Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства изменения нагрузочной характеристики турбобура






 

Опыт бурения показывает, что левая часть графика характе­ристики турбобура (см. рис. 6.6, а) не используется вследствие неустойчивости вращения долота. Одна из причин этого — поло­гость кривой момента турбобура, обусловленная потерями на трение в резинометаллической пяте.

Изменение момента сопротивления вращению долота МД на забое при постоянной осевой нагрузке с увеличением частоты вращения представляется некоторой кривой, называемой меха­нической характеристикой долота. В точке пересечения этой кри­вой с линией момента турбобура определяется частота равномер­ного вращения долота. В зависимости от значения R пересечение возможно с правой, левой или с той и другой ветвями линии момента Мт (рис. 6.7, а).

Исследуем режимы работы системы турбобур—долото на устой­чивость, рассмотрев малые отклонения параметров режима. Пред­положим, что кривая Мт наклонена больше, чем МД, т. е. dMД / dn > d MТ / dn. Допустим далее, что вследствие временного увеличения сопротивления на долоте частота вращения его не­сколько снизилась. С восстановлением значения сопротивления (точка Е1) вследствие избытка движущего момента турбобура над моментом сопротивления долота турбина будет разгоняться и режим вращений сохранится. Если частота вращения увели­чивается (точка Е2), то в результате недостатка движущего момента турбины частота вращения вала замедлится. Следовательно, ре­жим работы в точке Е устойчивый.

Теперь рассмотрим точку D. Случайное ускорение вращения вала (точка D2) приводит к разгону турбины и дальнейшему пере­ходу в устойчивый режим (в точке Е, расположенной на правой ветви линии Мт), а случайное замедление (смещение в точку D1— к остановке турбобура вследствие нарастающего недостатка вра­щающего момента по отношению к моменту на долоте. Таким об­разом, если dMД / dn < d MТ / dn, то режим вращения неустойчивый.

Между тем технология бурения шарошечными долотами тре­бует, чтобы турбобур мог устойчиво работать при небольшой ча-

стоте вращения. Поэтому желательно, чтобы зависимость пМ у турбины была нелинейной с повышением крутизны линии мо­ментов в области тормозного режима.

Для придания нагрузочной характеристике турбины такого качества существует несколько способов. Один из них — регули­рование расхода жидкости с уменьшением его при разгонных ре­жимах и увеличением при тормозных. Для осуществления этого способа используют наземные или забойные средства. В качестве наземных можно использовать буровые насосы с бесступенчатым регулированием подачи. Наиболее приемлема для работы в си­стеме с регулируемой подачей высокоциркуляционная турбина, замедление вращения которой сопровождается снижением пере­пада давления в ней и, следовательно, падением давления на вы-киде насоса. Если характеристика насоса такова, что снижение давления вызывает увеличение подачи, то при торможении тур­бины увеличивается крутизна кривой пМ.

Непосредственно на забое скважины расход жидкости можно регулировать с помощью перепускных клапанов, эжекторных мультипликаторов расхода или систем с разделением потока. Перепускной клапан устанавливается в полом валу турбобура или над турбобуром в специальной приставке. При настройке клапана на постоянный перепад давления, равный перепаду давле­ния в турбине при тормозном режиме, характеристика турбины графически выглядит так, как представлено на рис. 6.4, б. Как видно, линия момента круто изогнута вверх к точке тормозного режима. Перепускные клапаны подвержены быстрому эрозион­ному износу, вследствие чего этот способ регулирования широкого применения не получил.

Для изменения нагрузочной характеристики в турбобурах типа А7ГТШ, А6ГТШ используют систему гидродинамического торможения. Сущность способа состоит в том, что на валу турбины устанавливается многоступенчатый гидравлический тормоз (ГТ). Венцы статора и ротора тормоза имеют прямые лопатки, установ­ленные вдоль оси турбины, которые почти не оказывают сопротив­ления при остановке турбины. Линия момента Мгт, поглощаемого ступенями ГТ, приблизительно линейная, так что суммарная на­грузочная характеристика турбины получается также линейной (рис. 6.7, б). Суммарный максимальный момент турбины сохра­няется, но рабочая частота вращения, соответствующая половине kMmax, существенно снижается, а крутизна нагрузочной харак­теристики увеличивается. Эту крутизну можно регулировать варьированием числа ступеней ГТ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.