Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование однородной конкурентной среды в Европейском Союзе






Антимонопольное правовое регулирование - это комплекс правотворческих и правоприменительных мер, направленных на поддержание и создание условий для добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках посредством целенаправленного установления и обеспечения соблюдения правил, определяющих запрещенные способы поведения на рынке.

Современное антимонопольное право Европейского Союза включает в себя меры как запретительно-защитного, так и поощрительного характера, когда за антимонопольным правом признается гораздо более активная роль, связанная, например, с созданием условий конкуренции на тех рынках, которые ранее не существовали или функционировали в неконкурентном режиме (правовые реформы по реструктуризации отраслей с естественно монопольным компонентом, таких как энергетика и связь).

Антимонопольное право Европейского Союза базируется на инструменталистских концепциях права, в соответствии с которыми последнее рассматривается одновременно как средство защиты конкуренции и фактор устойчивости экономического развития Союза и его членов. Фактором, оказывающим определяющее воздействие на правоприменение в этой сфере является также социальная политика и необходимость избежать серьезных социальных издержек, способных превысить положительный эффект от действия рыночных механизмов, при применении антимонопольных мер.

Основными мерами и способами защиты конкурентной среды, применяемыми в законодательстве государств-членов ЕС и в наднациональных правовых актах Союза являются меры, направленные на пресечение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию; меры, направленные на пресечение злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующими субъектами на соответствующем рынке; меры, направленные на контроль сделок экономической концентрации; меры, направленные на пресечение действий органов государственной власти и соглашений с их участием, которые ограничивают конкуренцию; меры, направленные на пресечение недобросовестной конкуренции на рынке.

Историко-теоретический анализ развития антимонопольного права в Европейском Союзе позволяет говорить, по крайней мере, о двух уровнях - национальном и наднациональном — на которых предпринимаются конкретные законодательные, правотворческие, конвенционные и правоприменительные меры. При имеющемся приоритете наднационального антимонопольного права ЕС нельзя не отметить, что национальное законодательство государств-членов ЕС оказало известное влияние на формирование конкретных моделей правового регулирования в Европейском Союзе, в том числе — ив области защиты конкуренции. Основные направления такого влияния проанализированы в работе на примере национального антимонопольного законодательства Германии и Великобритании [4].

Во втором параграфе первой главы работы были проанализированы современные цели антимонопольного права ЕС, основная нормативно-правовая база антимонопольного регулирования и современные механизмы правоприменения в сфере борьбы с картельными объединениями, согласованиями и слияниями.

Цели национальной антимонопольной политики государств-членов ЕС существенно различаются, но Общий рынок создает основу для формирования своеобразного их консенсуса, отвечающего интересам как Союза в целом, так и его членов. К числу основных целей антимонопольного права ЕС на сегодняшний день относятся: достижение экономической эффективности и экономического роста; рост благосостояния потребителя и защита его прав при оптимальном распределении ресурсов; защита прав малых предприятий от крупных экономических объединений, в частности, в форме предприятий-монополистов или соглашений о совместной деятельности нескольких предприятий; содействие созданию единого Европейского рынка и предотвращение его разрушения от противоправной деятельности юридических лиц; защита экономических свобод; противодействие инфляционным процессам; обеспечение равноправного и справедливого участия субъектов экономических отношений на Общем рынке.

В настоящее время цели антимонопольного права Европейского Союза представляют собой известный компромисс между соответствующими нормами национального законодательства государств-членов ЕС с учетом закономерностей и условий функционирования Общего рынка.

совершенствование антимонопольного права Европейского Союза в части пресечения соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, имеет, по крайней мере, три взаимосвязанных аспекта, которые должны учитываться как в ходе модернизации конкурентной политики в целом, так и в каждом из основных направлений деятельности субъектов конкурентной политики. К их числу следует отнести:

1) совершенствование, в частности, детализация антимонопольного. Европейского Союза с учетом правовых позиций, отраженных в существующей правоприменительной практике Европейской Комиссии, Суда Европейских сообществ, национальных антимонопольных органов государств-членов ЕС;

2)совершенствование механизмов применения норм антимонопольного права и способов взаимодействия органов Европейского Союза, национальных органов и антимонопольных органов государств, не являющихся членами ЕС;

3)стимулирование конкуренции и поощрение сотрудничества с антимонопольными органами в части раскрытия информации о существующих или планируемых картельных соглашениях.

Создание механизмов охраны конкурентной среды, адекватных современным глобальным процессам в экономике, социальной сфере и праве, предполагает тесное международное сотрудничество и взаимную рецепцию участниками этих процессов как норм антимонопольного права, так и сложившейся антимонопольной правоприменительной практики.

Объективным условием успеха создания единообразных моделей правового регулирования в сфере антимонопольного права является достижение определенной степени экономической взаимозависимости между государствами как на региональном, так и на межрегиональном уровне. В этом плане, думается, что позитивный опыт Европейского Союза, в частности, региональной гармонизации правового регулирования в ряде сфер общественных отношений, может оказаться чрезвычайно полезным для дальнейшего развития международного сотрудничества в области охраны конкуренции и возможного формирования международного антимонопольного права как самостоятельной отрасли права [4].







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.