Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карта обеспеченности дисциплины литературой 3 страница






Большую группу субъектов инвестиционной деятельности составляют так называемые институциональные инвесторы, страховые компании, инвестиционные компании и фонды, негосударственные НПФ и др.

 

2.Сущность и содержание инвестиционной деятельности

Инвестиционный проект - совокупность намерений и практических действий по осуществлению инвестиционных вложений, по обеспечению заданных конкретных финансово-экономических, производственных и социальных результатов.

В зависимости от направлений инвестиций и целей их реализации инвестиционные проекты делятся на

* производственные,

* научно-технические,

* коммерческие,

* финансовые,

* экономические,

* социально-экономические.

Основными направлениями инвестиционной политики предприятия являются:

1. Инвестиции, обеспечивающие повышение эффективности деятельности предприятия

2. Инвестиции в расширение производства.

3. Инвестиции в создание новых производств.

4. Инвестиции в соответствии с требованиями государственных органов управления

Осуществление во взаимосвязи мер, с организационно–технологическим обеспечением реализации проекта есть инвестиционный процесс.

Создание и реализация инвестиционного проекта включают в себя следующие этапы:

- формирование инвестиционного замысла (идеи);

- предпроектное исследование инвестиционных возможностей;

- ТЭО проекта;

- приобретение или аренда и отвод земельного участка;

- подготовка проектной документации;

- осуществление строительно-монтажных работ;

- эксплуатация объекта, мониторинг технико-экономических показателей.

Инвестиции предприятия могут охватить как полный научно-технический цикл создания товаров, так и его элементы (стадии): научные исследования, проектно-конструкторские работы, реконструкцию и расширение действующего производства, создание нового производства, организацию реализации товаров и др.

 

3.Инновационная деятельность предприятия

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

Научно-технический потенциал предприятия характеризует способность предприятия к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.

В зависимости от размеров производства, ресурсов, характера продукта, традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли и ряда других факторов предприятие может осуществлять следующие виды инновационной деятельности:

1.полный инновационный цикл: фундаментальные исследования – поисковые исследования – прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

2.поисковые исследования – прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

3. прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

4.ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

5.только промышленное освоение;

6.только производство.

Таким образом, инновационная деятельность – представляет собой результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение (идея) приобретает экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.

Инновационный проект охватывает жизненный цикл новшества от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукции или исполнения технологического процесса.

Совокупность инновационных продуктов и процессов юридических и физических лиц, продающих и/или приобретающих научно-техническую наукоемкую продукцию, образуют рынок инноваций.

Каждое предприятие развивает свою инновационную стратегию. Существует несколько видов инновационных стратегий:

1. наступательная стратегия

2. оборонительная стратегия

3. лицензирование (поглощающая стратегия)

4. промежуточная стратегия

5. создание нового рынка

6. «Разбойничья» стратегия

7. привлечение специалистов

8. приобретение компаний

 

4. Формы и механизмы финансирования инвестиционных проектов

Основными формами финансирования инновационных проектов реального инвестирования являются: акционерное, государственное, смешанное финансирование, государственные внешние заимствования, банковские кредиты, лизинг.

Акционерное финансирование представляет собой форму получения необходимых денежных средств или других инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционных проектов путем выпуска и продажи предприятиями и организациями – инвесторами ценных бумаг, акций и облигаций.

Государственное финансирование осуществляется в рамках государственных и территориально-местных инвестиций предприятиям по созданию, развитию и поддержке государственных предприятий.

Государственные внешние заимствования производится в связи с недостатками собственных средств для реализации инвестиционных проектов, а также для реализации крупных проектов на приоритетных направлениях развития национальной экономики.

Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. И могут считаться прямыми, если инвестор владеет не меньше чем 25 % акций (паем) в уставной капитал или контрольным пакетом.

Портфельные инвестиции – капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними; в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных финансовых институтов.

Проектное финансирование является разновидностью долгосрочного долгового финансирования (используется в добывающей и перерабатывающей отраслях промышленности).

Под лизингом понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определённую плату, на определённый срок и на условиях, обусловленных этим договором, с правом его выкупа.

Субъектами лизинга выступают лизингополучатель и лизингодатель, а также продавец (поставщик) предмета лизинга.

По форме различают лизинг финансовый, возвратный и оперативный.

 

Лекция 19, 20. Издержки производства и реализации продукции

1. Сущность издержек производства и себестоимость продукции

2. Классификация затрат на производство продукции

3. Зарубежный опыт определения издержек производства

4. Пути снижения затрат на производство и реализацию продукции

 

1. Сущность издержек производства и себестоимость продукции

Под издержками понимается совокупность затрат предприятия, необходимых для осуществления производственной и сбытовой деятельности. Соответственно, затраты предприятия в процессе производства представляют собой издержки производства, а сбытовые, снабженческие, торгово-посреднические затраты – издержки обращения.

В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Существуют различные возможности классификации издержек:

1. С точки зрения вида отнесения издержек можно выделить:

- издержки за период: год, квартал и т.д.;

- издержки на единицу продукции: шт, кг, км и т.д.

2. Соответственно функциональным областям деятельности предприятия различают:

- логистические издержки,

- производственные издержки,

- маркетинговые, сбытовые, управленческие, конструкторско-технологические и прочие издержки.

Различают плановую и фактическую (отчетную) себестоимость. Себестоимость продукции – представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции не только важнейшая экономическая категория, но и качественный показатель, т.к. характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Различают следующие виды себестоимости: цеховую, производственную и полную.

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Различают также понятия валового дохода и валовой прибыли.

Валовой доход это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия, фирмы, исчисляемый путем исключения из валовой выручки и результатов внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех затрат производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда.

Чистая прибыль – это часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов.

 

2. Классификация затрат на производство продукции

Для расчета себестоимости всего объема производства и анализа структуры издержке все затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием по экономическим элементам:

- материальные затраты (сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо и энергия, приобретаемая со стороны);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов используется для исчисления себестоимости единицы продукции (работ).

В промышленности применяются следующие типовые статьи калькуляции:

- сырье и материалы;

- топливо и энергия на технологические цели;

- основная заработная плата производственных рабочих;

- дополнительная заработная плата производственных рабочих;

- отчисления на социальное страхование;

- расходы на подготовку и освоение производства;

- расходы на эксплуатацию и содержание оборудования;

- цеховые расходы;

- общезаводские расходы;

- потери от брака;

- прочие производственные расходы;

- внепроизводственные расходы.

При группировке по статьям калькуляции в составе себестоимости затраты могут классифицироваться:

- на простые и комплексные;

- основные и накладные;

- прямые и косвенные;

- постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).

3. Зарубежный опыт определения издержек производства

В развитых странах последние 35—40 лет широко используется метод отчисления затрат на производство продукции по ограниченной, сокращенной номенклатуре калькуляционных статей.

Совершенно обоснованно считается, что постоянные расходы слабо связаны с издержками производства отдельных видов продукции.

В соответствии с этим широко принято подразделение издержек производства предприятия (фирмы) на постоянные, переменные, валовые и предельные.

К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции. Между остаточными и стартовыми издержками не существует четкого разграничения. На решение вопроса о том, к какой группе постоянных издержек относить те или иные расходы, влияет срок, на который приостановлены производство и Y реализация продукции.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия.

Различаются также предельные издержки. Дело в том, что на предприятиях нередко возникает вопрос о необходимости расширения или сокращения производства продукции. При этом следует решить, насколько оправданным может быть то или иное расширение ими сокращение производства. Под предельными издержками понимается средняя величина издержек прироста или издержек сокращения на единицу продукции, возникших как следствие изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу продукции.

 

3. Пути снижения затрат на производство и реализацию продукции

Под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости.

К внешним факторам относятся:

- изменение цен на материалы, полуфабрикаты, инструмент, топливо и прочее;

- изменение установленных размеров минимальной заработной платы, а также обязательных взносов, отчислений;

- изменение тарифов на перевозку грузов, топлива и т.д.

Основными внутренними факторами являются:

- повышение производительности труда;

- уменьшение трудоемкости изготовления продукции;

- снижение материалоемкости выпускаемой продукции, повышение коэффициента использования металла;

- уменьшение объема и улучшение использования отходов производства;

- унификация машин, узлов и деталей;

- устранение потерь от брака и т.д.

 

Лекция 21, 22. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия

1. Стратегическое планирование и маркетинговый подход

2. Методологические основы планирования. Внутрипроизводственное планирование.

3. Производственная мощность предприятия и факторы, ее определяющие

 

1. Стратегическое планирование и маркетинговый подход

По срокам планирования деятельности предприятия различают следующие виды планирования:

4. стратегическое

5. перспективное

6. текущее

7. оперативно- производственное

Стратегическое планирование - управляющий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями.

Таким образом, стратегический план - это развернутая рыночная целевая программа предприятия на перспективу с момента утверждения стратегический план становится основной для разработки других планов предприятия.

Показатели стратегического плана:

1. объем продаж

2. темпы роста объема продаж

3. размер прибыли

4. норма прибыли на вложенный капитал

5. рентабельность продаж

6. доля на рынке.

 

2.Методологические основы планирования. Внутрипроизводственное планирование

При планировании применяются два основных метода планирования:

1. балансовый

2. нормативный

Основные принципы планирования:

1. гибкость

2. оперативность

3. точность

4. научность

5. участие

Перспективное планирование - технико-экономическое планирование хозяйственной деятельности предприятия, задачи которого конкретизация стратегического плана.

Перспективный план предприятия состоит из следующих разделов:

1. план производства

2. план технического развития и организации производства

3. капитальное строительство

4. план закупок либо материально-технического снабжения

5. план по труду и кадрам

6. план по себестоимости прибыли и рентабельности производства

7. финансовый план либо бюджет

8. охрана окружающей среды.

Текущее планирование предусматривает расчет годового плана предприятия.

Годовой план экономического и социального развития предприятия является уточнением количественных и качественных показателей годовой программы производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Оперативно-производственное планирование является завершающим этапом планирования на производственном предприятии. Оно конкретизирует и детализирует производственную программу. Обеспечивает своевременное доведение до подразделений плановых заданий, а также выполняет координирующую функцию, обеспечивая слаженную работу всех подразделений предприятия.

 

3.Производственная мощность предприятия и факторы, ее определяющие

Производственная программа – это план производственных подразделений предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам производства продукции. По своим основным параметрам – количественным и качественным – производственная программа имеет техническое ограничение, т.е. определенные рамки. Таким техническим ограничением является производственная мощность предприятия.

Производственная мощность предприятия, цеха, участка – это расчетный максимально возможный выпуск продукции в единицу времени (год, квартал) при наиболее полном использовании производственного оборудования и площадей по прогрессивным нормам, передовой технологии и организации.

Различают входную, выходную, проектную и среднегодовую производственную мощность.

Под входной мощностью понимают производственную мощность предприятия, цеха, участка на 1 января текущего года или на конкретную дату предшествующего периода.

По предприятиям, цехам, участкам, мощности которых введены в действие, но не освоены, за производственную мощность принимается введенная в действие проектная мощность.

В общем виде производственная мощность предприятия определяется в расчете на период (год) по мощности ведущих цехов или ведущих участков, агрегатов и установок основного производства с учетом проведения мероприятий по ликвидации узких мест и возможностей развития кооперации и специализации.

 

Лекция 23, 24, 25. Обеспечение конкурентоспособности продукции

1. Конкурентоспособность продукции: понятие, необходимость ее повышения

2. Качество продукции: понятие, показатели и пути повышения её уровня

3. Стандартизация и сертификация продукции

 

1. Конкурентоспособность продукции: понятие, необходимость ее повышения

Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое.

Уровень качества продукции — относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство и безопасность использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей.

Оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

Технический уровень продукции — относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями.

Под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, вычисление значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Под конкурентоспособностью товара признается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности. Известно несколько способов определения конкурентоспособности.

 

2. Качество продукции: понятие, показатели и пути повышения её уровня

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее значением.

Согласно международному стандарту ИСО 8402-86 качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория она тесно связана с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования.

Качество продукции как экономическая категория выполняет следующие функции:

- наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей продукции;

- является важнейшим свойством (признанием) любого товара или услуги, без которых они таковыми не являются

- характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности;

- качество продукции является основой для оплаты труда работников, формирования себестоимости и цены продукции.

Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий любой формы собственности.

Уровень качества продукции вычисляется на основе системы показателей ее качества.

Под определением показателя качества продукции подразумевается нахождение его численного значения. На практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:

- измерительный метод

- регистрационный метод

- вычислительный метод

- органолептический метод

- социологический метод

- экспертный метод.

На практике для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает обобщающие и единичные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К ним относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.

Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.

Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

 

3. Стандартизация и сертификация продукции

Стандартизация и сертификация – основа для выпуска в стране высококачественной продукции.

Стандартизация – это установление правил и их применение с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандарты базируется на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу.

Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденным органом, в котором могут устанавливаться для всеобщего и однократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

- Государственные стандарты

- Отраслевые стандарты

- Технические условия

- Стандарты предприятия и объединения

- Стандарты научно- технических и инженерных обществ.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

- Стандарты основополагающие

- Стандарты на продукцию,

- Стандарты на процессы;

- Стандарты на методы контроля.

В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на: национальные, региональные, международные.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливается характеристики продукции, правила осуществления и характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства хранения, выполнение работ или оказания услуг. Стандарт также может содержат требования к терминологии, символики и правила их нанесения.

Сертификация -деятельность по подтверждению в соответствия продукции установленным требования.

Система сертификации - совокупность участников сертификации осуществляющих сертификацию по всем правилам, установленным в этой системе.

Сертификат – документ удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция соответствующая всем требованиям стандарта.

 

 

Лекция 26, 27, 28. Прибыль и рентабельность производства

1. Прибыль предприятия: сущность, виды и методы планирования

2. Рентабельность производства: сущность и виды

3. Пути повышения рентабельности предприятия

 

1. Прибыль предприятия: сущность, виды и методы планирования

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятия и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль от реализации товарной продукции (Пр) является финансовым результатом реализации продукции и определяется как разность между стоимостью реализуемой продукции и ее полной себестоимостью по формуле:

 

ПР = Qi х (Цi – Сi), где

 

Qi – объем реализуемой продукции i – го вида в натуральных показателях

Цi – оптовая цена предприятия единицы продукции (за вычетом НДС и акцизов)

Сi – полная себестоимость единицы продукции i – вида, тенге

n – число видов продукции.

Балансовая (валовая) прибыль. Налоговыми органами термин «балансовая прибыль» заменен термином «прибыль отчетного периода».

В балансовую (валовую) прибыль помимо прибыли от реализации товарной продукции включаются результаты (доходы и убытки) от прочей деятельности предприятий (прочей реализации и внереализационных операций)

Прибыль от прочей реализации включает:

* прибыль (убыток) от реализации изделий, работ (услуг) подсобных и обслуживающих производств, состоящих на балансе основной деятельности предприятий;

* прибыль от реализации покупных ТМЦ

В прибыль от внереализационных операций включаются дополнительные доходы (расходы) предприятий, не связанные непосредственно с производством и реализацией продукции. Из них в плановую прибыль (убытки от эксплуатации ЖПХ, безнадежные долги, полученные штрафы, пени и др.)

Балансовая (валовая) прибыль служит для налогооблагаемой прибыли.

Чистая прибыль – это часть прибыли, которая остается у предприятия. Она рассчитывается на основе балансовой (валовой) прибыли за вычетом всех налогов и обязательных платежей.

2. Рентабельность производства: сущность и виды

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чистой прибыли) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.

Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности предприятия.

Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала) и рентабельности реализации.

Рост показателей в динамике представляет собой положительную тенденцию и характеризует повышение эффективности функционирования предприятия.

 

3.Пути повышения рентабельности предприятия

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли:

* увеличение выпуска продукции;

* улучшение качества продукции;

* продажа излишнего оборудования или сдача в аренду;

* снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов и т.п.

* диверсификация производства;

* расширение рынка продаж и др.

Увеличить прибыль от реализации можно за счет увеличения цены реализации, но это в условиях рынка может привести к снижению конкурентоспособности продукции.

Поэтому в современных условиях при определении цены продукции, необходимо ориентироваться на спрос и объем продаж, а не на затраты предприятия.

К основным путям повышения рентабельности предприятия относятся:

* снижение затрат на производство и реализацию продукции;

* наращивание объема производства продукции;

* рост цен на продукции в результате улучшения ее качества;

* улучшение использования производственных фондов;

* совершенствование структуры и источников его формирования;

* уровня организации производства и управления и др.

 

 

Лекция 29, 30. Финансы предприятий

1. Понятие и функции финансов предприятия

2. Ликвидность и платежеспособность предприятия

1. Понятие и функции финансов предприятия

На финансовое состояние предприятия влияют многочисленные факторы: положение предприятия на товарном рынке; способность выпускать конкурентоспособную продукцию; потенциал предприятия в деловом сотрудничестве; степень зависимости предприятия от внешних кредиторов; наличие неплатежеспособных дебиторов и др. Кроме того, финансовое положение предприятия и перспективы его изменения могут находиться под влиянием факторов нефинансового характера, таких, как политические и общеэкономические изменения, смена форм собственности и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.