Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Проблемы совершенствования института защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации






3.1. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Как уже упоминалось выше, институт защиты прав и свобод человека и гражданина играет очень большую роль в обществе и государстве. Он устанавливает систему органов, осуществляющих защиту прав человека, их функции, но как бы хорошо не была разработана эта система, все равно найдутся различные пробелы и недостатки в этой системе.

Можно утверждать, что в настоящее время люди имеют очень большой объем прав и свобод. Основная проблема в современных условиях - это обеспечение реализации предоставленных личности прав и свобод. Отсюда такой существенный ее аспект, как защита и охрана прав человека и гражданина Российской Федерации. Дело в том, что человек, который совершил противоправное деяние, создает такое положение, при котором органам государственной власти приходится ограничивать его основные права и свободы. В этих и других случаях власть не всегда следует ею же принятым законам, т.е. допускаются нарушения законности. Это является причиной для защиты прав и свобод человека от органов государственной власти, от служащих этих органов, нарушающих эту законность. Отсюда появляется необходимость в государственной программе укрепления законности в работе государственных органов, прежде всего органов, носящих правоохранительную направленность.

Сам человек должен соотносить осуществляемые им права и свободы, с правами и свободами других лиц. Другими словами, каждому предоставляется несколько путей осуществления своих групповых и личных интересов в рамках имеющейся свободы. Другие правила приведут к столкновению интересов и конфликтам. Отсюда следует еще одна задача защиты прав, свобод и законных интересов человека не только от органов власти, но и от других людей. Исходя из этого, система прав и свобод должна строиться и реализовываться так, чтобы исключить ущемление правового статуса человека со стороны различных групп и отдельных лиц.

Но обеспечить такое положение только юридическими средствами не представляется возможным, потому что даже имеющий должный уровень качества закон действует лишь частично. Ранее уже говорилось, что этой цели служат основные принципы правового статуса личности и прежде всего такие, как формально-юридическое равенство всех перед законом. Но материальное неравенство не дает каждому в полной мере пользоваться своими правами.

Вышеназванные обстоятельства указывают на необходимость дополнительной защиты малоимущих слоев населения, путем предоставления им определенных льгот.

Господство права и принципы демократизма требуют справедливого отправления правосудия в соответствии с нормами международного права, Конституции и законов РФ. Поэтому на суды РФ должно увеличиться влияние общепризнанных принципов международного права, и в частности, Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Нормы, содержащиеся в решениях Страсбургского суда, применяются судами государств-членов Совета Европы, в который в 1996 г. принята и Россия. Решения Страсбургского суда по вопросам защиты прав человека могут использоваться при разрешении дел российскими судами, так как Конвенция выполняет роль конституционного закона Европы, а Страсбургский суд считается последней инстанцией по делам, которые рассматриваются национальными судами. Кроме того, граждане России получат право непосредственного обращения в Страсбургский суд за защитой своих прав и свобод, но после прохождения всех инстанций внутри своего государства.

В Решении Верховного Суда РФ от 11.10.2012 № АКПИ 12 - 1221 говорится о нарушении права на судебное разбирательство в разумный срок: «... Недоповз Е.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере … руб. В обоснование заявленного требования указал, что общая продолжительность судопроизводства по делу с момента возбуждения уголовного дела до момента вступления в законную силу приговора суда составила 4 года 8 месяцев. Данный срок является значительным периодом уголовного преследования, при этом ни за одну из образовавшихся задержек разбирательства дела он ответственности не несет, так как не уклонялся от проведения следственных и судебных действий, не создавал препятствий органам предварительного следствия и суду, не злоупотреблял своими правами. Обстоятельствами, повлиявшими на длительность судопроизводства по делу, по его мнению, явилась волокита, допущенная при производстве предварительного расследования и в суде. Действия органов предварительного следствия и суда не были достаточными и эффективными и не способствовали своевременному расследованию и рассмотрению уголовного дела. Уголовное дело рассматривалось судом трижды в двух инстанциях, что не освобождает суд от обязательства выполнить требование разумного срока. В результате рассмотрения дела в течение такого длительного срока Недоповзу Е.А. были причинены физические и нравственные страдания, в связи с чем ухудшилось его состояние здоровья.» «Руководствуясь ст. 194- 199, 2449 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Недоповза Е А удовлетворить частично. Присудить Недоповзу Е А компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере … руб., а также судебные расходы в размере 200 (двухсот) руб., а всего … руб., перечислив их на счет № … на имя Недоповза Е. А. В отделении № ОАО «Сбербанк России». Решение подлежит исполнению Министерством финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме».[29]

Содержание этого решения говорит о еще одной проблеме - это нарушение права на рассмотрение дела в разумный срок. Слишком длительные судебные процессы вызывают недоверие общественности к судам, а оно необходимо для осуществления надлежащего правосудия. Такое положение обусловлено большим перегрузом судов. Все это требует проведения судебной реформы, которая обеспечит решения судами, поступающих к ним дел, в разумные сроки, установленные в законодательстве, и, естественно, на должном качественном уровне. Исправлению подлежит структура и организация национальной судебной системы, а также следует повысить профессионализм судей и другого персонала.

В области публичного права нужно провести постепенное расширение сферы ответственности государства за правонарушения, которые совершены работниками государственного аппарата. Если лицо решило, что есть нарушения его законных интересов и прав органами государственной власти, то оно должно иметь право требовать:

1) приостановления или прекращения противоправного действия государственных органов и их должностных лиц;

2) объявление такого решения незаконным и ничтожным;

3) возмещение ущерба, причиненного гражданину противоправными действиями.

Эти отступления от «иммунитета верховной власти» желательно более широко, чем сейчас, применять в судебной и административной практике Российской Федерации, постепенно предоставляя потерпевшему право предъявлять исковое заявление непосредственно к должностному лицу, допустившему нарушение прав человека и виновному в нанесении ущерба, по образцу других цивилизованных стран.

Конституция РФ на практике пока еще не является законом прямого действия. К сожалению, среди должностных лиц и населения широко распространен правовой нигилизм, как по причине кризиса духовности, так и в силу не до конца сформированного гражданского общества.

В связи с распадом СССР, процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами, появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) без четкого правового статуса. Это ставит проблему оптимального сочетания прав народов и прав человека.

Нельзя не затронуть такую важную проблему, как реальность конституционной ответственности (депутатов - перед избирателями, Президента - перед населением и т.д.), решение которой позволило бы существенно укрепить правовой статус личности.

Нерешенность перечисленных и других проблем приводит к неблагоприятному самочувствию людей в новых условиях российской действительности, социальному дискомфорту и неуверенности в будущем и порождает недоверие к государству, его органам и должностным лицам.

Та мера правовых возможностей и та мера социальных требований к личности, которые определены действующим законодательством, и прежде всего Конституцией РФ, должны заставить человека и гражданина быть активным и ответственным в правовой сфере, что будет способствовать более высокой степени защиты их прав и свобод.

 

3.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Одной из важнейших проблем федеративного государства является осуществление одинаковой политики в области защиты прав человека на всей территории Российской Федерации. Для России эта проблема особенно важна, так как она обладает очень значительной территорией, плюрализмом исторических социальных, экономических, политических, национальных особенностей регионов.

Нарушения этих стандартов обусловлены тем, что в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ есть положения, прямо противоречащие Конституции и законам РФ, что подтверждается практикой Конституционного Суда РФ.

Решение Президента РФ образовать семь федеральных округов, изменение способа формирования верхней палаты Парламента РФ помогает поддерживать единое правовое пространство и осуществлять единую политику в области защиты прав человека на всей территории России.

Мы считаем, что для реализации единых стандартов защиты прав человека на всей территории РФ необходимо:

· государственным органам власти РФ различными законными способами преодолевать коллизии между законами РФ и законами субъектов РФ;

· органам Прокуратуры РФ регулярно проводить проверки законности правовых актов, регламентирующих права человека и гражданина на территории субъектов Федерации;

· органам, отвечающим за обеспечение и защиту прав человека, оказывать взаимное содействие в реализации мероприятий по защите прав человека;

· собрать в единую базу данных все региональные нормативно — правовые акты, содержащие нормы по защите прав и свобод человека.

Принятие ведомственных инструкций, призванных регламентировать порядок реализации законов является очень серьезным ущемлением прав граждан, так как эти инструкции создают дополнительные препятствия в осуществлении своих прав гражданами. Эти документы малодоступны, что создает препятствие в ознакомлении с ними людей. Также непросто оценивать их соответствие Конституции РФ и другим законам.

Мы полагаем, что для совершенствования законодательства в области прав человека необходимо:

· пересмотреть все действующие нормативные правовые акты РФ и нормативные правовые акты субъектов РФ и привести их в соответствие с Конституцией РФ и международным стандартам в сфере прав человека;

· принять федеральный закон «Об обеспечении соответствия законов субъектов РФ законам РФ» и дать право органам Министерства юстиции субъектов РФ обращаться в суды по данным вопросам;

· усовершенствовать механизм судебного и иного контроля, а также отменить решения государственных органов власти и их должностных лиц, которые противоречат законам РФ;

· выявить и устранить пробелы в правовом регулировании прав человека путем принятия новых законов;

· принять закон, регулирующий законодательство различных ведомств, исходя при этом из следующих критериев:

- инструкции ведомств не должны противоречить законодательству в области прав человека и сужать данные права;

- должны регулировать только технические вопросы и отношения внутри этих ведомств;

- быть более доступным различным категориям населения;

Принятие нового законодательства в области прав человека - важное условие их гарантированности и защиты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.