Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и этапы процесса консультирования






Любой вид психологического консультирования обязательно включает в себя три последовательных этапа: обнаружение, прояснение и коррекцию.

На первой стадии - обнаружения - мы выявляем систему «карт» клиента относительно актуальной для не­го области или проблемы (так как раскрываем его пред­ставления о данном фрагменте реальности).

На второй стадии - прояснения - определяем и нейтрализуем (как бы нивелируем) неадекватные «кар­ты» реальности, не позволяющие ему обрести удачли­вость или, более конкретно, как бы увидеть выход из про­блемной ситуации.

Ну а на третьей - коррекции - позволяем ему само­му создать новые, более адекватные представления о мире или же найти решение актуальной проблемы за счет не только адекватизации имеющихся, но и использования других «карт».

Поскольку момент решения актуальных для клиен­та проблем - по сути, центральный в психологическом консультировании, ибо за чем иным, как не за помощью, обращается к нам клиент - несколько нивелировался в вышеприведенной цепочке «обнаружение - проясне­ние - коррекция», поясним, что в Восточной версии нейропрограммирования мы делим все проблемы клиента на первичные и вторичные. Под вторичными проблемами здесь понимается сам по себе запрос клиента по поводу его неудачливости - неэффективности/несчастливости - в конкретной актуальной для него области. Однако под­линной причиной этой неудачливости выступает отсутст­вие, неполнота или неадекватность (несоответствие) соответствующих «карт», что и является первичной пробле­мой консультирования.

Следует также отметить, что по запросу клиента или по решению консультанта НЛП-консалтинг может касаться только лишь какой-то одной из вышеперечис­ленных стадий. Например, очень многие клиенты, не го­товые к изменениям, стремятся свести консультирова­ние только лишь к обнаружению собственных проблем, что далеко не всегда может приветствоваться. А для не­которых из них подлинным потрясением и практически полноценной психотерапией становится прояснение ошибочных «карт», порождающих их якобы объектив­ные проблемы. Обычно это сопровождается интеллек­туальным инсайтом: как бы мгновенным пониманием ими сути/решения проблемы, или того, что воистину прав был Эпиктет, утверждающий, что людей раздража­ют не сами по себе вещи (личности, процессы, явления), а их (людей) взгляд на них. Сиречь отношение к явле­нию, приписываемое ему персональное значение цели­ком и полностью проистекает из соответствующих «карт» реальности.

Чисто практически процесс консультирования сво­дится к так называемой пятишаговой модели консульта­тивного интервью.

1. Установление раппорта и ориентирование клиен­та на работу (напоминаем, что в Восточной версии нейропрограммирования мы предпочитаем работать с «покупа­телями», а не с «жалобщиками» или «визитерами»).

2. Сбор необходимой информации, определение проблемы клиента и того, как он ее видит в соответствии с индивидуальными «картами» реальности.

3. Выявление желаемого результата, то есть того, к чему хочет прийти клиент по итогам совместной работы.

4. Поиск и выработка решений проблемы клиента за счет нивелирования и адекватизации его «карт», а также выявления новых альтернативных «карт» из других областей его опыта.

5. Обобщение результатов совместной работы и, возможно, переход к конкретным действиям.

В столь модном ныне коучинге, с помощью которо­го, к сожалению, многие так называемые «профессиона­лы» не столько помогают людям, сколько прикрывают свое невежество в консультировании, психокоррекции и психотерапии, процесс консалтинга обычно структури­руется посредством модели GROW, где G (gool) - цель; R (redlity) - реалии; О (Options) - варианты; a W(Wram-ир) – итоги.

В основе здесь - четырехэтапная структура обычно­го сеанса коучинга.

Первый этап - это выбор конкретной проблемы для обсуждения и определения конечной цели этого обсужде­ния.

Второй этап - оценка сложившейся ситуации.

Третий этап - поиск путей решения проблемы и от­бор наиболее конструктивных из них.

И четвертый этап - выработка плана действий, оп­ределение временных рамок достижения желаемых ре­зультатов и обсуждение способов преодоления возмож­ных препятствий.

В Восточной версии нейропрограммирования мы обычно выделяем следующие этапы НЛП-консалтинга:

1) определение и анализ проблемы;

2) ее прояснение;

3) определение направления решения проблемы;

4) конкретизация действий и ресурсов по реализа­ции выработанных решений;

5) дополнительное прояснение сложных проблем;

6) поиск нестандартных решений;

7) мотивирование исполнения.

Следует, однако, достаточно жестко разделять два аспекта проблемы клиента, непосредственно связанных с работой консультанта: жалобу и запрос. При этом жало­бой следует считать первичное предъявление клиентом его проблемы, в то время как запросом - то, что он хочет получить в результате совместной работы. И здесь нельзя не отметить, что большинство клиентов консультирова­ния приходят либо с несформулированным, либо с «фа­садным» (скрывающим истинные его интенции) запро­сом.

Согласно В. В. Столину, проблема есть то, что кли­ент хотел бы, но не может изменить, в то время как запрос является конкретизацией формы помощи, ожидаемой клиентом от консультанта.

В качестве наиболее распространенных проблем собственно психологического консультирования данный автор выделяет следующие:

- не уверен, хочу быть уверенным;

- не умею, хочу научиться;

- не понимаю, хочу понять;

- не знаю, что делать, хочу знать;

- не имею, хочу иметь;

- знаю, как надо, но не могу сделать (недостаток мотивации);

- не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию;

- все плохо, что делать и как жить дальше.

По сути, формулировки данных проблем в некой скрытой форме уже включают в себя потенциальные фор­мулировки запросов. Однако в подавляющем большинст­ве случаев запрос может (а возможно, и должен) быть и уже, и шире проблемы, и мастерство консультанта как раз и заключается в подборе адекватного масштаба рас­смотрения проблемы. В первом случае речь идет о сведе­нии проблемы клиента к частности, имеющей четкий ал­горитм решения, а во втором - о глобализации запроса, в котором исходная проблема как бы растворится и исчез­нет. Тем более что, напоминаем, все разнообразие запро­сов клиентов может быть сведено к четырем основным стратегиям отношения к проблеме.

1) изменить ситуацию;

1) изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситу­ации;

3) выйти из ситуации;

4) найти новые способы жить в этой ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.