорядка важнейшая функция го­сударства.

Правопорядок можно опреде­лить как основанную на праве и законности организа­цию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Рассмотрим особенности данного явления.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством.

Правопорядок не должное или возможное, а факти­ческое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений.

Принципы правопорядка:

1) Определенность. Правопорядок базируется на фор­мально-определенных правовых предписаниях, реализа­ция которых и обеспечивает определенность обществен­ных отношений. Этим он отличается от системы отно­шений, возникающих в результате действия иных соци­альных норм, где отсутствуют четкие формальные ори­ентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

2) Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрознен­ных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущ­ности права, господствующей в обществе форме собст­венности, системе экономических отношений и обеспе­чивается силой единой государственной власти.

3) Организованность. Правопорядок возникает не сти­хийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

4) Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

4) Устойчивость. Возникающий на основе права и обес­печиваемый государством правопорядок достаточно ста­билен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими право­охранительными органами.

5) Единство. Характер организации неодинаков в различ­ных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспе­чиваемый единством государственной воли и законнос­ти, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государ­ством, любые его нарушения считаются правонаруше­ниями и пресекаются государственным принуждением.

Правопорядок и общественный порядок: Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, ко­торый, как и правопорядок, характеризуется организо­ванностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный поря­док образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, обществен­ный порядок есть состояние урегулированности обще­ственных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущест­венно силой общественного воздействия. Но это не озна­чает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой - состояние общественного порядка обусловливает во многом состо­яние правопорядка. Невозможно регламентировать право­порядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудитель­ной силой государства. Так, ст. 213 УК предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность - цель и результат правового регулирования, важнейшие юри­дические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает рабо­та по их обеспечению (укреплению).

 

4 Вопрос: Основные пути укрепления законности и правопорядка.

Законность и правопорядок - величайшие социаль­ные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных на­правлений деятельности государства, его функция. К со­жалению, состояние законности и правопорядка в на­шей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с на­рушителями законности. Практика показывает ошибоч­ность подобных взглядов. Только в последние годы пре­одолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережит­ках», не в прошлом, а в действительности. Они порож­дены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.

Проблема ликвидации нарушений законности не толь­ко юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные фак­торы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правона­рушений, для отступлений от требований законов. Ста­билизация экономических отношений, рост материаль­ной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепле­ния законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необхо­дима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилакти­ка правонарушений, общественное воздействие на нару­шителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и долж­ностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедре­ние в сознание людей знания права, понимания необходи­мости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечива­ется созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической плано­мерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами.

С убеждением тесно связана профилактика право­нарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изу­чения причин и условий, способствовавших соверше­нию нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественнос­ти в обеспечении законности. В нашей стране имеется бо­гатая практика привлечения ее к этой деятельности. То­варищеские суды, народные дружины, различные общест­венные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в обществен­ных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше прони­кают идеи индивидуализма.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводят­ся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обнов­ление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

 

ТЕМА 24: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Вопросы:

1. Понятие, признаки и принципы правового государст­ва.

2. Гражданское общество - основа правового государства.

 

1 Вопрос: Понятие, признаки и принципы правового государст­ва.

Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности. Предпринимались попытки ответить на вопросы: «Что означает правовое государство? Каковы его основные признаки, цель и назначение в обществе?»

Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве, определяли соответствующие прогнозы. Вопросы правового государства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности. Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что наше общество нуждается в более совершенной государственной организации. Вот почему и философы, и юристы, и историки обратились к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию.

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. В этой связи можно предложить следую­щее определение правового государства - это такая форма орга­низации и деятельности государственной власти, которой свой­ственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разде­ление властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирова­ние прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответствен­ность государства и личности.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается го­сударством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публич­ной власти. Имеется в виду то, что такое государство, обладая пуб­личной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев об­щества.

Правовое государство, как и любое иное, располагает специ­альным аппаратом управления и принуждения. Для его содержа­ния устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверен­ность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношении с другими государствами).

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и неправовым государствам. Вмес­те с тем правовое государство отличают следующие специфические черты:

1) Демократизм, реальное осуществление народовластия. Термин «народовластие» - один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании.

В этой связи обратим внимание на следующие моменты.

Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится пра­вовым государством. Народовластие характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в действующей Конституции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы - акты высшей юридической силы.

Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику госу­дарства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средства­ми, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстра­ции и т.д.).

2) Режим демократического конституционного правления. При таком режиме высшие органы государственной власти на ос­нове действующей Конституции имеют мандат народа, власть, реализуется в его интересах демократическими правовыми мето­дами. Здесь реально существуют политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, реально осуществляются социально-экономические и политичес­кие права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (зако­нодательных) органов власти.

Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть ин­ституты представительной демократии (представительные орга­ны, избираемые непосредственно населением на основе демокра­тической избирательной процедуры) и институты непосредствен­ной демократии (референдум и т.д.).

3) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. При характеристике правового государства недо­статочно указания на многообразие его органов, их перечис­ление.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффек­тивно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда: институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому. Имеется в Виду то, что формируются самостоятельные ветви власти, каждая й3 которых осуществляет «свою» особую деятельность.

Таких ветвей власти, свидетельствующих о высокой разви­тости государства, три: законодательная, исполнительная, судебная. Соответственно различаются три вида государственных ор­ганов: законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. В США, например, в соот­ветствии с Конституцией 1789 г., законодательную власть пред­ставляет двухпалатный Конгресс, исполнительную - Президент, судебную - Верховный Суд.

Вместе с тем, есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, еди­ной, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому наряду с названными тремя ветвями власти как бы обособляется в качестве особого самостоятельного института главы государства. В респуб­ликах - президент, в конституционных монархиях - монарх (король, император и т.д.). Вот почему в конституциях многих стран наряду с Президентом (главой государства) значительные политико-правовые, государственные задачи решает Премьер-министр (или Председатель Правительства) - глава исполни­тельной власти.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авто­ритарную и тоталитарную власть.

Конституция Российской Федерации предусматривает: го­сударственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10). Законодательную власть осуществляет Федеральное Со­брание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнитель­ную - Правительство, судебную - органы правосудия, суды - Президент по Конституции «обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доми­нирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления.

4) Возвышение права, закона над государственной властью. Именно это и есть то, что понимается под правовым государств Речь идет о таком значении права, что оно перестает быть свое рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объеди­нения, но и должностные лица, государственные органы, государ­ство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его ор­ганы, организации и учреждения сами связаны правовыми нор­мами, призваны действовать в их рамках. Это необходимое усло­вие нормального функционирования общества и государства, обес­печения организованности в обществе.

5) Ведущая роль закона в регулировании наиболее важных об­щественных отношений. Речь идет о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами.

По существу, верховенство закона выражает принцип народовластия. Члены представительного органа государства призваны выражать в за­конах волю избравшего их населения. Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свой­ством верховенства. Все нормативно-правовые акты государствен­ных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы.

Принцип верховенства закона необходимо проводить прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие именно правовых законов, отвечаю­щих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен эле­ментарный правопорядок. Однако верховенство закона относится и к правоприменению. Пренебрежение к закону создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Повседневная политико-правовая действительность подтверж­дает то, что принцип верховенства закона в современной России Довольно часто нарушается. Нередко Президент РФ принимает нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти. Такими указами иногда вносятся су­щественные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев ограничиваются конституционные права граждан. Известно, например, что одним из указов Президента РФ Импотентным государственным органам разрешалось задержи­шь граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца. Однако действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов.

Как видно, закон не всегда является первым и основным при разрешении различных вопросов текущей жизни. К тому же, значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу декларативных, невостребован­ных.

Обращает также на себя внимание распространенная практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам.

6) Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами действующего конституцион­ного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция Российской Федерации закрепила за человеком и гражданином права и сво­боды, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без ис­ключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом при­надлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Поли­тико-правовая действительность свидетельствует о том, что мно­гие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы «за­висли», существуют на бумаге, для «людского глаза», государ­ственного имиджа.

Можно сказать, что причины этого кроются не только в кри­зисном состоянии политической, экономической, финансовой сис­тем общества. Исторически сложилось так, что у нас всегда была малоавторитетная и зависимая от властей судебная система. В таком же положении пребывает и прокуратура, ориентирую­щаяся прежде всего на исполнительную власть. Призванная ее контролировать с точки зрения соблюдения законов, она больше озабочена тем, как бы эту власть не обидеть. Не обладает долж­ными возможностями и система юстиции, задачей которой явля­ется организация правового обслуживания во всей стране. И пока эти государственно-правовые институты находятся в таком сос­тоянии, трудно говорить о результативной обеспеченности прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граж­дан, государственная власть не располагает эффективной систе­мой мер — правовых, организационных и др., называемых правовыми гарантиями.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам чело­век не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми их отстаивать, то одни государственные ор­ганы едва ли что сделают по такому вопросу. Наши соотечествен­ники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с жалобами в поряд­ке административного или судебного обжалования. Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации безза­стенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защитить себя и свое право, тот уже человек безна­дежный...».

Очевидна истина: чем более развито правовое государство, чем полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечена инсти­тутами государства, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для их самореализации, активности.

7) Режим строгой законности в государстве и обществе. За­конность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общест­венных организаций, граждан.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государ­ством как в сфере правотворчества, так и правоприменения. Во-первых, в правовом государстве законодательные и иные норма­тивные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Во-вторых, принятие таких актов - прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных. В-третьих, права и свободы человека и граж­данина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Следовательно, для понимания законности как режима функ­ционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих нормативных правовых актов (конституции, законов, подзаконных актов).

Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснитель­но соблюдения и исполнения действующего права распространяется не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой дельности государства. Главное в этом плане исключить из общественной и государственной жизни произвол, своеволие, бес­контрольность, сделать так, чтобы в обществе был установлен прочный правопорядок.

В демократическом правовом государстве все одинаково долж­ны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В этом плане можно сказать, что действенность государственно-правовых институтов предопреде­ляется их основанностью на требованиях законности. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязаннос­ти, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налажи­вать нормальные взаимоотношения между человеком, средой оби­тания и обществом.

Приведенные положения позволяют рассматривать закон­ность в качестве элемента правового государства, его необходимо­го признака.

В юридической литературе в числе признаков правового госу­дарства также называют такие, как взаимная ответственность государства и личности, приоритет международного права перед на­циональным, высокий уровень правосознания граждан и долж­ностных лиц, господство права в решении национальных.проблем, наличие независимой, но регулируемой четвертой власти - влас­ти средств массовой информации, поскольку без открытости, пол. ной информированности общества, гласности правовое государст­во не сможет результативно реализовать свои функции, обслужи­вать общество.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, неста­бильность общественных отношений порождает у насе­ления безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной струк­туры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая соци­альная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дис­кретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и при­ватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедлен­ный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и не­определенность властных отношений, политическая не­структурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), за­тянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры насе­ления в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречи­вого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широ­кими слоями населения, внедрения в позитивные зако­ны естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стиму­лирования правового самосознания.

Все изложенное свидетельствует о следующем.

1. Идея правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государствен­ные учреждения в процессе развития своей интеллекту­альной и духовной сущности, совершенствования инди­видуальных и социальных черт, формирующего свобод­ное гражданское общество.

2. Учение о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем разви­тии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.

3. Развитие рассматриваемой, как и любой другой общегуманистической идеи, — процесс сложный и проти­воречивый, не знающий географических, национальных и классовых границ. В историческом плане он непреры­вен, бесконечен и в определенной степени необратим.

4. Возникновение и эволюция идеи правового госу­дарства — процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отража­ют соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

5. Человечество выстрадало идею правовой государ­ственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение дейст­вительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое государство — антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, аль­тернатива любой диктатуре.

2 Вопрос: Гражданское общество

Категория гражданское общество отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Всегда формирование гражданского общества так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

I. Платон – теория эйдоса (идея государства). Аристотель – государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон -правовое равенство людей, «закон есть связующее звено гражданского общества, а право установленное законом, одинаково для всех». На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествляется с государством.

II. На рубеже XVI-XVII вв. Макиавелли, Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо – мотивировали соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах.

III. Теория гражданского общества Кант: 1) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; 2) столкновения человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; 3) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

В. Гумбольдт: 1) Гражданское общества: а)система национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами; б) естественное и общее право; в) человек. 2) Государство: а) состоит из системы государственных институтов; б) позитивного права, издаваемого государством; в) гражданина.

Гегель определяет гражданское общество – как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов.

К. Маркс, Ф. Энгельс дали материалистическую характеристику анализируемому явлению и категории. «Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и поскольку выходит за предел государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне и виде национальности и строиться внутри в виде государства».

Становление гражданского общества зависит от степени развития экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической свободы индивидов, действенности механизма общественного контроля за государственно-властными структурами.

Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень развития.

Современное понимание гражданского общества - наличие комплекса существенных признаков.

1. Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семье, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласности, доступ к различного рода информации, право свободного въезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействия деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.

3. Гражданское общество есть сложноструктуированная плюралистическая система. Определенный набор системных качеств, наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов.

Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической – это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической – наличие сети общественных образований в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, терпимое отношение к различным решениям, противоположным взглядам.

4. Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Одной из важнейших характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего развития гражданского общества.

5. Гражданское общество – правовое демократическое общество, где признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Реальность ХХ в. – российское гражданское общество.

В Конституции РФ от 1993 г. закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Провозглашение по разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления.

СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем (это 1) социальная, 2) экономическая. 3) политическая, 4) духовно-культурная, 5) информационная).

1. Социальная система – совокупность общностей людей и взаимоотношений между ними: а) институт семьи (проживание рода человеческого, продление его жизни, воспитание детей), б) отношение человека с человеком, в коллективах (клубах, общественных объединениях); в) отношение между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

2. Экономическая система: а) отношение собственности (в РФ признаются и защищаются все виды собственности частная, государственная, муниципальная и иные формы), б) отношение производства материальных и нематериальных благ, в) распределения, обмен и потребления общественного продукта.

3. Политическая система – состоит из целостных саморегулирующихся элементов (организаций) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними, индивид – в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Отношение по поводу власти, отношение между государством и иными структурными элементами, свобода слова, гарантии избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии.

4. Духовно-культурная система отношения между людьми их объединениями, государством и обществом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных).

5. Информационная система – общение людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации.

 

 


[1] Васильев А.В. Предмет, объект и методы теории права и государства // Право и государство: теория и практика. 2007. № 9. С. 4-10.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.