Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультирование как деятельность






В настоящее время под психологическим консуль­тированием вообще (а НЛП-консалтинг, безусловно, может быть отнесен к варианту психологического кон­сультирования) обычно понимается деятельность, в хо­де которой человек поощряется изменить какие-то свои отношения с миром. В процессе консультирования мы выясняем, как конкретный индивид представляет и структурирует этот самый мир, после чего изменяем данные представления на лучшие для него. При этом, ра­зумеется, следует осуществлять только те изменения, ко­торые полезны для человека и сохраняют целостность его личности.

Соответственно, НЛП -консультирование может рассматриваться как выявление, картирование, органи­зация и реорганизация моделей мира клиента. В ходе этой работы клиент получает возможность изучить свой личный способ чувствовать, видеть и слышать то, что он думает и делает, причем и здесь нас интересует только полезность сделанных изменений и уместность того способа, которым они были достигнуты. Исходя из этого в Восточной версии нейропрограммирования НЛП-консультирование трактуется и определяется как деятельность, направленная на мотивирование и целенаправленные изменения «карт» реальности кли­ента с целью повышения его благополучия в значимых областях его же жизнедеятельности. При этом следует особо оговорить, что изменения эти, во-первых, неди­рективны (то есть совершаются самим клиентом, а не за счет навязанных консультантом схем и моделей), а во-вторых, исходно и безоговорочно экологичны (то есть направлены на увеличение эффективности и счастливости человека, а не на создание для него дополнитель­ных проблем под любыми, пусть даже самыми благо­видными предлогами).

Лица, занимающиеся психологическим и НЛП-консультированием, должны в обязательном порядке раз­делять все положения Декларации по психотерапии, при­нятой в Страсбурге в 1990 году Европейской ассоциацией психотерапии, а именно:

· психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;

· психотерапевтическое образование требует вы­сокого уровня теоретической и клинической подготовленности;

· разнообразие психотерапевтических методов яв­ляется гарантированным;

· образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интег­рально: оно обязано включать теорию, личный терапевтический опыт и практику под руковод­ством супервизора с одновременным приобрете­нием достаточно широких представлений о других методах;

· доступ к такому образованию осуществляется с помощью различной предварительной подго­товки, в частности, в области гуманитарных и об­щественных наук.

Существует достаточно большой набор не слишком однородных требований к личности консультанта. Так, комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие совершенно необходимые консуль­танту свойства или качества:

- уважение ценностей другой личности;

- проницательность;

- отсутствие предубеждений;

- самопонимание;

- сознание профессионального долга.

Американская национальная ассоциация професси­ональной ориентации предложила свой набор требований:

- чувствительность к поведению и установкам других людей;

- эмоциональная стабильность и объективность;

- способность вызывать доверие других людей;

- уважение их прав.

Помимо этого, в других списках и у других, неперечисленных здесь авторов упоминаются:

- чуткость, объективность, гибкость, эмпатия и от­сутствие собственных серьезных проблем;

- внимательность, умение выслушивать, теплота (но не сентиментальность!), сердечность и умуд­ренность в жизненных советах;

- «оптимистичность», откровенность и открытость чувствам других, способность отождествляться с самыми разными людьми;

- отсутствие стремления к самоутверждению при наличии собственного мнения и способности его защитить;

- умение служить на благо своим клиентам и пр.

Однако в связи со всеми вышеупомянутыми спис­ками следует отметить, что клиента в консультанте интересуют не столько некоторые скрытые стороны его лично­сти, сколько вполне конкретные особенности поведения, в качестве которых К. Роджерс еще в 1957 году выделял

следующие.

- безусловное позитивное внимание, то есть приня­тие и восприятие клиента как человека, безус­ловно заслуживающего уважения независимо от того, кем он является;

- конгруэнтность как открытость вербального и невербального поведения клиента, использова­ние чувств и последовательность действий;

- эмпатия как понимание (и демонстрация этого понимания) образа мыслей и чувств клиента, а также возможность видеть мир таким, каким он видит, но с сохранением своей отделенности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.