Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок совершенной и несовершенной конкуренции




Конкуренция является необходимым элементом рыночной системы. Однако характер конкуренции может быть различным, в зависимости от условий в которых она протекает. Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие модели рынка: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

Наиболее эффективно рыночная система действует в условиях совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию большому числу покупателей. Доля каждого производителя на рынке настолько мала, что они не могут влиять на рыночную цену товара. Участники рынка имеют равный доступ к информации, т.е. продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможном доходе. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода выхода и входа в отрасль: любой предприниматель при желании может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде - явление редкое. В реальной жизни дело приходится иметь с далеко несовершенной конкуренцией.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции принято подразделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Основные черты указанных типов рынка несовершенной конкуренции представлены в табл.5.

Таблица 5

Характерные черты типов рынка несовершенной конкуренции

 

  Типы рынка несовершенной конкуренции
Характерная черта Монополист. конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество и размеры фирм Множество мелких Несколько крупных Одна крупная
Тип продукта Разнородный Разнородный или однородный Уникальный
Контроль над ценой Незначительный Ограниченный взаимозависимостью Значительный
Условия входа - выхода Некоторые затруднения Трудный Очень трудный

 

 

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, когда множество фирм конкурируют, продавая товары одного назначения и являющиеся близкими заменителями. Таким образом, фирмы конкурируют, производя дифференцированную продукцию. Дифференцированная продукция позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену в независимости от конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом, но так как объем продаж каждого продавца невелик, то каждая из фирм, имеет ограниченный контроль над ценой. Выход и вход на рынок монополистической конкуренции довольно свободен и определяется размерами капитала и возможностью отыскать свою нишу на потребительском рынке. В процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей товарными марками.



Под олигополией понимается рынок, на котором доминируют несколько крупных фирм. Доступ на рынок олигополии значительно затруднен. В числе важнейших барьеров – величина капитала, необходимого новой фирме для внедрения, а также контроль действующих фирм над новейшей техникой и технологией производства. Олигополия характеризуется взаимозависимостью немногочисленных соперников. Так как на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений. В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную олигополию. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной.

Монополия – это такая рыночная структура, когда в отрасли действует только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара, не имеющего близких заменителей. Контроль над ценой полный, по причине уникальности товара. Покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Барьеры достаточно велики и это практически блокируют проникновение конкурентов в отрасль. К числу основных барьеров относятся: эффект масштаба; исключительные права, полученные от правительства; патенты и авторские права; собственность на ресурсы.

Чистая монополия, подобно совершенной конкуренции, представляет довольно редкое явление в реальной жизни. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции, а также олигополии.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал