Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа и методика






В чём специфика социологических исследований библиотечной деятельности?

Специфика определяется особенностями библиотеки как объекта исследования и особенностями тех сторон библиотечной деятельности, которые подлежат изучению в данном конкретном случае.

С точки зрения социолога, библиотека может рассматриваться в различных аспектах.

В первую очередь библиотека – это особый социальный институт, то есть – учреждение, назначение которого – обеспечивать реализацию функций, объективно необходимых для нормальной общественной жизни. В данном случае библиотека – один из институтов, обеспечивающих сбор, хранение и распространение документных источников информации, а через организацию их обращения – просвещение, образование, социализацию и всестороннее развитие членов общества.

Как любой социальный институт, библиотека располагает нужными для этого специально выделяемыми обществом и государством средствами: профессиональными кадрами, материальными ресурсами; её работа поддерживается законодательными положениями, регулируется нормами, складывающимися исторически и меняющимися с учётом конкретных условий развития общества. Работа библиотек подлежит, следовательно, формальному и неформальному социальному контролю. Важным механизмом такого контроля выступает общественное мнение – оценки различными группами населения состояния дел в данной области. Наконец, как социальный институт библиотека призвана обеспечивать устойчивость социальных отношений, способствовать сплочённости общества, реализации общегосударственных, общенациональных целей.

Вместе с тем социологический анализ библиотечной деятельности может быть осуществлён под углом зрения функционирования отдельных подсистем системы «библиотека»: библиотечного фонда, контингента пользователей, библиотечного персонала, материально-технической базы – их взаимодействия и развития. В этом аспекте на первый план выступают такие проблемы, как формирование библиотечного коллектива, его развитие от конгломерата до сплочённой и целеустремлённой организации, имеющей общие задачи, разделяющей единую систему социальных ценностей и объединённой общими интересами.

В социологической и социально-психологической теориях коллектива используются такие понятия, как морально-психологический климат, лидерство и руководство, распределение функций и ролей между членами коллектива, взаимодействие и взаимопомощь, содействие профессиональной и личностной адаптации, развитию личности и её самореализации.

Итак, специфика социологических исследований библиотечной деятельности вытекает из особенностей объекта изучения и предмета исследования, то есть тех сторон объекта, которые находятся в центре внимания исследователя данной конкретной проблемы.

Что же касается методов и методики социологического исследования в библиотеке, самой логики и последовательности действий при постановке исследовательских гипотез – эти составляющие исследования не являются специфическими. Они применяются в любом социологическом исследовании независимо от особенностей его объекта и предмета изучения.

Эмпирическое социологическое исследование опирается на некоторую фактическую базу. Фактом называют некоторое событие, явление, имеющее место в определённое время и в определённом месте. Социальные факты – это события, относящиеся к общественной жизни людей, но притом не единичные, но определённым образом сгруппированные. Это более или менее массовые явления – социально-статистические факты.

Если отдельный человек посещает библиотеку – это факт его биографии, не более. Но если множество людей систематически посещают библиотеку, то это можно считать некоторым социальным фактом.

Социальные факты имеют место, независимо от того, известны они нам, или нет. Но в рамках исследования реальные факты должны быть зафиксированы и описаны. Только после этого они входят в систему знания. Знание это будет более или менее обоснованным в зависимости от того, насколько достоверно будут зарегистрированы социальные факты и насколько обоснованно они будут сгруппированы.

Чтобы описание фактов было достаточно убедительным и надёжным, их следует регистрировать во вполне определённом, целесообразном плане и в определённой системе. Для этого и нужна программа социологического исследования.

Главное назначение программы – логическая организация всего исследования, начиная с формулировки проблемы и кончая описанием способа сбора исходных данных и способа их анализа в соответствии с выдвигаемыми гипотезами.

Исходный пункт разработки программы – проблемная ситуация. Она осознаётся тогда, когда существует некоторая значимая потребность, но нет ясности в средствах, способах и путях удовлетворения этой потребности. Именно поэтому проблемную ситуацию определяют как «знание о незнании». То есть знание о потребности, но незнание о средствах её удовлетворения.

Проблемная ситуация возникает, например, если мы осознаём необходимость повышения информационной культуры некоторой группы пользователей, или всего читательского контингента в целом, но нам не очень ясно, или совсем неясно, в чём причины недостаточной активности самих пользователей в данном направлении.

Если подобную проблему решать, что называется, в общем виде, то есть исследовать общие закономерности и причины, тормозящие повышение информационной культуры пользователей, то исследование будет носить преимущественно теоретический характер. Цель такого исследования: установить некоторую закономерность, найти общие причины, тормозящие повышение информационной культуры пользователей, определить пути содействия повышению информационной культуры и практического их вовлечения в деятельность, способствующую повышению уровня информационной культуры.

Если же мы намерены решать данную проблему в конкретной библиотеке и с конкретными читательскими группами, притом с имеющимися у нас средствами, информационными ресурсами и персоналом, то исследование приобретает характер прикладного. Его цель – разработка конкретных мероприятий, плана действий, модели, целевой комплексной программы применительно к данной конкретной ситуации для решения жестко поставленной практической задачи.

В зависимости от существа проблемы, её уровня (общесоциального, регионального, местного) и в зависимости от уровня знания о способах решения данной проблемы (о средствах удовлетворения той или иной общественной потребности) социологические исследования, в том числе и библиотечные, подразделяются на два типа: преимущественно теоретически ориентированные и преимущественно практически ориентированные.

На самом деле и та, и другая проблемы имеют практическую направленность. Но в первом случае цель исследования – поиск типичного решения «алгоритма», который может быть применён к различным конкретным ситуациям, с учётом их специфики. Во втором – речь идёт о поиске конкретного решения практической проблемы в данной конкретной ситуации. Не исключено, что данное решение может быть полезно и для других ситуаций, но тогда нужно дополнительно выяснить, насколько найденное решение является общим, универсальным. В зависимости от Характера исследования, логика и последовательность разработки программы будут различными, как это показано в таблице 1.

Таблица 1. Последовательность постановки и решения задач в зависимости от цели исследования

 

Последователь- ность поста- новки задач Цель исследования
Теоретико-прикладное Исследование Преимущественно практически-прикладное исследование
    Уяснение проблемной ситуации, анализ литературы по предмету. Локализация проблемы на конкретных объектах, процессах.     Уяснение проблемной ситуации, анализ литературы, практического опыта для нахождения типового способа решения проблемы в данных условиях на данном объекте.
  2.   Выявление обстоятельств, сопутствующих проблеме и факторов, которые её «создают». Разработка теоретической концепции исследования.   Сбор фактических данных на объекте исследования с использованием уже апробированных методик, или специально создаваемых для того, чтобы определить способы типового решения проблемы к данному конкретному случаю.  
  3.   Конструирование методик исследования, их апробирование (пилотаж) и последующий сбор массовых данных на выделенных объектах     Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путём обсуждение со специалистами, практиками и, в конечном счёте, путём эксперимента
  4.   Детальный анализ полученных данных соответственно гипотезам, сформулированным в рамках теоретической концепции; определение принципиальных путей решения проблемы и возможных практических приложений на конкретных объектах.   Анализ итогов социального эксперимента, коррекция предлагаемых нововведений, оценка достигнутого эффекта; разработка плана практических действий на перспективу.

Итак, если проблема состоит в разрешении некоторого социального противоречия, например, противоречие между объективной необходимостью повышения информационной культуры пользователей и низкой активностью этих пользователей в плане приобретения новых знаний, умений, навыков, необходимых для повышения информационной культуры, то это противоречие сосредоточено в некоторых социальных обстоятельствах жизнедеятельности пользователей. Те группы пользователей и обстоятельства их образа жизни, для которых создающее проблему противоречие особенно существенно, образуют объект исследования.

Объектом называют то, на что направлено внимание исследователя. Это может быть группа пользователей, весь читательский контингент библиотеки, население обслуживаемого региона. Объектом может выступать библиотека, если речь идёт о совершенствовании её деятельности, а создающее проблему противоречие заключается в неполном соответствии форм и методов её работы интересам и запросам пользователей. Объектом исследования могут быть и отдельные направления деятельности, формы работы, например – массовая работа библиотеки, если проблема состоит в совершенствовании деятельности, в устранении препятствий, мешающих развитию. Объектом может быть и коллектив библиотеки, если проблема состоит в несоответствии уровня подготовки, морально-психологического климата, характера управления современным требованиям.

Однако исследованию подлежат не все стороны объекта. Для специального изучения выделяют тот или иной предмет, то есть определённую сторону, определённые связи и обстоятельства в рамках объекта исследования.

Например, если проблема заключается в поиске наилучших форм и методов работы применительно к особенностям данной читательской группы, то объектом будет группа, выделенная из всего читательского контингента, а предметом те стороны объекта (группы), которые содержат противоречие создающее проблему – несоответствие используемых форм работы интересам и запросам группы, уровню подготовки и т.д. Предметом как раз и будут интересы и запросы, уровень подготовки, потребности изучаемой группы.

Изучив интересы и запросы группы, определив уровень её подготовки, выяснив её отношение к уже существующим формам работы, потребности в их совершенствовании, пожелания о направлениях этого совершенствования, мы придём, в конце концов, к ответу на вопрос: «Что же нам делать дальше и от чего следует отказаться?».

Поскольку цели исследования достичь одним броском нам не удастся, мы определяем шаги в направлении цели: исследовательские задачи. Они должны быть конкретны, расположены в логической последовательности, а главное – достижимы, выполнимы здесь и сейчас.

В любом исследовании важна его концепция. В теоретико-прикладном – теоретическая. В прикладном – практически преобразовательная.

Общая концепция исследования состоит из следующих главных элементов:

– уточнение и интерпретация основных понятий, в которых будут описываться факты, исходные данные. Эти понятия прямо соотносятся с предметом и объектом изучения, например, «информационная культура», «читательская активность», «потребность», «интерес»;

– формулировка гипотез – предположений относительно причин и обстоятельств, создающих проблему и в отношении возможных путей её разрешения;

– системный анализ объекта исследования, создающий целостное представление о нём, выделение таких его сторон, связей, аспектов, которые наиболее существенны для реализации цели исследования. Сюда входит и выявление условий, факторов, которые могут влиять на изучаемый процесс, но не будут нами тщательно изучаться;

– предварительная оценка имеющихся материальных и организационных ресурсов для решения поставленных задач, а также доступных средств манипулирования этими ресурсами. Необходимо иметь ясное представление о том, кто и что может поспособствовать, или помешать проведению исследования, с кем нужно вступать в контакт, с кем взаимодействовать на какой уровень руководства выходить для решения проблем организации исследования.

При уточнении и интерпретации понятий необходимо помнить, что в процессе исследования нам предстоит регистрировать не само абстрактное понятие, а его проявление.

Значит, нужно это понятие проанализировать сначала семантически, то есть по его содержанию и смыслу, а затем перевести смысл понятия на язык внешне наблюдаемых и проверяемых признаков, показателей.

Например, «Читательская активность» проявляется в: частоте посещения библиотеки, количестве прочитанных книг, наличии домашней библиотеки, участии в обсуждении прочитанного, посещении массовых мероприятий и других наблюдаемых и проверяемых действий, признаков и т.д.

Понятие «отношение к библиотеке» опять же имеет конкретное проявление в: действиях (посещает, не посещает, обращается за советом, или нет, бережно относится к фонду, или – наоборот, вежливо себя ведёт, или хамит библиотекарю и т.д.); суждениях (одобряет, порицает, хвалит, ругает, соглашается, отрицает); эмоциях (радуется, огорчается, возмущается, поддерживает и т.д.).

Регистрируя различные признаки и систематизируя их, мы получим некоторый показатель, характеризующий уровень читательской активности и отношение читателя к библиотеке.

Мы можем тогда дифференцировать читателей по уровню активности, или отношению к библиотеке, на основании наличия и интенсивности выделенных нами признаков.

Формулирование рабочих гипотез подчиняется следующим правилам:

1. В исследовании выдвигается небольшое число ведущих гипотез и может быть множество дополнительных, вторичных предположений, развёртываемых по ходу анализа данных;

2. Каждая из основных гипотез, отвечающих цели исследования, должна быть развёрнута в ряд вытекающих из неё гипотез-следствий, то есть предположений менее общего характера, поддающихся проверке по фактическим материалам исследования.

Общую гипотезу называют гипотезой-основанием, а логически вытекающие из неё предположения – гипотезой-следствием.

Например, гипотеза-основание: «Ожидается, что интерес к массовым и камерным библиотечным мероприятиям зависит от уровня общеобразовательной подготовки аудитории».

Гипотезы-следствия:

· Состав актуальной аудитории массовых и камерных мероприятий будет различаться по уровню общеобразовательной подготовки:

· Регулярность обращения к массовым и камерным формам будет различна в зависимости от общеобразовательного уровня участников этих мероприятий

· Удовлетворенность содержанием массовых и камерных форм будет различна для лиц, имеющих разные уровни подготовки;

· При опросе потенциальной аудитории готовность принять участие в том или ином виде мероприятия будет зависеть от уровня общеобразовательной подготовки.

Таким образом, формулировка гипотез задаёт тон нашему исследованию, определяет характер вопросов и варианты ответов, а также выбор методов сбора эмпирического материала.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.