Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи Восточной версии нейропрограммирования






Как уже упоминалось ранее, нейролингвистическое программирование изначально определялось как на­ука о превосходстве, совершенстве и мастерстве. Одна­ко, поскольку и превосходство, и совершенство, и мас­терство могут (и, возможно, должны) рассматриваться не как цель, а только лишь как средство достижения ка­ких-то других, более важных целей, в основу Восточной версии нейропрограммирования легло другое определение нейролингвистического программирования, данное Дж. Гриндером и Дж. Делозье в одной из их сравнительно ранних работ. В ней данные авторы, подчеркивая, что НЛП олицетворяет собой существенный прогресс в раз­витии человеческих возможностей, утверждали далее, что «оно дает квалифицированному и гармонично разви­тому пользователю возможность хорошо жить - умение, которое прежде объяснялось в разных случаях судьбой, удачей, наследственностью, волею случая или вмешательства высших сил» (курсив мой. - С. К.). А более по­зднее знакомство с работами В. В. и Г. А. Макаровых («Транзактный анализ - восточная версия») позволило прийти к выводу, что Главной Целью нейролингвистичес­кого программирования выступает или является дости­жение человеческого благополучия. Сравните: задача НЛП - открыть тайну жизненного успеха тех, кому уда­лось его достичь.

Соответственно, мы определили Восточную вер­сию нейропрограммирования как науку о человеческом благополучии, каковое (благополучие) состоит из эф­фективности и счастливости, а достигается за счет синтеза и взаимодействия двух таких обобщенных ха­рактеристик человека, как его совершенство и удачли­вость.

Пожалуй, это еще одно - если не основное - но­вое, что вводится в НЛП только в Восточной его версии. Анализ человеческого благополучия как феномена, ор­ганично соединяющего предметно-инструментальную (эффективность) и социоэмоциональную (счастливость) стороны внешнего и внутреннего бытия. И подход к не­му как к чему-то, достигаемому в результате синтеза и взаимодействия двух относительно независимых (только относительно, но все же независимых) обоб­щенных характеристик, паттернов или гиперфакторов: совершенства и удачливости. Все это можно выразить двумя условными формулами:

Благополучие = Эффективность + Счастливость Благополучие =/(Совершенство * Удачливость)

Именно подход к благополучию как результату син­теза совершенства и удачливости позволяет, например, понять, почему человек, выросший в прекрасной семье и получивший отличное образование, заканчивает свое существование где-то под забором, в силу собственной не­удачливости оказавшись неспособным реализовать благо­приобретенное совершенство. Или почему страна, имею­щая фантастические запасы природных ископаемых, огромную территорию и вполне еще трудоспособное насе­ление (то есть совершенная по природе и сути), до сих пор с трудом сводит концы с концами, буквально по уши погрязнув в собственной неудачливости. Увы, но буквально вся история человечества полна примеров горестной жиз­недеятельности совершенных во всем, но так ничего и не достигших неудачников и счастливого бытия не слишком совершенных, но зато вполне благополучных удачников...

Рассмотрим, однако, данный вопрос более подроб­но. Итак, благополучие состоит из эффективности и счастливости, и всех людей на этом свете можно разделить:

- на неэффективных и несчастных;

- неэффективных, но счастливых;

- эффективных, но несчастных;

- эффективных и счастливых.

Создается это благополучие как результат синтеза и взаимодействия совершенства и удачливости, и опять-таки всех живущих на данной земле индивидов можно разделить:

- на несовершенных и неудачливых;

- несовершенных, но удачливых;

- совершенных, но неудачливых;

- совершенных и удачливых.

И совершенство, и удачливость определяются программами жизнедеятельности и «картами» реально­сти (их качеством), причем совершенство более (только более) имеет отношение к программам, тогда как удач­ливость - к «картам». Удачливость может рассматри­ваться как необходимое условие благополучия, в то время как совершенство - как условие только лишь до­статочное (аналогично эффективность достаточна для благополучия, но счастливость для него совершенно необходима). И потому (позволим себе повториться) так неблагополучна совершенная как по природе, так и по людям Россия и так благополучна весьма несовер­шенная, но ох же какая удачливая Америка. И столь, увы, благополучны ничего собой не представляющие, но удачливые новые русские и так неблагополучны представляющие собой «много чего», но на редкость не­удачливые «русские старые»...

Остается добавить, что, по-видимому, в философ­ском плане совершенство имеет отношение к Порядку, тогда как удачливость - к Хаосу. В плане психологическом совершенство рационально, тогда как удачливость ирра­циональна. Ну а в нейрофизиологическом плане совершен­ство «левополушарно», тогда как удачливость - «правополушарна».

Само по себе благополучие можно также опреде­лить и как достижение удовлетворяющего субъекта уров­ня жизни в основных областях его жизнедеятельности.

При этом введение в вышеприведенное определение кате­гории «удовлетворяющего» связано с тем, что у каждого индивида наличествует собственная «карта», отражаю­щая желаемый им на определенном этапе или отрезке жизни уровень благополучия (то есть в этом плане кто-то может довольствоваться малым, а кто-то - ну очень боль­шим...). А использование номинации «в основных облас­тях жизнедеятельности» предполагает существование не­ких базовых аспектов искомого благополучия, к каковым, по нашим многолетним наблюдениям, относятся «пять великих проблем» клиентов психотерапии и консульти­рования (рис. 2).

Рис.2

Все остальные области жизнедеятельности (семей­ная жизнь, жилье, материальный достаток и др.) как бы выводятся из этих пяти областей.

В принципе, вопрос о структуре «карт» человече­ской удачливости выходит (и заметно) за пределы НЛП-консалтинга и более подробно будет освещен в последующих книгах серии «Восточная версия нейропрограммирования». Однако уже сейчас следует отме­тить, что удачливость человека прежде всего (и более всего) определяется содержанием некоторых метакарт, а именно базовых представлений человека: о себе, о других и о мире.

Дело в том, что еще до рождения у любого ребен­ка складываются некие исходные представления, впос­ледствии задающие все его отношение к жизни в широ­ком смысле этого слова (да и саму эту жизнь). Пред­ставление о том, насколько в порядке он сам, насколько в порядке другие и насколько в порядке мир, в котором ему предстоит жить. У подавляющего большинства де­тей к моменту рождения эта самая «карта порядка» вну­тренне благополучна и удачлива, то есть соответствует идеальному варианту «все о'кэй»: я, другие и мир (к ред­ким исключениям относятся те, кого хотели убить еще в утробе матери, сделав аборт; или те, вынашивание ко­торых происходило с выраженными патологиями). Од­нако далее травма рождения (крайне неприятный и плохо организованный процесс), родительское про­граммирование и воздействие значимых других приво­дят к тому, что вышеупомянутые метакарты пришедше­го в этот мир человека меняются, а после как бы фикси­руются.

О тех немногих, которые сумели в буквально нече­ловеческих условиях сохранить метакарту «я в порядке - другие в порядке» (во избежание сложности анализа по­зиция человека относительно мира обычно опускается) мы ничего писать не будем: во-первых, ни в какой особой психологической помощи они не нуждаются, а во-вто­рых, таковых действительно просто мало - ну очень-очень мало...

Что же касается тех, кому не повезло, то, прежде всего (и, возможно, чаще всего) в силу ряда обстоятельств они принимают в качестве основной метакарты принцип «я не в порядке - другие в порядке». Возникает это как из-за беспомощности ребенка, его целиком и полностью зависимой позиции во время и после ро­дов, так и вследствие более поздней его заброшенности родителями и значимыми другими. Однако как бы ни «генерировалась» эта самая метакарта, рано или поздно наши многочисленные обиды и унижения находят свое выражение в ощущении беспомощности и ненужности себя («я не в порядке») при полном или относительном признании благополучия определяющих его жизнь и управляющих ею всесильных Взрослых («другие в порядке»).

Бывает (но реже, значительно реже), что человек принимает другую метакарту: «я в порядке - другие не в порядке». Обычно происходит это в силу двух причин: либо подчеркивания превосходства ребенка над прочими и остальными (это когда он растет в атмосфере всепроще­ния, почитания себя, но принижения и подавления дру­гих), либо, наоборот, при постоянных унижениях, угрожа­ющих здоровью (как психическому, так и физическому), а то и самой жизни (а это когда для того, чтобы преодо­леть свою приниженность и беспомощность, а то и просто выжить, ребенок как бы «опускает» мучителей, признавая их неадекватность, и возвышает себя, любым образом оп­равдывая собственную адекватность и, возможно, исклю­чительность).

Наконец, еще реже, но все же бывает, что человек принимает еще одну - самую безнадежную - метакарту: «я не в порядке - другие не в порядке». Это метакарта без­надежного отчаяния и опустошающего душу бессилия, когда все, что остается, так это только «тонуть» дальше, опускаясь на самое дно, и обреченно ждать, когда же все это, наконец, кончится...

Наверное, вам понятно, что ни одна из трех вышепе­речисленных метакарт не может считаться подлинно бла­гоприятной (и удачливой) в самом широком смысле этого слова. Ибо люди, живущие с метакартой «я не в порядке - другие в порядке», во все века и времена, даже в самых что ни на есть благоприятных условиях:

- живут тяжело и грустно, не претендуют на успех и результат;

- отказываются от инициативы и ответственности;

- недостаточно уверены в себе;

- низко оценивают свои жизнь и деятельность;

- а также просто часто, но как-то вяло, болеют (и психически, точнее, психологически, и физи­чески).

Те, которые «бытийствуют» с метакартой «я в по­рядке - другие не в порядке», наоборот:

- постоянно демонстрируют надменное превос­ходство, чванливость и самодовольство;

- подавляют и принижают других, используя их в качестве только лишь инструмента для дости­жения собственных целей;

- борются со всеми и вся, терроризируя близких;

- устраивают бесконечные разборки и обнару­живают врагов даже там, где их и в помине не было.

Ну а те, которые буквально (и только лишь) суще­ствуют с установкой «я не в порядке - другие не в поряд­ке», чаще всего проводят свою жизнь в домах для хрони­ческих больных, наркологических, психиатрических и соматических стационарах, местах лишения свободы и даже просто в бомжатниках. Они либо кончают с собой сами, либо бессмысленно и обреченно ждут этого конца, не имея ни сил, ни ресурсов на жизнь и даже не ожидая никакой помощи...

Следует, однако, отметить, что в Восточной версии нейропрограммирования вопрос о структуре человечес­ких «карт» раскрыт значительно глубже, чем в вышеопи­санном варианте транзактного анализа. Дело в том, что введение упомянутого в начале данной книги принципа нейрологических уровней позволяет говорить о трех ас­пектах удачливости: инструментальном, интенциональном и смысловом. Более детальное рассмотрение данного вопроса позволяет утверждать, что мы имеем де­ло не с тремя или девятью, а двадцатью семью «картами» удачливости, что наглядно следует из нижеприведенной схемы.

 

Нейрологические уровни Я (мои) Другие (их) Мир (в мире)
  + + +
Окружение            
Поведение            
Способности            
Намерения            
Ценности            
Убеждения            
Идентичность            
Миссия            
Смысл            

Рис.3

Аналогично говоря о совершенстве (вопросы об обеспечивающих его программах опять-таки выходят за пределы данной книги, преимущественно ориентирован­ной на работу с «картами»), его можно рассматривать в трех обобщенных аспектах: инструментальном, интенциональном и смысловом. Определяется же это совер­шенство качеством девяти менее обобщенных классов программ - окружения, поведения, способностей, намерений, ценностей, убеждений, идентичности, миссии и смысла, - каковые, в свою очередь, также задают девять соответствующих «мини» совершенств, включаемых друг в друга (то есть снизу вверх: от окружения до смысла) по принципу матрешки.

Остается добавить, что в контексте содержания проблему совершенства мы более подробно раскроем в других наших книгах. Что же касается удачливости как таковой, то, согласно транзактному анализу и глубоко уважаемым нами В. В. и Г. А. Макаровым («Транзактный анализ - восточная версия»), всех людей можно подразде­лить на три уровня, или класса: неудачников, середняков и удачников, каковые (уровни, или классы), в свою оче­редь, делятся на три подуровня, или подкласса. В связи с тем, что по закону нормального распределения в этом мире довлеют все-таки середняки (а также по ряду дру­гих, приведенных далее соображений), изобразим все это в виде своеобразного «яйца» (рис. 4).

К определенному уровню и классу удачливости че­ловек может быть отнесен как в целом, так и по отдель­ным областям своей жизнедеятельности {здоровью, взаи­моотношениям, любви, сексу, деньгам или работе). Так, на­пример, многие благополучные в плане денег бизнесмены чрезвычайно нуждаются в консалтинге, психотерапии или коучинге вследствие того, что наряду с многомилли­онным счетом в банке имеют: посредственное здоровье; испорченные межличностные и/или внутрисемейные вза­имоотношения; практически полное отсутствие любви, а иногда и секса; изматывающе-изнуряющую, но уже не приносящую никакого удовлетворения работу...

Рис.4

Отнесение конкретных субъектов к каждому из этих уровней и классов определяется прежде всего их удачливостью как легкостью достижения целей (в целом или в отдельных областях жизнедеятельности). «Не­удачники, - пишут В. В. и Г. А. Макаровы, - это такие люди, которые практически никогда не достигают целей, которые сами для себя ставят. А за достижения, да­же небольшие, они платят слишком высокую цену. Они отказываются от претензий на результат, успех; часто лишены комфорта на своем жизненном пути. Многие из них упорно думают о том, как они себя поведут во время " генеральной" расплаты за свои неудачи. Когда они на­капливают материальные ценности, то делают это ради того самого " черного дня", который, по их мнению, ког­да-нибудь обязательно наступит. Когда начинают какое-либо дело, то заранее программируют себя на провал и заняты тем, что " подстилают соломку" в те места, куда они обязательно упадут при неотвратимо приближаю­щейся катастрофе. Как видно, такие люди заранее про­гнозируют неудачу и своими действиями бессознатель­но приближают ее.

Середняки - это те, кто довольствуется тем малым, что удается достигать день ото дня, терпеливо неся свою ношу. Они избегают риска и возможных потерь. Ограничи­вают себя, свои достижения, свой комфорт в жизни. Они всегда только сводят концы с концами. Избегают риска. Ча­сто думают о том, что произойдет, когда они потерпят пора­жение. Однако они фиксированы на неудаче в меньшей степени, чем представители предыдущей группы.

Удачники - это те, кто достигает поставленных це­лей, рискует, выполняет контракты, договоры, заключае­мые с собой. Удачники обеспечивают для себя и своих близких желаемый уровень комфорта».

Поскольку и совершенство, и удачливость, прежде всего и более всего определяются «картами» реальности и программами жизнедеятельности, Главным Постулатом Восточной версии нейропрограммирования является сле­дующий.

Качество жизни или благополучие человека ни­чуть не лучше качества его программ жизнедеятельнос­ти и «карт» действительности.

Нельзя также не упомянуть, что совокупность име­ющихся у человека «карт» создает его туннель реальности, или, иначе, Модель Мира. А система программ жизне­деятельности - его жизненные сценарии в трактовке, близ­кой к используемой в транзактном анализе.

Теперь рассмотрим способы повышения совершен­ства и удачливости человека, для чего обратимся к неко­торым методологическим проблемам нейролингвистического программирования как области профессиональной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.