Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие европейского рынка аутсорсинга по странам






Регион, страна Развитие рынка, млн дол.
1995 г. Рост 1995—1996 гг., % 1996 г. Рост 1996—2001 гг., % 2001 г.
Европа 7 100   9 100   29 000
Франция 1 400   1 700   5 400
Германия 1 100   1 400   4 400
Великобритания 2 550   3 400   11 200
Италия         1 850
Швеция         1 800
Дания          
Норвегия          
Финляндия          
Нидерланды         1 450
Бельгия          
Испания          
Швейцария          
Австрия          
Португалия          
Греция          
Ирландия          
Восточная Европа          

Источник. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / под общ. ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. М.: КНОРУС, 2005. С. 246.

 

Развитие мирового рынка услуг немыслимо без совершенствования регулирования торговли услугами. Мировая торговля услугами на протяжении многих лет регулировалась на двусторонней основе. Основными участниками этих отношений были либо суверенные государства, либо государство и инофирма. Однако в результате появления международной сети услуг, базирующихся на применении современных технических средств связи и компьютеров, снизилась эффективность традиционных методов регулирования в этой сфере, что в свою очередь стало препятствовать полной реализации экономического потенциала достижений НТП в сфере услуг. Появилась необходимость в создании универсального эффективного международного механизма, с помощью которого можно было бы координировать внешнеторговые отношения в данной области. В 90-х годах ХХ в. постепенно стал осуществляться переход от экстенсивной системы национального регулирования обмена услугами к созданию международного механизма регулирования торговли услугами путем выработки общих правил для всей их сферы.

Экстенсивная система национального регулирования обмена услугами включала в себя различные формы таможенного контроля, дискриминационные правила и ограничения для иностранных фирм, контроль за ценами, системами стандартов и лицензированием.

Все регламентируемые меры можно разделить на пять групп:

1) ограничения, касающиеся движения товаров, рабочей силы, капитала и информации, например, в соответствии с законами принимающей страны может быть запрещено использование информации, обработанной за рубежом;

2) ограничения, связанные с прямыми зарубежными инвестициями;

3) правила, запрещающие предоставление некоторых видов услуг современными фирмами, например, в ряде стран иностранным фирмам запрещено прямое личное страхование граждан;

4) ограничения, связанные с регламентированием порядка использования иностранной фирмой рабочей силы и услуг, предоставляемых отечественными фирмами;

5) ограничения, связанные со всеми видами государственной помощи, включая субсидирование и госзакупки, а также особые требования по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, предъявляемой к иностранным фирмам.

Выработка же общих правил торговли услугами на внешнем рынке должна способствовать расширению международной торговли на основании консенсуса о применении на практике обмена услугами следующих общих принципов: рыночной конкуренции, наибольшего благоприятствования, недискриминации, гласности и единства прочтения законов, а также взаимных гарантий о неприменении национальных законов в ущерб иностранным партнерам, специального и дифференцированного отношения к развивающимся странам. Эти принципы, по мнению специалистов, могут быть положены в основу международного регулирующего механизма при условии уточнения формулировок некоторых из них.

Для выработки эффективного механизма регулирования торговли услугами используются уже имеющиеся институциональные структуры, в том числе Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), а ныне, Всемирная торговая организация (ВТО).

Создание механизма регулирования зависит от того, насколько четко будет сформулировано понятие «услуга».

Огромным шагом вперед была выработка Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров (1986—1994). ГАТС — самостоятельное соглашение, определяющее правила международной торговли услугами и механизм его регулирования. Это соглашение вступило в силу в 1995 г. До этого не было многостороннего соглашения по торговле услугами. Отдельные договоренности существовали в более узком круге участников, включая Европейский союз и Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и др.

Инициатива разработки общих правил, регулирующих торговлю услугами, принадлежала развитым странам (особенно США), которые доминируют в международном обороте услуг и преследуют цели максимальной реализации своих интересов в этой области. В ходе переговоров страны столкнулись с двумя группами сложнейших проблем, решение которых происходит постепенно.

Первая группа проблем, как отмечают эксперты, носит технический характер и проистекает из природы торговли услугами и используемых правительствами механизмов регулирования торговли услугами.

В ГАТС нет четкого определения понятия «услуга». В материалах практикума «Россия и всемирная торговля», проходившего в Москве 3—6 июня 1997 г., по этому поводу отмечалось: «Лица, ведущие переговоры, не сумели найти смыслового определения услуг, но они выделили около 130 категорий и подкатегорий. В этот термин вкладывается самое широкое содержание».

Вторая группа проблем связана со способами, которыми услуги могут быть поставлены. Указанные ранее четыре способа международной торговли услугами были отражены именно ГАТС. Отнесение услуги к какому-либо способу поставки является основной предпосылкой для определения мер регулирования доступа зарубежных поставщиков на национальный рынок.

ГАТС содержит:

· положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;

· приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

· списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

ГАТС определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере международной торговли услугами.

В целом ГАТС представляет собой весьма содержательный объемный документ. Он включает в себя как блок общих обязательств, которые применяются ко всей торговле услугами, так и являющийся предметом переговоров набор специфических обязательств, касающихся торгового режима в определенных секторах услуг.

Международная торговля услугами регулируется также на отраслевом и региональном уровнях. В первом случае это делают специализированные межправительственные организации (например, Организация международной гражданской авиации — ИКАО; Международная морская организация — ИМО; ВТО и др.). Во втором случае регулирование внешнего рынка осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений (например, Европейского союза).

В настоящее время ГАТТ/ВТО интенсивно ведут работу по решению организационных, административных и правовых проблем электронной торговли. В мае 1998 г. ВТО была принята Декларация о глобальной электронной торговле.

В контексте освещения мирового рынка услуг возникает вопрос о роли России на этом рынке, ее возможностях и проблемах. Это тем более актуально, что нашей стране в ближайшее время предстоит вступление в ВТО.

В конце ХХ в. Россия в списке стран — экспортеров услуг заняла лишь 32-е место, ее доля в мировом экспорте услуг составила менее 1%. Примерно на таком же уровне находится и доля импорта услуг.

Данные по структуре экспорта и импорта услуг приведены в табл. 10.6—10.8.


Таблица 10.6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.