Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность стратегического управления






Было бы неверно считать, что ещё 20-30 лет назад организация совершенно не имела стратегического поведения. Термин стратегическое управление был введён в обиход только на стыке 60-70-х годов для того, чтобы внести различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.

Можно указать на несколько конструктивных определений стратегического управления, которые были предложены разработчиками этой теории. Так, Шендел и Хаттен рассматривали его «как процесс определения и (установления) связи организации с её окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и её подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с её окружением». Пирс и Робертсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации». Существует ещё ряд определений стратегического управления, которые делают упор на те или иные аспекты, особенности стратегического управления или его отличия от «обычного» управления.

Для того чтобы дать развёрнутое определение стратегического управления (СУ) приведём сравнение этого управления с преимущественно оперативным управлением (ОУ), практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад. Сравнение проведём по ключевым характеристикам управления организацией.

 

1. Миссия, предназначение. ОУ – организация существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации.  
  СУ – выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением.  
2. Преимущественная концентрация внимания менеджмента. ОУ – взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов.
  СУ – взгляд вне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.  
3. Учёт фактора времени. ОУ – ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу.  
  СУ – ориентация на долгосрочную перспективу.  
4. Основные факторы построения системы управления. ОУ – функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология.
  СУ – люди, системы информационного обеспечения, рынок.  
5. Управление персоналом. ОУ – взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций.  
  СУ – взгляд на работников как на основу организации, её основную ценность и источник её благополучия.  
6. Оценка эффективности. ОУ – эффективность деятельности и управления определяется как категория, отражающая прибыльность и рациональ- ность использования производственного потенциала.  
  СУ – эффективность деятельности и управления организацией выражается в том, насколько своевременно и точно организация в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения.

 

Обобщая рассмотренные особенности стратегического управления и приведённые определения, будем понимать стратегическое управление следующим образом. Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее в действиях организаций можно наблюдать отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах.

Во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нём не будет происходить качественных изменений. Попытка составить долгосрочные планы, в которых предписывается что и когда делать в достаточно длительной перспективе, либо найти в исходный период решение на многие годы вперёд, желание строить «на века» или приобретать «на долгие годы» - всё это признаки нестратегического управления. Видение долгосрочной перспективы – очень важная составляющая стратегического управления. Однако это ни в коей мере не означает экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперёд.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемые цели в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни организации будут изменяться, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Для стратегического управления характерно, что не только фиксируется желаемое в будущем состояние организации, но и что является важнейшей задачей стратегического управления, вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь желаемых целей в будущем. В противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящем, так и будущем, априори базирующейся на том, что чётко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.

Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе оказывается, что организация не в состоянии достичь своей цели, так как её достижение принципиально зависит от желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов. Всё, что может организация определить на основе анализа своих внутренних возможностей, так это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может осуществить.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.