Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства выразительности объемно-пространственной композиции






Выразительность объемно- пространственной композиции достигается с помощью следующих композиционных средств – симметрии и асимметрии, ритма, пропорций, масштаба, масштабности, тектоники, а также цвета, фактуры и т.д.

Симметрией называется строго закономерное расположение одинаковых элементов, архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящих через геометрический центр композиции (рис. 6.2.).

 

Рис. 6.2. Примеры симметричных композиций:

а – вилла Ротонда в Виченце; б – здание биржи в Санкт-Петербурге; в – здание библиотеки в Москве

 

Так, например, расположение архитектурно-конструктивных элементов (окон, дверей, простенков) в здании должно быть определено по отношению к оси с соблюдением правил симметрии.

При асимметричной композиции ее отдельные элементы располагаются так, что оси симметрии полностью или частично отсутствуют (рис. 6.3.).

 

 

Рис.6.3. Ассиметричная композиция. План и перспектива.

 

Ритмом в архитектуре называется закономерное чередование одинаковых архитектурных форм и членений или интервалов между ними. Ритм в композиции может применяться по горизонтали и вертикали. Пример ритма – размещение окон и простенков в жилом доме, одинаково повторяющихся по горизонтали и вертикали.

Пропорциями в архитектуре называют соотношение геометрических размеров (длины, ширины и высоты) элементов и членений архитектурных форм между собой и с целым. Размеры помещений, оконных и дверных проемов, форма и габариты объемов здания определяют на основе функциональных требований, но их архитектурно-художественное воплощение осуществляется путем установления таких соотношений, которые создавали бы впечатление о здании как о произведении архитектуры.

Среди систем пропорциональных отношений в архитектуре используются целочисленные пропорции, пропорциональная система «золотое сечение» и геометрическое подобие. Целочисленные пропорции бывают контрастными (1: 2, 1: 3, 2: 3, 2: 5, 3: 5 и т.д.) и нюансными (10: 11, 11: 12, 12: 13 и т.д.). В практике за единицу целочисленных пропорций принимается отрезок, соразмерный с величиной какого-либо повторяющегося в здании строительного элемента или детали, и называемый пропорциональным модулем. В настоящее время этот модуль чаще всего совпадает с величиной строительного модуля.

Пропорциональная система ”золотое сечение” основано на геометрическом построении, в котором целое делится на две части, из которых меньшая так относится к большей, как большая часть – к целому (рис.6.4.). Если за целое принять 1, то большая часть равна 0, 618, а меньшая – 0, 382; т.е. 0, 382: 0, 618=0, 618: 1.

 

 

Рис. 6.4. Графическое построение пропорциональной системы «золотое сечение»

Особенность этого соотношения заключается в том, что если за целое принять полученную большую часть (0, 618), то при делении ее по тому же принципу, большая часть нового деления будет равна меньшей части прежнего деления (0, 382), т.е. в результате можно получить бесконечный пропорциональный ряд в обе стороны от 1, а именно: …. 4, 236; 2, 618; 1, 618; 1, 0; 0, 618; 0, 382; 0, 236; 0, 146; …

В этом ряду сумма двух смежных членов равна предыдущему, а разность – последующему. Каждый последующий член ряда может быть получен умножением предыдущему на число 0, 618, называемое модулем “золотого сечения”. Сочетание членов ряда “ золотого сечения” дает самые благоприятные для глаза пропорции и широко применяются в построении архитектурных композиций.

Метод геометрического подобия основан на применении пропорционально подобных геометрических фигур, в частности прямоугольников. Признаком подобия прямоугольников является параллельное или перпендикулярное расположение их диагоналей, что обеспечивает подобие прямоугольных членений элементов и деталей (рис. 6.5.).

 

 

Рис. 6.5. Подобие прямоугольников на основе параллельности или перпендикулярности диагоналей

 

 

Масштабность в архитектуре – это соотношение воспринимаемой человеком величины композиции и ее элементов с размерами самого человека и с размерами привычных для человека элементов (окон, дверей и т.п.), а также соотношение восприятия размеров элементов и здания в целом с окружающей средой (рис. 6.6.а, б)

 

Рис. 6.6. Масштабность в архитектуре:

а – многоэтажное здание (в центре между двумя более высокими); б – то же, между более низкими

 

Масштаб в архитектуре характеризует степень расчлененности композиции, крупность ее форм как по отношению к самому зданию, так и к окружающей застройке. Здание, большое по величине, но расчлененное на мелкие элементы, воспринимается как более мелкомасштабное по сравнению с небольшим зданием, расчлененным на более крупные элементы (рис. 6.7. в, г).

 

 

Рис. 6.7. Масштаб в архитектуре:

в – малоэтажное здание с крупными членениями между многоэтажными зданиями с мелкими членениями; г – многоэтажное здание с мелкими членениями между малоэтажными зданиями с более крупными членениями

 

Тектоника в архитектуре – это средство выявления и воплощения в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия основных конструктивных элементов системы между собой, т.е. тектоника – это конструктивное строение архитектурного сооружения, выявленное и использованное в художественных целях.

Тектоника – одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы. Любой архитектурный замысел выполняется с помощью технических средств, т.е. каждое здание и сооружение становится материальной действительностью только в конструкциях. Пластически разработанная конструктивная система, воплотившаяся в архитектурные формы, называется тектонической системой.

Тектоника раскрывает единство конструкции и архитектурно-художественной формы, отражает в ней работу конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб и осязаемо выявляет прочность, устойчивость и равновесие конструкции и сооружения в целом. Знание тектоники особенно важно для инженеров-строителей, разрабатывающих конструкции зданий.

Здания и сооружения в зависимости от их конструктивных решений, выявленных во внешнем облике, могут восприниматься человеком тяжеловесными, массивными или, наоборот, легкими, воздушными и, соответственно, вызывать у человека ощущение тяжести или легкости (рис. 6.8. и 6.9.).

 

 

Рис. 6.8. Тектоника. Греческий дорический ордер. Зрительное выявление сущности работы стоечно-балочной системы.

 

 

 

Рис. 6.9. Тектоника. Динамичная форма конструктивного решения аэровокзала.

 

Кроме настоящей тектоники зданий и сооружений используют декоративную тектонику, позволяющую тяжеловесные конструктивные решения зрительно воспринимать как более легкие. Так, например, арочно-стеновые (Колизей в Риме) и стеновые (Палаццо Ручеллан в Венеции) системы кажутся менее тяжеловесными при оформлении их под стоечно-балочную ордерную систему (рис. 6.10.).

 

Рис. 6.10. Примеры декоративной тектоники:

а – Колизей в Риме; б – палаццо Ручеллан во Флоренции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.