Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И постиндустриального обществ




Тип общества Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное
Тип/сектор производства Первичный Добывающий Вторичный Создающий Третичный Сфера услуг
Ведущий экономический сектор Сырьевой Сельское хозяйство, рыболовство, добыча полезных ископаемых, лесоматериалы и пр. Обрабатывающий Производство товаров Обрабатывающая промышленность, строительство Образование
Преобразуемые ресурсы Природные силы Вода, ветер, домашние животные и человеческие мускулы Созидающая энергия Электричество на базе угля, нефти, газа, ядерного топлива Информация, знания Системы хранения, обработки и передачи данных
Стратегический ресурс Сырьевые материалы Капитал Знания, информация
Ключевая технология Индивидуальное умение, мастерство Машинные технологии Интеллектуальные технологии
Базовые профессии Фермер, ремесленник, рабочий Рабочий, инженер Ученые и специалисты
Методология Здравый смысл, опыт, метод проб и ошибок Эмпиризм, экспериментирование Абстракция, модели, системный анализ, теория принятия решений
Предназначение (дизайн — по Беллу) Противостояние природным силам (игра с природой) Использование сил природы (игра с преобразованной природой) Взаимодействие человека с человеком
Временная перспектива Ориентация в прошлое Адаптация к данным условиям, экспериментирование Ориентация в будущее: прогноз и планирование
Осевой принцип Традиционализм (экстенсивный экономический рост) Экономический рост (переход преимущественно к интенсивному экономическому росту) Кодификация теоретических знаний, качество жизни (инновационный тип экономического роста)
Тип «общественного» человека Традиционный («патриархальный») человек «Экономический» человек Социально-творческий («социологический») человек

Источники. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society : A Venture in Social Forecasting. N.Y. : Basic Books, 1973. P. 117; The Computer — Age: a Twenty — Year View. L., 1979. P. 166. (перевод Т.П. Николаевой. Основы информационной экономики. С. 19); Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики : учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Сидоровича. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Дело и Сервис, 2001. С. 56.

 

В современных условиях постиндустриальная цивилизация динамично развивается и упрочивает свои позиции. Стремление более углубленно исследовать феномен постиндустриального мира приводит ученых к разработке новых теоретических подходов, концепций, акцентирующих внимание на тех или иных процессах, сторонах, факторах и т.п., характеризующих сущностные моменты новой эпохи в развитии человеческого общества. Все это обусловило терминологическую пестроту, обычно присущую на начальном этапе изучения сложного явления.



 

В настоящее время в литературе можно встретить свыше 30 названий современного общества.

Наиболее распространенными являются: «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «технотронное общество» (З. Бжезинский), «супериндустриальное общество», «общество третьей волны» (А. Тоффлер), «технократическое программированное общество» (А. Турен), «постбуржуазное общество» (Г. Литхейм), «информативное общество» (К. Томинага), «посткапиталистическое общество» (Р. Дарендорф и П. Друкер), «футурианское общество» (Р. Прехода), «активное общество» (А. Этциони), «кибернетическое общество» (Т. Тиболд), «постцивилизованное общество» (К. Боулдинг), «четвертичная цивилизация», «общество услуг» (Ж. Фурастье), «надиндустриальное общество» (Р. Арон), «электронное общество» (М. Моришима), «общество риска» (У. Бек), «общество постмодерна» (Ж. Лиотар), «постпотребительское общество» (Дж. Рисман), «пострыночное общество» (Дж. Рифкин), «информационное общество» (Т. Умесао и Д. Лион, Г.М. Маклюэн, И. Масуда, Дж. Макгейл, А. Норманн), «экспериментальное общество» (Л. Сейкс, М. Файн), «оптимальное, или постоптимальное, общество» (Л. Кор), «постдемократическое общество» (Л. Таккоен), «гуманистическое общество» (А. Бам, Э. Бернсайд, А. Кенинг), «информациональное общество», «сетевое общество» (М. Кастельс), «общество постматериальных ценностей» (Р. Инглехарт) и др.



Гасанов Э.А. Характер и параметры информационного типа экономического роста. Иркутск : ИГЭА, 2000. С. 12—13; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. С. 81; Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики : учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Сидоровича. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Дело и Сервис, 2001. С. 56.

 

Широкое распространение получила теория информационного общества и соответствующий термин.

Нередко информационное общество трактуется как синоним постиндустриального общества, особенно это было распространено в 70—80-е годы ХХ в. Например, И. Масуда так и назвал свою знаменитую работу «Информационное общество как постиндустриальное общество»1.

1 Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981.

 

С течением времени стало утверждаться понимание того, что концепция информационного общества может и должна рассматриваться как составная часть постиндустриальной теории, способствующая более углубленному познанию постиндустриального общества, его очень важных, но более частных проблем. Как справедливо отмечал В.Л. Иноземцев, теория информационного общества существенно обогатила представление о современном этапе общественного прогресса. Наибольшим значением обладает проведенный ее сторонниками анализ роли информации в хозяйственном развитии западных стран. Более того, позднее, со второй половины 80-х годов, американские и европейские специалисты большее внимание стали уделять роли и значению не столько информации, сколько знаний, что отразилось в понятиях «knowledge society», «knowledgeable society».

Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний, — экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все секторы и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования2.

2 См.: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 г. / под общ. ред. проф. С.Н. Бобылева. М. : Весь Мир, 2004. С. 19.

 

 

Вопросы для самопроверки

1.Какие два основных подхода используются для периодизации развития человеческого общества?

2.В чем заключаются сущность формационного подхода и его ограниченность?

3.В чем проявляется преимущество цивилизационного подхода?

4.Чем объясняется разная градация исторического развития общества в рамках цивилизационного подхода?

5.Какие технологические уровни (уклады) прошло в своем развитии человеческое общество?

6.Какие этапы в развитии человеческого общества выделяют Э. Тоффлер, Д. Белл?

7.Какие черты свойственны доиндустриальному, индустриальному и постиндустриальному обществу? Дайте сравнительную характеристику этих трех эпох в развитии человеческого общества.

8.Как соотносятся понятия «постиндустриальное общество» и «индустриальное общество» и какими терминами характеризуется современное общество в современной литературе?

 

Рекомендуемая литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М. : Academia, 1999.

2. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Научное издание. М. : Academia — Наука, 1998.

3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы : учебное пособие для студентов вузов. М. : Логос, 2000.

4. Козырев В.М. Основы современной экономики : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2000.

5. Капитализм в «неклассическом освещении» // МЭиМО. 1999. № 1.

6. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Сидоровича. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Дело и Сервис, 2001.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 26. Ч. I. С. 419; Т. 19. С. 404, 419; Т. 13.

8. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М. : Academia, 1999.

9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики : учебник для вузов. М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2001.

10. Общая экономическая теория (политэкономия) : учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М. : ПРОМО-МЕДИА, 1995.

11. Тоффлер Э. Третья волна. М. : АСТ, 1999. (Серия «Классическая философская мысль»).

12. Тойнби А. Дж. Постижение истории : сборник / пер. с англ. Е.Д. Жаркова. 2-е изд. М. : Айрис-пресс, 2002.

13. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. 2-е изд. / пер. с англ.; под ред. В.В. Кулибановой. СПб. : Питер, 2002.

 


Цивилизация — это информация.

Д. Робертсон

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал