Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная характеристика товаров и услуг






Материально-вещественные товары Услуги («чистые»)
Вещь Деятельность, процесс
Осязаемы Неосязаемы
Производство и потребление, как правило, не совпадают во времени и в пространстве Производство и потребление совпадают во времени и в пространстве (неотделимы от источника)
Качественно определенны Неопределенность качества
После покупки потребление может быть отсрочено Потребление не может быть отложено на будущее (при условии уже начавшегося производства услуги)
Могут храниться, складироваться, накапливаться Не могут храниться, складироваться, накапливаться
Покупатели, как правило, не участвуют в процессе производства Покупатели участвуют в процессе производства (интерактивный процесс)
Возможна перепродажа Невозможна перепродажа
Более взаимозаменяемы Менее взаимозаменяемы
Передается право собственности Не передается право собственности
Бо#льшая возможность стандартизации Меньшая возможность стандартизации

 

Перечисленные свойства услуги в полной мере присущи только так называемым чистым услугам, у которых материальность, осязаемость в традиционно понимаемом смысле минимальна, например, услуги психолога, юриста, музыканта, экскурсовода, маркетолога, менеджера. В реальной жизни существует множество услуг, содержащих материальную составляющую в большей или меньшей степени, поэтому четко провести границу между товарами в материально-вещественной форме (физическими товарами) и услугами (особенно так называемыми материальными) весьма сложно. В западной литературе часто приводятся графические примеры физических товаров и услуг как континуума (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. Континуум физических товаров и услуг

 

Континуум (от лат. continuum — непрерывное, сплошное):

1) непрерывность, неразрывность явлений, процессов;

2) непрерывное (связное) множество.

Сплошная материальная среда, свойства которой изменяются в пространстве непрерывно.

 

Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 304.

 

Некоторые экономисты, учитывая наличие различий между материальными товарами и услугами, предлагают свое понимание природы услуги. Так, известный американский экономист Т. Хилл в своей работе «О товарах и услугах» писал, что в отличие от товаров, обладающих неизменными материализованными свойствами, услугам присуща способность воздействовать на состояние их потребителя (медицинское обслуживание или образование) или на состояние других предметов материального мира (страхование, реклама), или же одновременно и на то, и на другое (банковские, финансовые услуги).

К настоящему времени существует достаточно много определений услуги. Приведем некоторые из них (табл. 4.2), что, думается, даст будущим специалистам пищу для размышлений.

Таблица 4.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.