Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и согласование деятельности






Следующим - и тоже весьма хорошим - способом и постановки, и одновременно конкретизации «больших» целей является психотехнология согласования деятельно­сти, которая делается так.

1. Составьте список сфер, или областей, жизни кли­ента (например, работа, карьера, финансы, быт, здоровье, дети и т. п.).

2. Определите наиболее актуальную из них и де­тально проработайте ее по следующей схеме согласования деятельности:

исходное намерение;

желаемые цели;

осязаемая продукция;

измерение количества;

существующие ограничения;

идеальное положение дел;

реальное положение дел;

имеющиеся ресурсы;

анализ;

общий план;

подробные проекты;

повседневные действия.

3. Сделайте это для каждой из оставшихся значи­мых сфер, или областей, жизнедеятельности.

Разберем эту технику на условном примере.

Исходное намерение. Это то, ради чего начинает­ся любая деятельность. Нечто большее, чем конкретные цели. Своеобразная идея о направлении. И если мы возьмем в качестве области нашего анализа сферу рабо­ты, то очень может быть, что клиент примет здесь следу­ющее:

«Исходное намерение - стать хорошим профес­сионалом».

Желаемые цели - это уже более конкретные зада­чи, раскрывающие и реализующие исходное намерение. И если исходное намерение клиента - стать хорошим про­фессионалом - то его желаемой целью (только одной, а вообще-то их должно быть несколько) может стать, на­пример, овладение компьютерной грамотностью, без чего нынче профессионалом быть трудно.

«Желаемая цель № 1 - овладеть компьютером».

Теперь уже можно приступать к деятельности, на­правленной на достижение этой самой цели № 1, а значит решить, какая в ней будет осязаемая продукция. Это не­что действительно осязаемое - какой-то продукт, кото­рый можно оценить (неважно - физически или умствен­но). Что-то, что может «заземлить» и конкретизировать деятельность, превратив желаемую цель в цепочку или систему подцелей. Например, для цели № 1 осязаемой продукцией могут выступать компьютерные программы, каковые клиент собирается освоить. Так что можно будет, например, записать:

«Осязаемая продукция - программные продукты Windows, Word и Excel».

Определение осязаемой продукции приводит к во­просу об измерении количества. Это то, с помощью чего можно будет определять, насколько успешно продвигает­ся клиент к своей цели. Некая статистика, наглядно сви­детельствующая, что он двигается вперед к желаемому и не свернул при этом куда-то вбок. Для данного случая осязаемой продукции измерение количества можно, на­пример, представить так:

«Измерение количества - число:

освоенных компьютерных программ,

освоенных внутри программы операций поль­зования».

Теперь уже можно перейти к анализу существую­щих ограничений - всего того, что может помешать до­биться цели. Сюда может входить недостаток времени, не­хватка информации и все прочее, что надо преодолеть, да­бы новая деятельность осуществилась. Например, можно написать:

«Важнейшее существующее ограничение -не­хватка времени».

Далее следует оценить идеальное положение дел - то, как в самом лучшем случае должно обстоять де­ло с необходимыми для участия в деятельности услови­ями. Например, для исследуемого случая это может вы­глядеть так:

«Идеальные условия - наличие:

мощного компьютера;

CD с необходимыми программами;

методической литературы серии «Компью­тер для " чайников"».

Естественно, что затем следует оценить реальные условия - то, как обстоят дела со всем этим на самом деле.

«Реальные условия - только мощный компьютер».

Это позволяет выявить «отклонение параметров» и перейти к определению имеющихся ресурсов - наличе­ствующих и важных в контексте деятельности сырья, ин­струментов, информации, людей, финансов и прочего. Здесь, например, можно записать:

«Имеющиеся ресурсы:

· Иванов, разбирающийся в компьютерах и лю­бящий всем помогать;

· Петров с его коллекцией CD;

· Сидоров, имеющий комплект книг для ком­пьютерных " чайников " и

· оплаченное при покупке компьютера, но не ис­пользованное время работы в " Интернете"».

Отметим, что клиентам, доходящим до вопроса о ре­сурсах, мы настоятельно советуем всякий раз перечислять все имеющиеся у них ресурсные моменты, а не только те, что необходимы. Это обычно очень помогает в расшире­нии «карты» возможностей.

Теперь, имея все это, можно осуществить анализ - то есть беспристрастно проанализировать все, что есть и происходит, сравнив это с тем, что должно быть и долж­но происходить. После чего (не всегда) составляются по­дробные проекты, с помощью которых клиент возьмет ответственность за свою деятельность (выделить час еже­дневно; сходить к Иванову и договориться о том, когда он введет в курс дела; позвонить Петрову и попросить CD с Windows и Microsoft Office] зайти к Сидорову и взять у него книги и т. п.). А далее (еще реже) расписываются повседневные действия, каковые надлежит делать клиен­ту, чтобы, в конце концов, достичь желаемой цели и удов­летворить исходное намерение (сегодня же поставить Windows, изучить Help и Справку и т. п.).

4.4. Хорошо сформулированный результат

В нейролингвистическом программировании под данной номинацией понимается некая, имеющая вариа­ции конкретного воплощения, модель репрезентации (представления) факторов достижения цели, отвечаю­щих эмпирически выделенным условиям хорошей сформулированности. В нашей версии НЛП-консалтинга здесь используется семишаговая модель, позволяющая создать структуру и последовательность достижения любой цели. Конкретная реализация данной психотех­нологии хорошо сформулированного результата заключа­ется в последовательных ответах клиента на следующие семь вопросов.

РЕЗУЛЬТАТ 1. Чего я хочу добиться?
ПРИЗНАКИ 2. Как я узнаю, что достиг цели? Что увижу, услышу, почувствую, смогу сде­лать?
УСЛОВИЯ 3. Где, когда и с кем мне это необходимо и желательно? Где, когда и с кем - неже­лательно?
СРЕДСТВА 4. Чего мне не достает, чтобы достичь це­ли? Каких ресурсов?
ОГРАНИЧЕНИЯ 5. Почему я не достиг цели раньше?
ПОСЛЕДСТВИЯ 6. Что произойдет, если я достигну / не достигну цели?
ЦЕННОСТЬ 7. Стоит ли цель моих усилий?

 

Например (пример намеренно условный), целью клиентки-женщины может быть замужество.

Признаком ее достижения - регистрация брака (хо­тя может быть и вступление в долговременное сожитель­ство и даже нечто еще более экзотичное, но отвечающее цели).

Условиями - в своем городе; не позднее конца года; с человеком подходящего возраста, среднего достатка, вдовцом или одиноким и без вредных привычек.

Средствами достижения данной весьма важной для клиентки цели могут выступать обращения в брач­ные агентства; посещения клубов встреч; участие в раз­влекательных мероприятиях с преобладанием мужского контингента и еще очень многое (мы намеренно опусти­ли такие важные внутренние средства, как создание при­влекательной внешности, соответствующего имиджа или уверенности в собственной неотразимости).

Ограничениями может оказаться банальная неуве­ренность клиентки в себе или простое откладывание на потом.

Последствиями достижения/недостижения цели выступят здесь либо семейное счастье, либо отсутствие оного (после чего она вряд ли захочет и дальше отклады­вать).

И, наконец, ценность результата в связи со всем вышеизложенным становится и очевидной, и мотивиру­ющей.

4.5. «Раскрутка» цели

Проблема, предъявленная клиентом, иногда может быть настолько тривиальной, что будет нуждаться не столько в подробном формулировании цели, как это опи­сано далее, сколько уже во вполне конкретной помощи клиенту в ее достижении. И здесь консультанту следует помнить, что люди не достигают своих целей по трем ос­новным причинам:

 

1) цель не обладает должной мотивирующей силой, поскольку кажется тривиальной и малостоящей;

2) достижение цели желаемо, но представляется не­возможным из-за массы мелких препятствий или нагромождения условий;

3) цель обладает должной мотивирующей силой, но достижение ее представляется невозможным в силу отсутствия алгоритма этого достижения.

В НЛП-консалтинге для решения всех этих про­блем применяются так называемые «раскрутки», каковые как 6bi сдвигают клиента с TCP, в которой он застрял: раскрутка вверх, позволяющая резко - до высших цен­ностей - усилить мотивацию на изменение; раскрутка вниз, дающая возможность определить конкретные спо­собы выполнения задуманного; и раскрутка в сторону, позволяющая как бы поискать ответ с использованием других «карт» взамен отсутствующих: «карт», относя­щихся к совершенно другому фрагменту реальности, но могущих быть примененными как бы по аналогии. На­пример, из истории известно, что некий римский сенатор (давным-давно, но в этой галактике) насмерть застрял в провозглашаемой им идее «Карфаген должен быть раз­рушен!». И, в конечном счете, добился своего, хотя его коллеги по римскому сенату, лоббирующие интересы Карфагена, вполне могли как бы «сбить» его с мертвой точки (сборки реальности), используя, например, рас­крутку вверх («А что это дает Риму?»), вниз («А как кон­кретно нам разрушать Карфаген?») и в сторону («А, мо­жет быть, нам начать с Иерусалима или Александрии?»).

Делается психотехнология раскруток (chonking) вверх, вниз и в сторону, так.

1. Если цель кажется малозначимой и тривиаль­ной, примените раскрутку вверх, задавая вопрос: «Если бы вы достигли этой цели, то что бы вам это дало?». Та­ким образом, цель последовательно поднимается на все более высокие уровни мотивации. Например, банальная цель «изучить иностранный язык» может раскрутить­ся в восходящую последовательность «возможности общаться с иностранными клиентами» —> «увеличе­ние количества заказов» -> «расширение поля дея­тельности» «повышение благосостояния» -> «воз­можность жить, особо себя не ограничивая» -> «счастье и удовлетворенность» (рис. 24).

Рис.24

2. Если цель (точнее, процесс ее достижения) пред­ставляется слишком громоздкой или запутанной, необхо­дима раскрутка вниз, каковая начинается с вопроса «Что мешает вам достичь этой цели?». Сразу после этого обыч­но обнаруживается масса проблем, каждую из которых (строго по очереди) вы превращаете в цель посредством вопроса «Каким могло бы быть решение этой проблемы?». Например, повышению эффективности работы руководи­теля мешает загруженность рутинными делами, что мо­жет быть решено за счет изменения характера работы секретариата (и т. д. и т. п. - рис. 25).

Рис.25

8. Если цель не имеет четкого алгоритма решения, возможна раскрутка вбок, заключающаяся в поиске имею­щей алгоритм аналогии посредством вопроса: «На что по­хожа ваша проблема, как если бы она была на что-то по­хожа?».

Более подробно процесс работы с аналогиями и метафорами будет описан далее, однако достаточно понятно, что, например, возникшая у клиента аналогия с «Титаником», который на всех парах мчится к уже появившемуся на горизонте айсбергу, как минимум, требует резко изменить курс, сиречь направление его жизни...

Остается добавить, что любая работа с целью всегда должна начинаться с раскрутки вверх, иначе у клиента не возникнет мотивации, и в том числе - на работу с вами. По­этому, например, клиент, который пришел в режим НЛП-консалтинга обсудить тему денег (запрос: хочу получать или зарабатывать больше, чем сейчас), еще до построения результата может быть «раскручен» по следующей схеме.

П. Хорошо, давайте представим, что у вас уже есть столько денег, сколько вы хотите. Что это вам даст?

К. Свободу жить так, как я хочу

П. Хорошо, предположим, что у вас уже есть свобо­да жить так, как вы хотите. Что это вам дает?

К. Очень большое удовлетворение.

П. Хорошо, давайте представим, что у вас уже есть очень большое удовлетворение. Что это вам дает?

К. Счастье и ощущение того, что я не зря прожил жизнь...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.