Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовая коммуникация и культура






 

Вопросы взаимоотношений медиа в культуре, всегда интересовавшие исследователей массовой коммуникации, в последней трети XX в. выдвинулись на первый план. Появились новые идеи, в новом свете рассматривались старые теории, потенциальные возможности медиа вносить существенные и новаторские изменения в повседневную жизнь людей.

Для этого направления в исследованиях массовой коммуникации характерны два основных подхода: культурологический и критический. Разделить эти теории на отдельные группы совсем непросто, поскольку у них много общих точек зрения на культуру и роль медиа. Все они признают, что медиа играют важную роль в формировании культуры и что сама культура, в свою очередь, имеет огромное значение для формирования взглядов людей на себя и для поисков путей преобразования социального мира. Медиа объявляются главным средством ознакомления людей с культурой и их вовлечения в нее. Исследователи используют новаторские способы изучения и объяснения взаимоотношений культуры и масс-медиа, выстраивают сложные теоретические структуры и внедряют удачные методологические разработки.

Однако наряду с общими чертами у этих теорий есть и важные различия. Культурологический анализ, как правило, микроскопический и аполитичный, тогда как критические культурные исследования — макроскопические и сильно политизированные. Сторонников культурологического анализа интересует прежде всего, как люди познают себя и окружающий мир, и результаты использования медиа в повседневной жизни рядового человека. Они не стремятся формировать социальную политику или влиять на нее и вообще воздерживаются от критики. В определенной степени культурологи избегают давать оценку тенденциям, которые доминирует в общественной науке. Исследователи не торопятся применять свои знания о повседневной жизни людей в качестве основы для осуществления крупномасштабных социальных реформ.

Сторонники критических культурных исследований, со своей стороны, занимаются в основном более крупными социальными системами, их интересует, как элита использует медиа для упрочения своей власти и каковы последствия этого для широких масс. Школы критических культурных исследований, как правило, политически активны и предпринимают попытки напрямую влиять на общественную политику. Они стремятся создавать собственные движения и возглавить существующие. Но главное — они критически настроены по отношению к статус-кво, имеют четко сформулированные мнения, позволяющие его оценивать и требовать, как им кажется, позитивных социальных реформ.

Культурологический анализ и критические исследования отличаются от большинства уже рассмотренных теорий тем, что систематическая разработка и оценка теории ведется не исключительно или даже не главным образом на основе количественных эмпирических исследований. Вместо этого используют самые разные методы исследований и стратегии генерирования теории, включая несистемные и селективные. В противоположность количественным эмпирическим методам, эти приемы называются качественными, т.е. они высвечивают существенные различия в явлениях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.