Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополия






Монополия (греч. monos — один, polio — продаю) — рыночная структура, при которой одна крупная фирма или их объединение производят значительную часть продукции данной отрасли и обладают определенными экономическими преимуществами.

Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Критерием оценки степени монополизации в настоящее время служит доля хозяйственной единицы в производстве и в объеме продаж. Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия на рынке возникает, если на одно из них приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В России доля должна составлять свыше 70 %.

Фирма имеет монопольную власть в случае, если она может влиять на цену своего товара, изменяя объемы его предложения. Степень этой власти зависит от наличия товаров-заменителей, доли в общих продажах на рынке. Поведение фирмы-монополиста во многом зависит от потребительского спроса. Монополист может пойти двумя путями: либо ограничить объем продаж, поддерживая высокие цены, либо увеличить его, снизив цену.
В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности монопольной власти. Одни определяют ее как возможность производителя контролировать рыночную цену на свой товар. Другие связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек.

Американский экономист М. Фридмен называет три основных источника монопольной власти:

• технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении);
• прямая или косвенная правительственная поддержка;

• частный сговор между отдельными лицами.

В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу.

Монополии часто образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные ФОРМЫ:

Картель - союз нескольких предприятий, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. (ОПЕК, Новые 7 сестер – нефтегазовые компании).

Синдикат - объединение ряда предприятий с сохранением собственности на материальные условия хозяйствования за участниками объединения, при котором готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору (Де Бирс – алмазы).

Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию (Дженерал моторз, Форд).

Концерн - союз формально независимых предприятий, в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками (Мицубиси, Сименс, Калина, Нестле, Газпром).

В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую.
Естественная монополия — складывается, когда единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водо-, энерго-, газоснабжение). Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.
Организационная монополия — объединение однородных по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые концерны, ассоциации, корпорации).

Технологическая монополия — разновидность естественной монополии. В этом случае предприятие контролирует производство и реализацию определенной продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия (производство томографов, вооружения, лекарств, спутников).

Экономическая монополия — возникает либо в силу договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.

Монополии устанавливают монопольные цены, состоящие из издержек и монопольной прибыли. Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний.
Цена в условиях монопольной власти всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции. В некоторых случаях фирмы устанавливают разные цены для различных покупателей, т. е. проводят ценовую дискриминацию.

Важное экономическое последствие монополизма состоит в том, что монополист считает более выгодным продавать меньший объем продукции по более высоким ценам. Это означает, что монополия использует ресурсы менее рационально, чем конкурирующая фирма.

Монополией трудно управлять, контролировать ее деятельность. Монополист в меньшей степени стремится внедрять новые технологии, чем предприниматель в условиях конкуренции.

Негативные последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику.

Позитивные стороны - снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства; технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции, и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.