Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль эмоций и чувств в динамической регуляции поведения человека.






Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Они выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
Человек может переживать целый комплекс эмоций, обусловленных и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия. Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения. Доминирование в мотивациооной сфере личности подобных эмоций по разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с учётом и других факторов, веротятность совершения насильственных действий.
Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции – это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях. Эмоции позволяют оценить потребность и быстро выработать приспособительную программу поведения.
Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.
Особенностью эмоций является их интегрированность – возникая при
соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь ор-
ганизм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный
стереотипный поведенческий акт. Т. о. эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека – высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

 

70. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.
Основным объектом данного вида СПЭ являются люди, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водителями автомобилей, железнодорожных составов, летчиками, операторами энергетических установок и т. д., по вине или при участии которых произошли какие-либо происшествия (аварии, поломка техники и т. п.), а у следователя или суда возникают при этом сомнения в психофизиологических возможностях, которые обеспечивают выполнение ими функций управления техникой.
В роли экспертов по данному виду СПЭ выступают специалисты в области психологии труда и инженерной психологии.
В настоящее время СПЭ применяют при расследовании происшествий на всех видах транспорта: железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском, хотя, безусловно, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП). СПЭ направлена здесь на установление момента, когда водитель, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, имел техническую возможность предотвратить данное дорожно-транспортное происшествие. Поэтому объектом СПЭ могут быть не только водители, но и потерпевшие и свидетели-очевидцы.

 

71. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачи.

Судебно-психологнческая экспертиза является разновидностью источника доказательств по уголовному делу. В соответствии с законом эксперт дает заключение на основании произведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями и несет за данное им заключение личную ответственность.

Судсбно-психологическая экспертиза проводится в тех случаях, когда необходимо исследовать какие-то психическое проявления личности, не выходящие за пределы нормы, одним словом, исследовать такие отклонения, которые не носят патологического характера. Эксперт-психолог вправе отказаться от проведения экспертизы, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответствуют его профессиональной специализации.

Вопрос 40. Задачи и методы судебно-психологической экспертизы

Задачей судебно-психологической экспертизы является научно обоснованная диагностика непатологических психических аномалий индивида.

Методом экспертизы является метод текстов, которые должны быть пригодными (валидными) и высоконадежными.

Наиболее распространенными являются следующие тесты:

оценка интеллекта, при помощи которых выявляется степень интеллекта и умения им пользоваться у испытуемого;

личностный опросник, который выявляет психосоматические и неврологические нарушения, а также психопатические типы поведения испытуемого;

метод беседы.

Заключение судебно-психологической экспертизы, как и любое заключение, состоит из:

вводной части, где указывается место и время составления заключения, сведения об эксперте, процессуальное основание назначения экспертизы;

исследовательской части, которая носит описательный характер;

заключительной части, дающей ответы на поставленные следствием вопросы,

которые и являются выводами эксперта.

При вознихговении достаточных оснований следователь может назначить повторную или дополнительную судебио-психологическую экспертизу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.