Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расфиксирование идей






Любая «карта» клиента есть абстракция, причем не только неэкологичная, но еще и зачастую просто нело­гичная. В связи с этим практически все из них можно рас­сматривать как некоторую фиксированную идею: по наи­более общему определению, застывшее представление, которое оторвано от соответствующей ситуации и ис­пользуется без какой-либо проверки. Фиксированная идея есть некая не пересматриваемая вечная истина, ка­ковая, к сожалению, может запросто блокировать решение актуальной проблемной ситуации, создав область, в которой человек «знает», а не воспринимает, мыслит и/или действует.

Существует достаточно большое количество типов фиксированных идей (еще раз напоминаем: фиксирован­ных, то есть неподвижных и используемых в отрыве от реальности), среди каковых обычно выделяются следую­щие ПЯТЬ:

1. Фиксированные предположения. Это инфор­мация, которую человек считает истинной, не задумыва­ясь об этой самой истинности. Информация, которая ни­когда не проверяется.

2. Фиксированные необходимости. Это то, что должно быть только так, или то, что никак не может быть так. Внутренняя уверенность в том, что возможны некие неуточненные, но негативные последствия, если не со­блюдать определенные правила.

3. Фиксированные шаблоны поведения. Это опре­деленные шаблоны ролей, действий и отношений, кото­рые человек автоматически, не задумываясь, сохраняет.

4. Фиксированные убеждения. А вот это и есть ос­новные правила о мире и о себе, по которым человек жи­вет, не осознавая, что они у него есть, и не зная, где, когда, как и почему он их выбрал.

5. Фиксированная правота. Ну а это, последнее, представляет собой навязчивую потребность считать себя правым, а других неправыми.

Сам по себе процесс использования психотехноло­гии расфиксирования в несколько упрощенной форме вы­глядит следующим образом.

Для начала нужно обнаружить фиксированную идею. Самый простой способ сделать это - задать клиенту вопрос: «По каким правилам или принципам ты жи­вешь относительно ____________?», а далее, «уцепив­шись» за то, что появилось, раз за разом, последовательно или даже «вперемешку» задавать вопросы:

Почему?

Как это так?

Ты можешь это объяснить?

На каком принципе или правиле это основано?

Возможно, что некоторое время будут появляться и проявляться вполне логично выглядящие ответы, но ес­ли вы будете продолжать спрашивать уже об этих самых логических обоснованиях, то через некоторое время дой­дете до основной нелогичности.

Обнаружив фиксированную идею, можно присту­пить к ее расфиксированию. Для этого рекомендуется:

- определить то, как и в чем фиксированная идея помогает человеку;

- исследовать последствия использования и неис­пользования идеи;

- поместить идею в конкретную ситуацию.

Определить, как конкретная фиксированная идея служит клиенту, довольно легко, если вы воспользуетесь нижеприведенными вопросами.

«Чего _________________ помогла тебе достичь?»

«Что _________ помогла тебе предотвратить?»

«Что _________________ позволяет тебе делать?»

«Что _________________ позволяет тебе иметь?»

«Кем _________________ позволяет тебе быть?»

«Что правильно в _________________?»

«Какие преимущества _________________?»

«Как можно использовать ________________ против других?»

«Ставит ли ________________ других в невыгодное поло­жение?»

«К чему _________________ тебя привела?»

«Из чего _________________ тебя вывела?»

«Решением чего была _________________?»

«Что _________________ решила?»

Далее следует исследовать последствия использо­вания фиксированной идеи. Это крайне важно, дабы впоследствии превратить ее в гибкий принцип - особен­но для тех идей, согласно которым человек ДОЛЖЕН или НЕ МОЖЕТ делать чего-то. Ведь чаще всего он про­сто не удосужился исследовать (или просто не изучил) окончательные последствия реализации или выполне­ния того, о чем говорит. Поэтому резонно спросить, что бы произошло, если бы он сделал это (или если бы идея была истинной), и что бы произошло, если бы он не сде­лал этого (или если бы идея была ложной). А также о том, чего бы не произошло при противоположных об­стоятельствах.

«Что случится, если ты сделаешь _________________?»

«Что случится, если ты не сделаешь ______________?»

«Чего не случится, если ты сделаешь ______________?»

«Чего не случится, если ты не сделаешь ___________?»

Теперь осталось только поместить идею в конкрет­ную ситуацию, дабы клиент смог наконец-то обдумать эту идею, сопоставив ее с другими идеями и с разными ситуа­циями. Это вполне возможно, если воспользоваться сле­дующими вопросами.

«В чем ценность _________________?»

«В чем важность _________________?»

«Когда _____________ может быть подходящей идеей?»

«Когда ___________ может быть неподходящей идеей?»

«С чем можно сравнить _________________?»

«Куда _________________ подходит?»

Работа с фиксированной идеей может считаться за­вершенной не тогда, когда вы ее «уничтожили», а когда вы можете совершенно спокойно либо принять ее, либо так­же спокойно отбросить. То есть тогда, когда эта идея пре­вратилась из фиксированной неопределенности в некий гибкий принцип.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.