Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С 1970 по 1996 г.






(процентные пункты)

  Чехия* Испания Финляндия Дания Россия**
Оптовая и розничная торговля, включая гостиницы и рестораны 7, 1 12, 7 0, 1 1, 4 2, 7**
Транспорт, складское хозяйство и связь 1, 0 0, 7 0, 7 0, 3 –1, 0**
Финансы, страхование, операции с недвижимостью, производственные услуги 6, 6 7, 5 7, 4 4, 5 1, 0
Коммунальные, социальные и личные услуги 3, 3 6, 8 13, 5 7, 5 6, 8

* За 1970 г. использованы данные по Чехословакии.

** Складское хозяйство учтено вместе с торговлей.

Источник. Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Занятость в сфере услуг и перспективы ее развития в России // Общество и экономика. 1998. № 7. С. 179.

 

В настоящее время по темпам роста во многих странах лидирует комплекс деловых услуг: службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские работы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. В рамках этих услуг быстрее всего развиваются информационно-компьютерные услуги. Интересно, что ускоренно развивается и ряд нетехнических видов деловых услуг, связанных с деятельностью по подбору кадров, обеспечением нормального социального климата на производстве, поддержанию связей фирм с общественностью. В целом в сфере деловых услуг в конце 90-х годов в США было занято более 11 млн работников, в Японии — около 3 млн, в Великобритании — 1, 5 млн, в Германии — 1, 4 млн, во Франции — 0, 6 млн1.

1 Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // МЭиМО. 1999. № 2. С. 26.

 

В России в 1990 г. в сфере услуг работали 37% занятых от общей их численности, в 1996 г. — 50%2. По данным табл. 11.1 прирост численности занятых в сфере услуг происходил прежде всего за счет отраслей коммунальных, социальных или личных услуг, однако это связано не с ростом, а со значительным падением объема материального производства. Состояние сферы услуг в технологически развитых странах показывает, что государству целесообразно содействовать формированию и развитию малого бизнеса, который в сфере услуг традиционно занимает важные позиции и помогает решать проблему занятости. При этом особое внимание должно уделяться высокотехнологическим видам малого предпринимательства. В целом необходимо преодолевать колоссальное отставание российской сферы услуг по научно-техническому уровню. Только в этом случае возможно существование модели занятости, соответствующей требованиям постиндустриальной экономики. По некоторым данным, около половины российских трудовых ресурсов по своему квалификационному и общему образовательному уровню готовы при нормальной организации, включая оплату и условия работы, к труду на современных предприятиях3.

2 Там же. С. 30.

3 Бушмарин И. Квалификация рабочей силы — ведущий компонент производительных сил // МЭиМО. 1999. № 10. С. 69.

 

Итак, именно сфера услуг в конце XX в. стала главным источником создания рабочих мест и определяющим фактором в формировании контингента занятого населения в экономически развитых странах, в которых происходят становление и развитие сервисной модели занятости. Качественными характеристиками этой модели выступают: появление и распространение новых информационных технологий; увеличение в материальном производстве доли занятых, связанных с предоставлением услуг; формирование видов деятельности, которые целиком или преимущественно базируются на услугах.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как теория трех секторов экономики объясняет перемещение занятости в сферу услуг?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь состояния занятости в материальном производстве и сфере услуг.

3. Назовите характерные черты сервисной модели занятости населения.

4. По каким признакам выделяются секторы в рамках сервисной занятости?

5. Каковы черты информационной модели занятости?

6. Охарактеризуйте причины формирования и черты рекреационной модели занятости.

7. Раскройте содержание общих факторов повышения спроса на работников третичного сектора.

8. Охарактеризуйте три причины ускоренного развития сферы услуг, способствующие перемещению занятости в эту сферу.

9. Какие условия развития сферы услуг относятся к числу специфических, как они влияют на динамику отраслевой занятости в третичном секторе?

10. Оцените возможности решения проблемы занятости населения в современной России в связи с развитием сферы услуг.

11. Является ли развитие сферы услуг только производным от развития первичного и вторичного секторов экономики и как в связи с этим обслуживающий труд влияет на расширение занятости?

12. Почему улучшение качества и продолжительности жизни населения развитых стран способствует расширению занятости в секторе социальных услуг и какова российская специфика данного положения?

13. По мере продолжающегося уменьшения роли промышленного производства в экономике ее общее развитие будет все больше зависеть от сферы услуг. Как эта ситуация отразится на занятости населения?

14. Какие виды услуг являются престижными в условиях современной России и как это отражается на предложении труда в секторе услуг?

 

Рекомендуемая литература

1. Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Занятость в сфере услуг и перспективы ее развития в России // Общество и экономика. 1998. № 7.

2. Бушмарин И. Квалификация рабочей силы — ведущий компонент производительных сил // МЭиМО. 1999. № 10.

3. Вильховченко Э. Место человека в новейшем производстве и проблема технологического трудовытеснения в развитых странах // МЭиМО. 1998. № 5.

4. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // МЭиМО. 1999. № 2.

5. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М.: Academia — Наука, 1998.

6. Кларк С. Новые формы трудового договора и гибкость труда в России // Вопросы экономики. 1999. № 11.

7. Лебедева Л.Ф. Структурные сдвиги в личном потреблении в России и США: особенности современного периода // США. ЭПИ. 1997. № 12.

8. Макаров В. Государство в российской модели общества // ПТ и ПУ. 1999. № 1.

9. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.

10. Матэ Э. Послепродажное обслуживание / пер. с фр.; под общ. ред. В.С. Загашвили. М.: Прогресс, 1993.

11. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.

12. Седлак М. Тенденции развития секториальной структуры экономики // ПТ и ПУ. 1998. № 2.

13. Смирнов С. Отраслевая структура занятости: анализ изменений // Человек и труд. 1998. № 1.

14. Современный бизнес: учебник. В 2-х т. Т. 1 / пер. с англ.; Д.Дж. Регмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж. Тилл. М.: Республика, 1995.

15. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство / КООС; Х. Юнкель, О. Хеллер, М. Ланген [и др.]; пер. с нем. О.Ю. Григорьевой и др. М.: Наука, 1994.

16. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997.

17. Экономические последствия старения населения // США. ЭПИ. 1997. № 1.

 


Работа — это нечто, что нужно делать, а не место, в которое приходят.

Лори Котс

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.