Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нейролингвистическое программирование






(НЛП) - когда-то одно из популярных направлений при­кладной психологии, а ныне вполне самостоятельная метанаука о человеческом благополучии, совершенстве и удачливости - давно уже признано (в том числе и оппо­нентами) одной из наиболее эффективных систем измене­ний человека, группы и общества. Область применения НЛП чрезвычайно широка и помимо психокоррекции, психологического консультирования, психотерапии и коучинга включает в себя педагогику, медицину, маркетинг, рекламу, а также управленческий и политический консал­тинг. В отличие от многих других практически и/или пси­хотерапевтически ориентированных психологических дисциплин и школ современной психотерапии, зачастую более декларирующих, чем демонстрирующих свою дей­ственность, нейролингвистическое программирование обеспечивает действительно быстрые (и очень устойчи­вые) изменения в психике человека, а также весьма эф­фективные решения проблем как отдельного индивида, так и социума в целом.

В то же время именно сейчас НЛП переживает оче­видный и обидный кризис. И (что печально) более всего этот кризис обусловлен пробелами в методологии, когда из-за слабой методологической базы нейролингвистичес­кое программирование превратилось в некий конгломе­рат прекрасно работающих, но крайне слабо структуриро­ванных техник, которые удачно и успешно растаскивают представители других школ и направлений. Отчего, по горьким словам Дж. Гриндера, одного из отцов-основа­телей этой науки, НЛП может, как бы раствориться в них, исчезнув, как шепот на ветру...

Немаловажным (но уже для отечественного нейролингвистического программирования) оказалось и то, что к моменту прихода НЛП к нам, на Восток, там, на Западе, оно уже было диверсифицировано на многие школы и школки, представители которых истово и неистово от­стаивали свое, «истинное» нейролингвистическое про­граммирование и, соответственно, его и преподавали. И, если воспользоваться известной притчей о слоне и трех слепых, ныне в России мы не имеем «НЛП слона», и толь­ко лишь - совершенно отдельно! - нейролингвистическое программирование хобота, ушей и хвоста означенного животного...

Эта беда усугубилась тем, что отечественные энэлперы, видимо в силу врожденного российского комплекса неполноценности (как известно, компенсируемого ком­плексом превосходства), вместо соответствующей мето­дологической работы занялись дележом рынка и мелким администрированием, в основном направленным на от­стаивание своей рыночной ниши...

Мы начали заниматься нейролингвистическим программированием еще в конце 80-х годов прошлого века. И сразу же оказались вынуждены не только впиты­вать и воспринимать новое, поразившее нас своей эф­фективностью знание, но и структурировать и даже про­сто менять получаемую информацию. Первоначальное усвоение НЛП было осуществлено нами как бы в три этапа.

На первом этапе - структурном - обнаружив, что столкнулись с плохо организованной совокупностью (именно совокупностью, а не системой) изумитель­но работающих психотехнологий, мы попытались хоть как-то структурировать их по направлениям использо­вания.

На втором этапе - системном - выяснив, что со­временное нейролингвистическое программирование уже как бы утратило свою целостность и распалось на четыре независимых направления (конативное, когни­тивное, аффективное и имажинативное - см. более по­дробно далее), постарались как-то синтезировать все на­иболее ценное, что было создано в рамках каждого из этих направлений.

На третьем этапе - методологическом - оконча­тельно поняв, что нейролингвистическое программирова­ние, при всей его «особливости», родилось не на пустом месте, а, наоборот, весьма ловко «позаимствовало», твор­чески изменив (часто до неузнаваемости) достижения других школ современной прикладной психологии и пси­хотерапии), мы вернулись к «первоисточникам» и как бы заново, но «под углом» методологии НЛП, изучили гештальттерапию, психосинтез, транзактный анализ, кратко­срочную позитивную терапию, психодраму, когнитивную и рационально-эмоциональную терапию и еще многое другое, включая аналитическую психологию Юнга, клас­сический психоанализ и индивидуальную психологию Адлера.

А потом произошло то, что и должно было про­изойти. Количество перешло в качество, и в результате углубленной работы над методологией уже только нейролингвистического программирования (самым слабым ме­стом классического НЛП) родилась Восточная версия нейролингвистического программирования, которая 30 ноября 2005 года была официально признана комитетом по модальностям Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги самостоятельной мо­дальностью (методом и направлением) консультирова­ния и психотерапии.

Полное описание этой самой Восточной версии НЛП будет дано нами в серии из пяти или шести книг (одна из которых, возможно, будет полностью посвящена методологии). Первую из этих книг, причем самую то­ненькую, - «НЛП-консалтинг» - вы сейчас держите в ру­ках. Книгу, которая (как, разумеется, и все последующие) действительно позволит профессиональному и усердному пользователю достичь совершенства, благополучия и удачливости в любой области своей жизни (порукой то­му наши, разбросанные по всему пространству России и СНГ, ученики, жизнь которых, как по волшебству, изме­нилась в лучшую сторону). А поскольку то, что получи­лось, оказалось заметно отличающимся и от классическо­го, и от «продвинутого» НЛП, в качестве более краткого, а может быть, даже и окончательного, названия утверди­лась номинация «Восточная версия нейропрограммирования».

Использованные выше термины «профессиональ­ный» и «усердный», безусловно, нуждаются в пояснении. Так вот, на наш взгляд, процесс обучения чему бы то ни было состоит из двух составляющих: усвоения знаний и их освоения, что графически можно представить так (рис. 1).

При усвоении чего угодно мы имеем дело с тради­ционным обучением как увеличением количества зна­ний по некоему предмету, что, конечно же, расширяет возможности их использования, но ненамного. В случае же освоения речь идет, собственно, о расширении этих са­мых возможностей: практического ли, теоретического ли, но использования накопленного. Освоение усвоенного. Собственно, усвоение имеет отношение к профессионализму (с точки зрения профессионального статуса, присваиваемого по сумме усвоенного), тогда как освое­ние - все-таки к усердию в использовании усвоенного. Так, многие практики НЛП, получившие желаемый сертификат, никогда больше не используют нейролингвистическое программирование в достаточном для его освоения объеме (или же начинают усваивать нечто новое). Соответственно, людей, которые только лишь усваивают, ничего не осваивая, мы называем подмастерьями. Людей, которые, усвоив нечто, всю оставшуюся жизнь только лишь осваивают это, единожды усвоенное, - специалистами (помните, у К. Пруткова: «Специалист подобен флюсу - полнота его односторонняя...»). А тех, кто четко выдерживает цикл усвоения-освоения и многократно повторяет его на протяжении всей своей профессиональной карьеры, а то и жизни, только лишь и можно назвать Мастерами.

Рис. 1

Осмысление накопленного опыта позволяет нам ут­верждать (ну, если хотите, то вслед Г. Бэйтсону), что в жизни, мышлении и в обучении люди действительно со­блюдают определенные иерархии и классификации, имеющие уровневую структуру. И что таких уровней (это уже в отличие от Г. Бэйтсона и предшественников) всегда и везде (хотя и с возможными исключениями) насчитывается три обобщенных (и девять их - обобщенные уровни - составляющих). В качестве этих самых трех обобщенных уровней мы выделяем:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.