Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мы очень надеемся на то, что читатель открыл эту страницу после того, как он педантично, тему за темой изучил весь материал курса.






Мы очень надеемся на то, что читатель открыл эту страницу после того, как он педантично, тему за темой изучил весь материал курса.

Это связано с тем, что значение тех аспектов инструментальной «детекции лжи», о которых пой­дет речь ниже, будет понятно лишь человеку, уже в достаточной степени овладевшему кон-кретно-методическим аппаратом данной технологии.

Речь пойдет о следующих вопросах:

1) В чем конкретно заключается профессия полиграфолога?

2) Каковы потенциальные возможности, которыми располагает современный специалист?

3) Каковы основные этико-методические принципы и нормы деятельности российского полиграфолога на современном этапе?

4) Сочетание каких трех факторов позволяет специалисту выполнять свою работу с
максимальной степенью эффективности, а также продлевать свое профессиональное долголетие?

Если поставить первый вопрос в наиболее утилитарной форме, то необходимо будет определить, за что же, в конце концов, полиграфологу платят деньги, причем независимо от того, кто это делает — правительство или некое частное лицо?

Наш ответ на этот вопрос может кому-либо показаться несколько странным, тем не менее, он состоит в том, что полиграфолог получает свои деньги за то, что он выгодно продает свой товар.

Абсолютное большинство людей похожи друг на друга в том, что они вынуждены торговать. Раз­ница лишь в том — что в каждом конкретном случае является предметом продажи. Один торгует нефтью, другой — подержанными автомобилями, третий — собственным телом, четвертый недвижи­мостью и т. д. Это всего лишь дело вкуса и стартовых возможностей.

Так вот, предметом торговли полиграфолога является информация, причем информация в чисто научном смысле этого слова.

Вспомним, что основоположник кибернетики Иорберт Винер еще в 1948 году определил инфор­мацию как степень уменьшения неопределенности. Если перевести положения теории информации на приземленный язык «детекции лжи», то I (инф.) = Р после проверки — р до проверки где Р — вероятность причастности.

Поясним это на простом примере. Допустим, что в ходе служебного разбирательства определен круг подозреваемых в совершении некоего преступления. Разумеется, каждый из подозреваемых в категорической форме отрицает свою причастность. Предположим, что в распоряжении специалиста имеется всего лишь один мощный частный признак события.

До полиграфной проверки, вероятность причастности к устанавливаемому событию любого из подозреваемых равна 50 %, т. е. любой из фигурантов мог с равной вероятностью совершить, а мог и не совершить интересующее следствие правонарушение.

Далее, на основании всего лишь одного частного признака специалист составляет тест методики скрываемой информации, например тест па знание виновного, ряд которого состоит из 7 стимулов, включая «нулевой» вопрос.

Тогда вероятность случайного характера регистрируемых реакций на истинный частный признак устанавливаемого события по одному предъявлению теста будет равна 16, 6 % ('/<, = 0, 166). Следова­тельно, вероятность неслучайного характера развития реакций будет равна 83, 4 % (100 — 16, 6).

В том случае, если специалист в соответствии с международным (американским) стандартом делает не одно, а три предъявления одного и того же теста на знание виновного, то вероятность случай­ного развития реакций на истинный признак будет равна 0, 004 (0, 1663), т. е. 0.4 %.

Соответственно, вероятность закономерного характера реагирования, свидетельствующего о при­частности (осведомленности) обследуемого к устанавливаемому событию, составляет 0.996 (100 — 0, 004), т. е. 99%.

Таким образом, мера уменьшения неопределенности составляет 49 % (99 % — 50 %).

Эти 49 % и являются тем товаром, который в данном случае продает полиграфолог. Если же число частных признаков, которыми специалист имеет возможность корректно оперировать, более одного (скажем, 3 или 5 признаков), то мера уменьшения неопределенности составит практически 50 %, т. с. достоверность принятия обвинительной (оправдательной) версии вплотную приблизить­ся к 100 %. Соответствующие расчеты читатель может выполнить самостоятельно.

Что касается вопроса о масштабе тех задач, которые на сегодняшний день способны решать специ­алисты в области инструментальной «детекции лжи», то мы возьмем на себя смелость констатировать тот факт, что в случае полевых проверок разрешающая способность метода (высокое качество аппара­туры, методология, наличие квалифицированных специалистов) является весьма высокой и потенци­ально позволяет использовать полиграфные технологии в самых разных областях жизни общества: от проведения проверок на предмет установления факта супружеской измены или выявления мелкого воришки среди персонала продовольственного магазина, до создания «полиции мыслей» в том виде, в каком подобная организация была описана в известной антиутопии Дж.Оруэлла под названием «1984».

Здесь следует помнить о том, что, по выражению Исаака Шпильрейна1, любой метод подобен винтовке и все зависит от того — в чьих руках он находится.

Поэтому, принимая решение о своем личном участии в том или ином мероприятии по линии ОИП (СПФИ, СПФО), специалисту следует проявлять взвешенность, осторожность и гражданскую принципиальность.

В своей деятельности коммерческим полиграфологам целесообразно ориентироваться на прин­ципы и нормы Стандарта СТО РАЭБУР 51-01—99 Торогово-промышленной палаты Российской Фе­дерации, разработанного специалистами Института криминалистики ФСБ России и ТПП примени­тельно к проведению полиграфных проверок в сфере частного предпринимательства. Мы приводим данный Стандарт полностью:

Основные принципы и (этические. — С. Оглоб.чин, А. Молчанов) нормы профессиональной дея­тельности российского полиграфолога.

1. Полиграфолог осознает свою ответственность перед человеком, давшим добровольное согласие
па проведение опроса с применением полиграфа, независимо от тех обстоятельств, которыми была
вызвана необходимость этой процедуры, и обязуется быть честным, объективным и беспристрастным
в отношении опрашиваемого лица, вне зависимости от социального и экономического статуса данного
человека, его политических и религиозных взглядов и убеждений, расовой или этнической принад­
лежности, физических данных.

2. 11олиграфолог признает невозможность проведения опроса с применением полиграфа против воли
человека: полиграфолог не приступит к проведению опроса, пе убедившись, что опрашиваемое лицо дач о
добровольное письменное согласие на эту процедуру без принуждения со стороны третьих лиц.

3. Полиграфолог должен выполнять свои обязанности с чувством достоинства, самоуважения и
независимости: его заключения по результатам проведенного опроса с применением полиграфа долж­ны быть свободны от финансового, политического, служебного или иного давления со стороны физи­ческих или юридических лиц.

4. Полиграфолог обязан использовать при проведении опроса полиграф, обеспечивающий не трав­мирующий п безвредный для здоровья опрашиваемого лица контроль, как минимум, трех фи­зиологических процессов — дыхания, сердечно-сосудистой системы и кожно-гальванпческого реф­лекса. Это не исключает возможность контроля иных физиологических процессов п их соответст­вующей регистрации.

5. Полиграфолог в ходе опроса с применением полиграфа пе должен использовать вопросы, свя­занные с религиозными убеждениями, политическими пристрастиями п расовыми взглядами, за ис­ключением случаев, связанных со специальными расследованиями, проводимых по указанию и в ин­тересах правоохранительных органов.

6. Полиграфолог в ходе опроса с применением полиграфа не должен использовать вопросы, на­правленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную или воен­ную тайну либо касающихся деятельности правоохранительных органов или спецслужб России.

7. Полиграфолог не должен проводить опрос лица, которое, по его мнению, не подлежит исследованию с применением полиграфа по причине неудовлетворительного физического или психического со­стояния.

8. Полиграфолог имеет право сделать заключение по результатам конкретного опроса с примене­нием полиграфа лишь при условии не менее, чем трехкратного предъявления опрашиваемому лицу
каждого из вопросов любого из примененных тестов.

9. Полиграфолог не должен — если он не является профессиональным специалистом — включать
в свое письменное заключение выводы медицинского, юридического, психиатрического или иного
характера, относящиеся к области знаний специалистов другого профиля. При необходимости, поли­
графолог имеет право составить описание поведения и внешности опрашиваемого лица, если это опи­сание имеет отношение к процедуре опроса с применением полиграфа, но от вынесения какого-либо
диагноза полиграфолог должен воздержаться.

 

10. Полиграфолог должен дать опрашиваемому лицу возможность объяснить зафиксированные па полиграмме реакции на соответствующие вопросы, по возможности, перепроверить их и учесть эти объяснения при подготовке письменного заключения по результатам опроса.

11. Полиграфолог при подготовке специалистов по ОИП (СПФИ, СПФО. — С. Оглоблин А. Молчанов) руководствуется Стандартом СТО РАЭБУР 51-01—99 Торогово-промышленной палаты Российской Федерации.

12. Полиграфолог не имеет права оказывать услуги по обучению мерам (профессионального. С. Оглоблин, А. Молчанов) противодействия ОИП.

И последнее. Каждодневная работа полиграфолога является достаточно тяжелой в моральном отношении, рутинной с точки зрения особенностей процедуры, а также требует значительных интел­лектуальных и физических затрат.

В том случае, если специалист является эмоционально-неустойчивым, недостаточно компетентным и имеет при этом высокие морально-этические качества то, как правило, подобное неблагоприятное сочетание приводит к тому, что в чрезвычайно ответственном процессе ежедневного принятия обвини­тельной (оправдательной) версии человек очень скоро «изнашивается» и либо начинает прибегать к сомнительным методам релаксации (бытовое пьянство), либо попросту оставляет этот род занятий.

В этой связи мы бы хотели привести одно очень интересное наблюдение, а именно:

«Тщательный анализ военных мемуаров выдающихся летчиков Отечественной войны показыва­ет, что виртуозное боевое мастерство с принятием мгновенных и неожиданных для противника реше­ний человек проявляет при равной степени профессиональной квалификации (запасе навыков), не в состоянии страха (потребность самосохранения) и не в состоянии ярости (потребность сокрушить врага любой ценой), а в эмоционально положительном состоянии боевого азарта, своеобразной " игры с противником", т. е. при наличии компонентов идеальной потребности творчески-познавательного характера, сколь бы странной она не казалась в условиях борьбы не на жизнь, а на смерть»2.

Мы полагаем, что сказанное имеет самое прямое отношение к деятельности полиграфологов: для того, чтобы в течение длительного времени работать с высокой степенью эффективности и при этом не наносить ущерба собственному психическому и физическому здоровью, специалист должен: во-пер­вых, прекрасно ориентироваться в теоретико-методологических вопросах инструментальной «детек­ции лжи» и иметь прочные навыки ее практического осуществления, во-вторых, всячески воспиты­вать в себе спокойное, так сказать «рабочее» отношение к проверкам любого уровня сложности и социальной «цены» и, в-третьих, приступая к проверке, иметь некий позитивный эмоциональный на­строй, т. е. быть ориентированным исключительно на решение очередной поставленной перед ним ин­тересной «задачки».

С течением времени сочетание этих трех факторов неизменно приводит к тому, что детекторщик начинает как бы «играть» на полиграфе, не испытывая того крайне неприятного внутреннего напряже­ния, которое сопровождает работу добросовестного, но недостаточно подготовленного специалиста.

На этом замечании настоящий курс завершен, а мы искренне желаем тем, кто намерен связать свою будущую профессиональную жизнь с инструментальной «детекцией лжи», терпения и удачи в овладении этим непростым ремеслом, а точнее говоря, искусством, искусством «игры» на полиграфе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.