Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Символический интеракционизм






Вопросы овладения культурой и ее использования людьми впервые рассматривались в концепции символического интеракционизма, которая сформировалась в 1920- 1930-е годы как реакция на подход «стимул — реакция». Идеологом этого направления в социологии стал Джордж Герберт Мид1. В концепции символического интеракционизма особое внимание уделяется коммуникации, через которую проявляются сущностные характеристики общества и индивида, их единство, достигаемое в процессе взаимодействия. Говоря о символичности содержания социальных интеракций, Мид приводит примеры, иллюстрирующие особенности данного вида коммуникации, например, драка собак начинается с оскала зубов, а схватки главарей конкурирующих молодежных банд – с того, что кто-то из них намеренно ощупывает в кармане нож; для собак оскал есть не более чем начало действия, для молодых людей демонстративное хватание за нож – это символ готовности к схватке, значение которого ясно для всех.

Мид предложил, по его мнению, лучший способ понять, как люди учатся жить, — понаблюдать за игрой в бейсбол (или в любую другую командную игру): на поле идет сложный процесс формирования условных рефлексов, когда каждый игрок усваивает определенную роль — подающего, принимающего или полевого игрока. Каждый учится, наблюдая за хорошими игроками, подражая им и взаимодействуя с другими участниками команды. Если они играют хорошо, то испытывают удовлетворение оттого, что другие воспринимают их в качестве полезных членов команды, этой, хотя и небольшой, ячейки общества.

Для Мида бейсбольная команда — микрокосм общества, в котором индивиды усваивают различные социальные роли, взаимодействуя друг с другом. Незримый процесс «формирования» поступков происходит взаимно. Со временем люди интернализируют правила, характерные для конкретных ситуаций, и соответственно структурируют свои поступки. Только в редких случаях они сознательно обдумывают и анализируют свои действия. Будучи интернализированными, эти роли становятся мощными средствами контроля за действиями людей. Со временем они обволакивают личность индивида — он чувствует себя комфортно, только исполняя определенные роли, признаваемые другими. А иногда, подобно спортсменам, терпя поражение, индивид переживает кризис личности, ибо не способен играть роль, исполнения которой от него ждут.

Благодаря процессу социализациилюди могут более или менее осознанно интерпретировать стимулы и ожидаемые реакции. Именно символы позволяют нам делать то, что не могут животные. По Миду, использование символов трансформирует процесс социализации, освобождая его от границ пространства ивремени. Следовательно, символический интеракционизм утверждает, что взаимоотношения людей с физической или объективной реальностью медиатируются (или контролируются) символьной средой — сознанием, «я» и обществом, которые они интернализировали. Иначе говоря, значения, которыми люди наделяют знаки и символы, определяют их и ощущаемую ими реальность. В процессе социализации обще культурные значения контролируют, как индивиды взаимодействуют со средой.

В теории символического интеракциоиизма знаком считается любой элемент среды, представляющий другой элемент в этой среде. Знаки бывают двух типов. Во-первых, это естественные знаки, те явления в природе, вроде изменения цвета листьев, которые представляют нечто другое, например приход осени. Во-вторых, искусственные знаки, элементы, которые были созданы, например флаг, чтобы представлять что-нибудь еще в социальном мире, скажем патриотизм и долг. Эти искусственные знаки эффективны только в том случае, если люди договорились об их значении, т.е. они «интерактивны»: два или более человека должны договориться в дальнейшем реагировать на этот знак относительно постоянным образом.

Необходимо также различать сигналы и символы. Сигнал — это искусственные знаки, обеспечивающие очень предсказуемую реакцию, например сигналы дорожного движения. Символы — это искусственные знаки, реакция на которые не столь определенна, например флаг. Таким образом, сигналы используются для регулирования нормативного поведения в обществе, а символы — для облегчения коммуникативного поведения.

Хотя Мид впервые сформулировал свои идеи в 1930-е годы, символический интеракционизм стал важной частью исследований массовой коммуникации только в 1970—1980-е годы. Поскольку особый акцент Мид делает на межличностном взаимодействии и его не интересуют медиа, неудивительно, что теоретики массовой коммуникации довольно поздно осознали уместность его идей в своих исследованиях.

 

1 Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.