Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы модели НЛП






Описание основных положений нейролингвистического программирования в предыдущем разделе было как емким, так и излишне сухим. Поэтому рассмотрим вопрос о модели НЛП более подробно. Так вот, в сути своей нейролингвистическое программирование действительно представляет собой модель психологических процессов и поведения человека. Модель эта построена на вполне от­четливой компьютерной аналогии, согласно которой че­ловеческий мозг может быть представлен в виде сверх­мощного компьютера, а индивидуальная психика - как набор программ. Эффективность жизнедеятельности че­ловека определяется качеством его «программного обес­печения» и может быть существенно повышена за счет перехода на более совершенные «программы» психической деятельности.

В аббревиатуре НЛП часть «нейро» представляет весьма важную в контексте методологии нейролингвистического программирования идею о том, что любые поведе­ние и деятельность имеют своим началом чисто невроло­гические процессы в голове и теле человека. «Лингвисти­ческая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение с другими людь­ми. Ну, а часть «программирующая» указывает на спосо­бы (программы), с помощью которых человек организует свою психику (а психика, в свою очередь, - человека), чтобы получить необходимые результаты.

Следует особо отметить, что, в отличие от других психологических дисциплин, НЛП редко интересуется содержанием человеческого опыта (что, собственно, и является основным предметом психологии). Нейролингвистическое программирование уделяет основное внимание организации этого опыта - тому, как человек строит свой опыт; какие процессы лежат в основе данно­го построения и как всем этим можно управлять. Имен­но в связи с этим «классики» НЛП часто предлагают рассматривать использование этой науки как своеобраз­ный образовательный процесс: переобучение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматичес­кими, но далеко не всегда полезными и эффективными. Путем замены старых «программ» на новые нейролингвистическое программирование создает более продук­тивные формы поведения и реагирования на внешние и внутренние стимулы.

В чисто методологическом аспекте НЛП не являет­ся, как это принято нынче считать, отраслью прикладной психологии. Скорее, его можно признать своеобразной метанаукой - аналогичной математике и кибернетике, но ограничивающей свои интересы областью человечес­кого поведения и деятельности.

В теоретическом плане нейролингвистическое про­граммирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. НЛП описыва­ет на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программи­рования, то есть тех основных компонентов, которые со­здают субъективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиоральная технология является его побочным продуктом. По­следняя включает набор фреймов, приемы и навыки разви­тия системного познания, гибкости и компетенции. НЛП также представляет собой особое отношение, в основе ко­торого лежит стройная система убеждений и предполо­жений относительно масштабов человеческих возможнос­тей, процессов, общения и изменений.

В практическом аспекте нейролингвистическое программирование - это искусство и наука о личном мас­терстве. Это практическое руководство, позволяющее до­биться тех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между вы­дающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяю­щая использовать колоссальные возможности человеческо­го Разума*.

Смысл и предназначение НЛП можно выразить в виде простой метафоры. Если вы покупаете какую-нибудь сложную вещь - телевизор, компьютер и тому подоб­ное, то в обязательном порядке требуете инструкцию по пользованию этой самой вещью. Иначе вам просто не удастся воспользоваться всеми возможностями, которые заложены в любом сложном изделии. Но тогда как же жаль, что Мать-Природа, снабдив нас таким прекрасным инструментом, как мозг, то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. Соответственно, нейролингвистическое программирование и является наукой, которая как бы разрабатывает инструкции по использованию возможнос­тей человеческого мозга. Инструкции по управлению моз­гом - своим и чужим.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.