Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура дискурса публичной коммуникации 2 страница






Важную роль в публичном выступлении играют фразеологизмы - устойчивые словосочетания и выражения, присущие определенной культуре (пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразы из известных песен, стихов, рекламных слоганов). Они одновременно сообщают речи образную полисемантичность и усиливают эффект обратной связи с публикой, поскольку доставляют ей радость узнавания.

Особенное наслаждение публике доставляют парафразы – переделанные фразеологизмы. В парафразах осуществляется замена букв или несколько слов в известных фразах таким образом, что возникают совершенно новые смыслы. Кроме того, посредством транформеров, придающих старым фразам новое актуальное звучание, достигается вдобавок ко всему прочему юмористический и сатирический эффект. В обыденной речи данные фигуры называются «приколами».

Ярким примером виртуозного производства парафраз является творчество Владимира Вишневского. Вот некоторые примеры из его книги «Басни о Родине –2»:

«Москва, Москва, как много в этой кепке».

«Не страшны в саду даже шорохи».

«Где Раша не пропадала».

«Не грузи ближнего своего».

«Купи и сохрани».

«Веселится и бликует весь народ…».

«В эфире ПБТ!.. Первое Безоткатное Телевидение!..».

«Мерседес – идеальный партнер для ДТП».

«Разумные цены, умеренные ласки. (Неуемность гарантируется)».

«Карьеры прекрасней

Тебе не скрою:

Из грязи да в Связи

С общественность – YOU».

Разновидностью парафраза является каламбур. Каламбур – это игра слов, связанная с изменением значения путем использования омонимов, или трансформация идиомы путем замены отдельных слов на созвучные им слова, но имеющие другой смысл. Благодаря этому высказывание приобретает шутливо-игровой характер.

Вот примеры каламбура с использованием приема омонимии:

И медные лбы полны блеска (Е.Лец).

Первое, что поражает новичка в Нью-Йорке, это наехавший на него автомобиль.

Я начала ходить на шопинг и за месяц сбросила 30 тыс. рублей («Смех без правил», ТНТ-Урал, 14. 09. 07.).

Магазин расходных материалов «В расход».

Лозунг металлургов: «Наша сила – в плавках!»

Лозунг обувной фабрики: «Обуем всех!»

Фигурой каламбура-трасформации, ведущего к парадоксальному смыслу, блестяще владеет писатель Юрий Поляков – изобретатель крылатого слова «апофегей». Приведем примеры из его книги «Слово за слово»:

«Третья женимость»; «Жизнь прошла безразвратно»; «Новое – это понятое старое»; «Хоботок увяз – всему парню пропасть»; «Интим – привет»; «Огорчил в самое сердце»; «От счастья вылечить невозможно (Об алкоголизме)»; «Чтоб я лопнул вместе с банком!»; «Век прибавочной стоимости не видать!»; «Он у меня такой умный! С ним даже спать страшно!»; «Взятки берет – как дышит»; «Выпроваживающая улыбка»; «Десовестизация»; «Ватага корыстных «менеджхедов»; «Молчание кремлят»; «Хаосмейкеры»; «Телевизор – окно в Коллективное Бессовестное»; «Мужеловство»; «Фирма «Дохман и Грохман»; «Графомания в особо крупных размерах» [142].

Каламбур – одна из любимых форм журналистского дискурса. Среди российских печатных изданий наиболее активно используют каламбур в заголовках к статьям журналисты еженедельника «Русский Newsweek». Приведем несколько характерных примеров.

Гватемало не покажется. Вас здесь не страдало. Конкурс пенсии и пляски. Мода от купюр. (2007. 9-15 июля. 28).

 

Болевая почта. Юрий долгосрочный. Семеро по ставкам. Кредитура круга. (2007. 16-22 июля. № 29).

Ни мэра, ни войны. Военно-полевой Рамзан. Понаделали тут. Сегодня «Прана», завтра – поздно. Хоть гол на голове теши. (2007. 23-29 июля. № 30).

Турецкий кульбит. Знание – стильно. (2007. 3-9 сентября. № 36)

Зубковый механизм. Сексуальная резолюция. Макларчик просто открывался. Путины господни неисповедимы. Старый новый копт. Зашел бум за разум. (2007. 17-23 сентября. № 38).

Офицерский суд тестя. Путче прежнего. Фитнес-план. (2007. 24-30 сентября. № 39).

Министерия-Буфф. Витя на распутье. Партийное троительство. Поступили по-челски. (2007. 1-7 октября. № 40).

Актуальный план дискурса публичного выступления включает разнообразные типы убеждающей речи. Другое их название – персуазивная коммуникация.

Понятие персуазивной коммуникации в отечественной дискурсологии появилось сравнительно недавно. Среди авторов, исследующих персуазивные элементы дискурса, следует назвать А.В. Голодного, Е.А. Гончарову, В.Е. Чернявскую.

Согласно А.В. Голодному, персуазивная коммуникация:

1) это особый тип ментально-речевого взаимодействия коммуникаторов, при котором адресант реализует попытку преимущественно вербального воздействия на сознание адресата;

2) воздействие посредством коммуникативных стратегий убеждения и обольщения нацелено изменить поведение адресата: побудить к (не)совершению определенных посткоммуникативных действий;

3) осуществляется на основе определенных типов текста и является исторически сложившейся, закрепленной в общественной практике формой взаимодействия людей [143].

Персуазивная коммуникация, по мнению В.Е.Чернявской, не сводится и не подменяется аргументированием, поскольку реализуется не только с опорой на рациональное, на систему доказательств. Персуазивность также не сводится к классическим риторическим приемам и средствам образности. Она также не тождественна директивным, аппелятивным и императивным речевым актам. «Механизмы персуазивности имеют интегративный комплексный характер, осуществляются в единстве рационального и аффективно-чувственного начал. Точкой отсчета, пусковым механизмом персуазивного процесса является речевое высказывание/текст, но осуществление персуазивного процесса происходит на ментальном уровне, «в голове реципиента», а именно тогда, когда адресат «присвоил» те значения, цели, оценки, которые были приписаны определенным сообщениям в условиях свободы выбора» [144].

Иначе говоря, персуазивность представляет собой властно-энергетическую процедуру внушения адресату определенного эмоционального состояния и мысли. Персуазивная коммуникация подстегивает воображение публики, включает ассоциативное мышление, превращает восприятие речи оратора во встречный творческий процесс.

По сути персуазивность является необходимым условием и источником ментального дизайна, осуществляемого PR-дискурсом.

Помимо разнообразных риторических фигур и форм, персуазивной энергетикой наделены отдельные слова, фразы, жесты, мимические и иные знаки, имеющие ярко выраженный оценочный характер. К примеру, персуазивными являются все словесные выражения и предикаты превосходства: уникальный, лучший, самый, супер, экстра, ультра, сверх.

Персуазивным эффектом обладают также резкие негативные выражения, бранная речь или инвективы: «бред сивой кобылы», «круглый дурак», «идиотский поступок», «наглая ложь», «ничтоженство» и т.п.

В публичной дискурссии, особенно в выступлениях политиков, инвективы выступают одним из эффективных средств внушения ведения политической борьбы. Они используются для достижения следующих целей:

- снижение имиджа противника,

- дискредитация оппонента,

- провоцирование оппонента на определенные действия,

выгодные его оппонетам,

- ведение противника в состояние замешательсва, ступора.

Суггестивное влияние речи выступающего существенно усиливается, когда оратор четко выделяет в своей речи основные положения и неоднократно их повторяет. Фокусировка основного послания должна сопровождаться удержанием его в сознании публики путем «вдалбливания». Как в случае частого повторения одной и той же мелодии по радио, так и в случае частого повторения в тех или иных вариантах одной и той же мысли, адресат просто обречен на ее запоминание. При этом важно, чтобы количество главных сообщений было минимальным, по крайней мере, не превышало бы числа 7.

Здесь вступает в силу знаменитое «правило семи», которое гласит: средне статистический адресат не способен выделить для себя и запомнить более семи предметов и знаков, относящихся к той или иной родовой общности. Специалисты в области технологии позиционирования в рекламе прекрасно знают данное правило.

Виртуальный план дискурса. Виртуальный план дискурса публичного выступления – это, по сути, ментальный механизм, осуществляющий передачу и усвоение смысла транслируемого сообщения.

Центральной коммуникативно-семиотической фигурой виртуального плана дискурса выступает смысловой пакет, представляющий собой ценностное ядро сообщения или его основной контент.

Смысловой пакет сообщения есть предмет виртуального (символического) обмена между субъектами публичной коммуникации.

В своем виртуальном измерении дискурс публичного выступления представляет собой процедуру герменевтического диалога, в процессе которого осуществляются следующие операции:

1) операция трансплантации смыслового пакета сообщения в сознание адресата, связанная с преодолением когнитивных и перцептивных барьеров рецепиента;

2) операция фильтрации рецепиентом поступающих к нему смысловых единиц пакета сообщения, осуществляемая путем включения когнитивных и перцептивных фильтров сознания;

3) операция полного или частичного усвоения рецепиентом смыслового пакета сообщения, проверяемая адекватностью или неадекватностью отклика, продолжительностью удержания его контента в памяти.

В ходе указанных операций осуществляются трансформации ментальных структур адресной аудитории. Целенаправленный характер данных трансформаций более подродно будет рассмотрен в следующем разделе, посвященном анализу и описанию стратегий ментальной пластики PR-дискурса. Но прежде необходимо понять содержание ключевых понятий, необходимых для рассмотрения структуры виртуального плана PR-дискурса. К таковым относятся «ментальность» и «когнитивная решетка».

Понятие «ментальность» столь же многозначно, как и понятие «дискурс». Существует множество трактовок ментальности. Для нас наиболее авторитетными мнениями в «океане» разнообразных точек зрения являются следующие: 1) позиция представителей французской школы исторических и социальных исследований, известной в научных кругахт под названием «школа «Анналов», 2) мнение российского историка и методолога исторических исследований Арона Яковлевича Гуревича.

Программа изучения ментальных структур различных социальных групп в контексте определенных культурно-исторических эпох выступает фирменным знаком школы «Анналов». Понятие ментальности определяется лидерами школы весьма широко и неоднозначно. Под ментальностью подразумевают и коллективные представления, и коллективное бессознательное, и «духовную оснастку». Согласно мнению одного из лидеров школы «Анналов» Ж. Ле Гоффа, метальность – это сфера коллективного воображаемого. Воображаемое не сводится ни к идеологии, ни к интеллектуальному представлению, ни к осмысленному восприятию внешней реальности. Воображаемое не отражает, а пересоздает реальность, претворяет ее в образы, рожденные фантазией, вдохновением. Изучать мир воображаемого значит проникнуть внутрь коллективного сознания или ментальности [145].

Другой представитель школы «Анналов» А. Буро предлагает трактовать ментальность как набор различных высказываний, образующих дискурсы. Дискурсы трактуются им как сложившиеся коллективные способы, логики и правила обсуждения чего-либо, представляющие собой семиотические системы [146].

В работах Р. Мандру и Ж. Дюби, где особое внимание уделяется разработке методологии ментальных исследований, ментальность определяется следующим образом: «Это система образов, представлений, которые в разных группах или странах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей» [147].

В отечественной гуманитарной науке наиболее фундаментальную разработку категория «ментальность» получила в творчестве А.Я. Гуревича – основателя российской историко-антропологической школы. Ментальность, в его трактовке, есть совокупность социально-психологических установок, способов восприятия, манера чувствовать и думать. Ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания, не отрефленктированного и не систематизированного. «Идеи на уровне ментальности – это не порожденные индивидуальным сознанием завершенные в себе духовные конструкции, а восприятие такого рода идей определенной социальной средой, восприятие, которое их бессознательно и бесконтрольно видоизменяет, искажает, упрощает» [148].

Ментальность, по Гуревичу, есть неотрефлектированное представление о мире, которое относится скорее к «плану содержания», чем к «плану выражения». Гуревич сближает французское слово «ментальность» с русским аналогом «мировидение», определяет ментальность как комплекс основных представлений о мире, при посредстве которых человеченское сознание в каждую данную эпоху перерабатывает в упорядоченную «картину мира» хаотичный и разнородный поток восприятий и впечатлений. Согласно Гуревичу, ментальные структуры представляют собой отражение коллективного исторического опыта, отлившегося в представлениях и образах, несущих ценностные смыслы.

Ценностное содержимое ментальных образов имеет культурно-историческую окраску. Представители разных культурных эпох и разных социальных стратов вкладывают разное смысловое и ценностно значимое содержание в одни и те же понятия. Поэтому их ментальные структуры разнятся.

В целях проведения целостной реконструкции ментальных структур человека определенной эпохи, в частности средневекового, Гуревич предлагал исследователям обширный список тем, на которых следует сосредоточиться. Вот далеко не полный перечень предлагаемых аспектов изучения ментальности определенного рода:

- отношение членов данного общества и входящих в него классов к труду, собственности, богатству и бедности;

- понимание природы права и обычая;

- образы природы и способы ее познания, представления о способах воздействия на природу - от технических и трудовых до магических;

- понимание места человека в общей структуре мироздания;

- оценка возрастов жизни, в частности детства, молодости, зрелости и старости;

- представление о здоровье, восприятие болезней, смерти;

- отношение к женщине, представление о роли брака и семьи;

- сексуальная мораль и практика;

- отношение мира земного и мира трансцендентного, связь между ними, представление о роли потусторонних сил в жизни индивида и коллективов;

- представления о пространстве и времени;

- восприятие истории, ее направленности и смысла как профессионалами (хронистами, теологами, учеными), так и простыми обывателями;

- соотношение элитарной и народной культуры;

- формы религиозности, присущие «верхам» и «низам»;

- психология «людей книги» и людей устного слова;

- социальные фобии и коллективные психозы;

- культура вины и культура стыда;

- культура праздника и обычаев, ритмизирующих жизнь коллективов;

- способы идентификации (племенной, национальной и др.) личностей и коллективов [149].

Продолжателями А.Я.Гуревича в разработке методологии исследования ментальных структур являются современные представители российской исторической и социальной антропологии Л.П. Репина, В.А. Шкуратов, Н.Е. Копосов и др. [150]

В связи с пониманием огромного влияния средств массовой коммуникации на формирование ментальных структур предметом специальных исследовательских разработок в последнее время стало понятие «медиаментальность». По поводу возможности коррекции понятия «ментальность» концептами коммуникативности и медийности В.А. Шкуратов пишет: «Коммуникативные технологии информационной цивилизации не просто ускоряют общение, они производят его содержание, которое принято называть ментальностью… В информационной цивилизации … содержание переходит в передачу. Отсюда медиаментальность трактуется как психология коммуникации, общение сводится к порядку приема информации, содержание пытаются собрать в медийных операциях. Но это не совсем так… В медиаментальность включаются и генерируемые передачей позиции смотрения-слушания. Они составляют своего рода медиасоциальность. То, что они построены на коммуникации и коммуникацией, не устраняет вопроса об их связи с той социальностью, которая построена «настоящим» общением».

Обратив внимание на способность масс-медиа конструировать ментальность по медийным лекалам, Шкуратов особо подчеркивает, что современный медийный формат придает ментальным структурам визуализированную хронодинамику и архитектонику: «Медиаментальность опирается на визуальный образ в русле СМИ, который передается в быстром и сверхбыстром времени…» [151].

 

С нашей точки зрения, ментальные пласты дискурса публичной коммуникации представляют собой констелляции смысловых образований, которые составляют контентное ядро сообщения и посредством коммуникативного воздействия на адресат «вмешиваются» в смысловой строй ментальных структур реципиента, формируя слои определенных ожиданий, представлений, мировоззренческих и поведенческих установок.

В публичной коммуникации как в диалогической модели во взаимодействие вступают две ментальные структуры или два вида смысловых констелляций: 1) смысловые констелляции транслируемого сообщения, 2) смысловые констелляции реципиента.

В содержательном плане оба вида смысловых констелляций включают:

- способы означивания и оценки феноменов реальности (символизация и ценностная ориентация);

- способы интерпретации реальности (мировидение);

- способы идентификации (самоопределение);

- способы целедостижения (образ действия).

В процессе диалогического взаимодействия смысловым костелляциям, содержащимся в транслируемом сообщении, либо удается, либо не удается осуществить преобразование ментальных структур реципиента в соответсвии с собственной конструкцией.

В том случае, если операция по настройке ментальных структур адресной аудитории на необходимую смысловую волну удалась, возникает эффект резонанса – адекватности восприятия в форме взаимопонимания и усиления обратной связи.

Смысловые констелляции ментальных структур образуют некие ансамбли когнитивного характера, настроенные на тот или иной способ восприятия и осмысления реальности. Для обозначения такого рода ансамблей мы будет использовать термин «когнитивная решетка».

Когнитивная решетка (КР) – это система ментальных фильтров предпочтения (мировоззренческих, концептуальных, образно-символических, перцептивно-чувственных и др.), на базе которых формируются те или иные образы мира и поведенческие установки.

В дискурсе публичного выступления во взаимодействие вступают две КР:

1) КР-1, представляющая собой модель смысловой констелляции, которая подлежит трансляции и внедрению в ментальные структуры реципиента,

2) КР-2 адресной аудитории, которая либо сопротивляется производимой в процессе коммуникации смысловой интервенции, либо видоизменяется под ее воздействием.

В том случае, когда коммуникатору не удается перестроить КР-2 в соответствии со структурой КР-1, наступает так называемый когнитивный диссонанс между коммуникатором и его аудиторией. Иначе говоря, транслируемые смыслы не «пробиваются» к сознанию и чувствам публики и следовательно не вызывают у нее состояния их внутреннего принятия.

Своеобразие мировидения и мировосприятия, а также образов поведения определяется характерными особенностями или типами структурных компонентов когнитивной решетки.

Базовыми компонентами КР являются:

1) типы рациональности;

2) типы ценностных ориентаций и соответствующие им типы ожиданий;

3) концептосфера – совокупность концептов как смыслообразующих ментальных единиц;

4) архетипы, лежащие воснове сюжетостроения (нарратива) передаваемого сообщения.

 

В своей совокупности структурные компоненты КР представляют собой ментальные карты субъектов коммуникации.

На основе исследования ментальных карт определенного вида можно составить представление об особенностях мышления, восприятия и поведения конкретного социального субъекта, а также о своеобразии его дискурса.

Каждая внутриструктурная типология КР базируется на определенных критериях, выработанных специалистами. Так, например, исследователи рациональности сегодня предлагают выделять три ее разновидности:

1) классический тип рациональности;

2) неклассический тип рациональности;

3) постнеклассический тип рациональности.

Типклассической рациональности характеризуется следующими чертами:

- монизм (представление о том, что существует некая единая первопричина, она же – первоначало бытия);

- логоцентризм (представление о принципиально иерархическом устройстве мира);

- телеологизм (представление о существовании некой цели, изначального проекта, замысла, в соотвествии с чем раворачивается ход мировой истории и конкретные события) [152].

Классический тип рационального мышления присущ многим философам, политикам, управленцам, бизнесменам, а также социальным технологам, включая PR-специалистов и рекламщиков.

К примеру, занимаясь формированием системы внутрикорпоративной коммуникации, PR-специалист, обладающий классическим типом рационального мышления, наверняка отдаст предпочтение модели централизованного управления, основанной на принципе логоцентризма или четкой иерархии, а также на принципе монизма или единоначалии. При этом весь процесс работы корпорации будет рассматриваться им через призму телеологической парадигмы, а именно, с точки зрения претворения в жизнь замыслов и планов начальства.

Ярким примером классического рационализма в политической мышлении и практике является деятельность партии «Единая Россия». Идеалом политического устройства российского общества для политиков из «Единой России» является властная вертикаль – образец логоцентризма в государственном строительстве.

В идеологическом плане «Единая Россия» репрезентирует себя как партия, непрерывно претворяющая в жизнь президентский замысел под названием «План Путина». «План Путина» в контексте PR-стратегии партии «Единая Россия» – это не что иное, как телеологическая по своему характеру идеологема.

Вряд ли стоит расшифровывать монистический взгляд единороссов на российское государственно-политическое устройство. Оно просто бросается в глаза. Стремление партии выступать демиургом всей политической жизни страны, направляющей и руководящей силы ее развития откровенно демонстрируется ею на практике и в СМИ.

 

Неклассический тип рациональности обладает чертами, альтернативными классической рациональности: идеалу монизма противопоставляется плюрализм, идеалу логоцентризма – автономность, идеалу телеологизма – альтернативность.

Неклассический тип рациональности присущ субъектам с либеральным типом мышления. Менеджеры с данным типом мышления выстраивают такую управленческие модель, где в роли альтернативы жесткой иерархии выступает некоторая автономность подчиненных, открывающая шлюзы для инициативы «снизу». Стилю единоначального руководства противопоставляется плюралистический стиль коллегиальности, а телеологизму спускаемых «вниз» начальственных планов – возможность их коррекции со стороны менеджеров различных звеньев вплоть до выдвижения альтернативных проектов.

В практике партийной жизни неклассический тип мышления реализуется в предоставлении меньшинству возможности образовывать свою фракцию и вести открытую пропаганду своего альтернативного мнения.

Постнеклассический тип рациональности опирается на принципы ризомы, сети, синергизма.

Ризома представляет собой некое образование, в котором все элемены находятся в состоянии взаимопроникающей и взаимопронизывающей связности. В ризоме нет ни начала, ни конца, ни центра, ни периферии. Устройство ризомы принципиально внеиерархично, безначально, бездоминантно.

Принцип ризомы как принцип мышления и принцип организации предполагает методологический анархизм. Никакой из элементов той или иной сферы знания, ценностей, опыта, практических навыков не может претендовать на роль главного, исходного, центрального, единственно правильного.

В философии принцип ризомы исповедуется течением под названием «постмодернизм». Именно его представителям французским философам Жилю Делезу и Феликсу Гваттари мы обязаны введению данного теормина в современную дискурсивную практику [153].

В живописи, поп-арте, дизайне и рекламе постмодернистский принцип ризомы наиболее наглядно проявляет себя в искусстве коллажа, где элементы классики вплетаются в образы и символы современной массовой культуры. Коллаж, по существу, представляет собой визуальную модель ризомы.

В постмодернистских по композиции и стилистике произведениях литературы, кинематографа и музыки также широко используется техника коллажа, которая к тому же часто дополняется приемом цитатного микширования. Цитирование осуществляется не для подкрепления сказанного авторитетными высказываниями, что характерно для классического типа рационального мышления, а в целях конструирования такой композиции, где сами цитаты выступают ее «строительными кирпичиками». В итоге все произведение превращается в одну обширную интертекстуальную цитату.

В обществе массового потребления и маркетинговых технологий формируется особый тип постнеклассического образа мысли – клиповое мышление. В клиповом мышлении анархическим образом складываются коллажи или ризомы, где составными элементами выступают многочисленные цитаты, имена брендов, рекламные образы и фразы. В ризоме такого рода причудливым образом соединяются фигуры, заимствованные из высокой и низкой культуры, классики и китча. При этом ризома становится символическим носителем моды и пристижного потребления.

В клиповом мышлении постнеклассическая ризомная форма – всего лишь оболочка, упоковка для логоцентристского содержания. Таковым выступает набор символов статусного потребления – названия известных марок и брендов.

Ярким литературным типажом, олицетворяющим клиповое мышление, является переходящий из книги в книгу главный герой произведений популярного французского писателя ФридерикаБекбедера – автора романов «99 франков», «Романтический эгоист», «Каникулы в коме» и др.

Приведем несколько характерных отрывков из Ф. Бербедера, в которых образ мысли главного героя представляет собой коллаж, составленный из цитат, рекламных слоганов, имен брендов, музыкальных клипов.

«Истина – это момент лжи», - написал Ги Дебор вслед за Гегелем, а они оба были поумней тебя. Это изречение замечательно верно в отношении борделей. Рядом с проститутками ложное становится моментом истины. А ты наконец становишься самим собой».

«Ты носишь костюм от Эрика Бержера, рубашку «Hedi Sliman» из магазина мужской одежды «Сен-Лоран – Рив Гош», туфли от Берлути, часы «Royal Oak» от Одмара Пиге (в ожидании новой модели – «Samsung Watch Phone» со встроенным мобильником), очки «Stark-Eyes», трусы «Banama-Republic», купленнные в Нью-Йорке. Ты владеешь пятикомнатной квартирой в Сен-Жермен-де-Пре (дизайн Кристиана Льегра). В твоем распоряжении имеются также:

музыкальный центр-стойка «Bang and Olufsen» с чейнджером на 10 дисков и пультом;

спутниковый GSM, телефон с факсом; полдюжины стульев эпохи Людовика ХУ, унаследованных от деда с бабкой; табурет «Барселона» Миса ван дер. РОЭ; книжный шкаф от Жана Пруве с полным собранием «Плеады» (ни разу не раскрытым); мультисистемный видеомагнитофон «Sony»; новенький телевизор «Philips» с плоским экраном; портативный DVD-плейер «Sony Glasstrom»; шезлонг Чарлза Эймса (1956 г.); игровая приставка «Sony PlayStation»; двухкамерный холодильник «General Electric» (битком набитый осетровой икрой от Петросяна, гусиной печенкой с трюфелями из «Petite Auberge» и шампанским «Cristal Roederer») с гигантской морозилкой и автоматическим дозатором льда; цифровая видеокамера «Sony PSI» (360 граммов веса, 12 см. в высоту, 5 – в ширину); цифровой фотоаппарат «Leica Digilux Loom»; 24 хрустальных бокала «Puiforcat»; три подлинных эстампа Жана-Франсуа Жонвеля; картина Баскиа (площадью три квадратных метра) и рисунок Дэвида Хокни; афиша Жана Кокто…

Имея все эти вещи и ведя столь роскошный образ жизни, ты, по идее, должен быть счастлив. Так почему же счастья нет? Почему ты без конца набиваешь нос отравой? Как можно быть несчастным при банковском счете в два миллиона евро? Если уж ты стоишь над краем пропасти, то кто же там, на дне?» («99 франков»).

«Мне часто хочется устроить диалог между моими любимыми цитатами. Например, на знаменитый вопрос Арагона «Кто он, тот, кого за меня принимают?» вполне логичным ответом мне кажется не менее знаменитый девиз Кокто: «Культивируй то, в чем тебя упрекают: это и есть ты». Мораль: за тебя принимают тебя. Бесполезно переживать из-за собственного печального образа, ибо он всегда правдив. Лучше дуть в свою дуду, чем всю жизнь плыть против течения…»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.