Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые показатели динамики международной торговли услугами в конце ХХ в.






Регионы и страны 2000 г., млрд дол. 1990—2000 гг., среднегодовой прирост, % Экспорт 2000 г., млрд дол. 1990—2000 гг., среднегодовой прирост, % Импорт
1998 г. 1999 г. 2000 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
изменение к предыдущему году, % изменение к предыдущему году, %
Мир в целом 1 415         1 400        
Северная Америка                    
США                    
Латинская Америка                 –5  
Мексика       –3            
Прочие страны                 –9  
Западная Европа         –2         –1
ЕС         –3         –1
Страны с переходной экономикой       –14       –2 –9  
Африка     –1         –3
Ближний и Средний Восток             –12   ...
Азия     –13         –11    
Япония     –9 –2       –9    
Китай (с Гонконгом)     –3 –1       –5    
Гонконг     –6           –1  
Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины     –22         –25    

Источник. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Е.Д. Халевинская. М.: Экономистъ, 2003. С. 199.

 


Следует заметить, что некоторые страны имеют аномально высокую долю коммерческих услуг в экспортных поступлениях (более 30%). Как правило, это характерно для тех стран, где весьма сильно развита индустрия туризма, а производственный сектор экономики относительно невелик (Греция, Тунис, Египет, Турция). Противоположная ситуация отмечается в странах, являющихся крупными поставщиками сырьевых ресурсов, в том числе углеводородного сырья.

Для оценки уровня специализации данной страны на экспорте услуг в западной статистике принято рассчитывать специальный индекс. Он показывает соотношение доли экспорта и доли импорта услуг в ВНП (i эксп/ i имп). В наибольшей степени ориентирован на экспорт сектор услуг Швейцарии, США, Испании, Австрии, Великобритании, Бельгии, Люксембурга, Италии, Франции.

По мере своего развития международный рынок услуг становится, с одной стороны, более разнообразным, с другой — структурированным: в нем все отчетливее можно выделить специализированные (узкие) рынки, например, рынки информационных, туристских, транспортных, финансовых, инжиниринговых, консалтинговых услуг и т.д. Международная статистика свидетельствует, что в последние годы структура рынка услуг претерпевает существенные изменения: в экспорте значительно снизилась доля транспортных услуг и, напротив, динамично развивается область туристских услуг, особенно высокими темпами увеличиваются деловые услуги, связанные с экспортом технологий, знаний, информации.

Известно, что различные страны весьма сильно различаются по степени развития тех или иных услуг, поэтому у стран наблюдаются различные конкурентные преимущества, что определяет их специализацию на мировом рынке услуг. Например, швейцарские фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации материально-технического обеспечения, обеспечении безопасности, консалтинге и обучении. Английские фирмы занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и в различных отраслях консультационных услуг. Шведским фирмам принадлежит лидирующее положение в специализированных перевозках и экологическом инжиниринге. Сингапурские фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов, в полиграфии. Американским фирмам принадлежит лидерство в управлении гостиничным хозяйством, в бухгалтерском учете, рекламе. Корея специализируется на консультационных и строительных услугах.

Хотя развитые страны имеют мощную внутреннюю сферу услуг, на мировой рынок они поставляют только определенный вид или несколько видов услуг, по которым у них весомые конкретные преимущества.

В последние годы отмечается быстрое развитие международной торговли наукоемкими, в том числе инжиниринговыми, консультационными услугами, для которых характерны высокая степень специализации и разнообразие видов.

 

Международный инжиниринг — это оказание услуг производственного, коммерческого, инженерно-проектного и научно-технического характера. Все виды инжиниринговых услуг можно разделить на две большие группы.

1. Услуги, связанные с подготовкой и налаживанием производственного процесса (предпроектные услуги: исследование почв, разведка ископаемых, топографические съемки и т.д.; проектные услуги: разработка инженерных проектов, оценка стоимости проекта, подготовка рабочих чертежей и т.д.; послепроектные услуги: ведение проекта, проведение приемных испытаний, подготовка инженерно-технического персонала и т.д.).

2. Услуги, целью которых является повышение рентабельности производства (услуги по осмотру и испытанию оборудования, эксплуатации объекта; помощь в финансовых вопросах, реализация продукции, внедрение систем информационного обеспечения и т.д.).

Международный инжиниринг может быть оказан либо генеральным подрядчиком, либо поставщиком технологии, либо инженерно-консультативной фирмой.

 

Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учебное пособие для вузов / М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова [и др.]; под ред. А.К. Шуралина, Н.С. Ципиной. М.: Логос, 2000. С. 151.

 

В условиях глобализации активно расширяется мировой рынок бизнес-процессов по системе аутсорсинга. По оценке группы «ПрайсУотерхаусКуперс», в конце ХХ в. этот рынок оценивался в 80 млрд дол. с прогнозным ростом в 2, 5 раза к 2004 г.

Как отмечает Е.Ф. Авдокушин, важным направлением в развитии аутсорсинга является ИТ-аутсорсинг, или «контрактное программирование» («оффшорное программирование»). Этот вид бизнеса опирается на потребность в большом количестве нерегулярных, разовых или специальных работ в области программного обеспечения для компьютеров при нехватке необходимого числа специалистов для такой работы в развитых странах. В современной информационной экономике существует огромный спрос на услуги ИТ-программистов по реконструкции устаревших систем и созданию новых, их технической поддержке, на веб-дизайн и программные продукты для электронной коммерции. Например, услуги аутсорсинга в этой сфере в Индии сформировались в целый сектор экономики с поддерживающей инфраструктурой, специальным государственным регулированием, развернутой системой частного и государственного профтехобразования. Доля индустрии заказного программного обеспечения в российском ВВП составляет всего 0, 1%, однако имеется тенденция к ее увеличению. В 2000 г. объем работ по аутсорсинговому программированию в России составлял 100 млн дол., или порядка 2—2, 5% мирового рынка оффшорного программирования. Объем этого рынка в 2003 г. составлял 450 млн дол. У России есть существенный шанс стать одним из главных центров оффшорного программирования наряду с Индией, Ирландией и азиатскими странами1.

1 Авдокушин Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2002. С. 227.

 

Динамика развития европейского рынка аутсорсинга показана в табл. 10.5.

Таблица 10.5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.