Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №63. Госбюджет, его структура и функции






ГОСБЮДЖЕТ представляет собой централизован­ный денежный фонд государства, образуемый для мате­риального обеспечения государственных функций.

Бюджет как сводный финансовый план государства рас­сматривается законодательным органом страны и после его утверждения принимает силу юридического закона.

Бюджетное устройство, под которым понимаются ор­ганизация и принципы построения бюджетной системы, определяется государственным устройством. В унитарном (едином) государстве бюджетная система состоит из двух звеньев: госбюджета и бюджетов местных органов власти. В федеративном государстве бюджетная система включает еще одно промежуточное звено - бюджеты членов федерации.

Госбюджет как сводный финансовый план государства состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и рас­ходной. В доходной части показываются источники посту­пления средств в бюджет, в расходной - направление их использования.

Основными доходными статьями госбюджета являются: акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо; доходы от внешнеэконо­мической деятельности; плата за землю; доходы от разме­щения Государственного займа и другие поступления. Рас-

ходы бюджета группируются в несколько крупных расход­ных статей: расходы на финансирование общественного хозяйства; финансирование социально-культурных учре­ждений и мероприятий; содержание органов государственной власти и управления; расходы на оборону; прочие расходы.

Расходы бюджета носят целевой и безвозвратный ха­рактер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое использование называется бюджетным финансированием.

Совокупность государственного бюджета и соответст­вующих ему организаций и учреждений составляет бюд­жетную систему страны. Структура бюджетной системы страны зависит, прежде всего, от ее государственного уст­ройства. Государства с унитарным устройством имеют двух­уровневую структуру — государственный и местные бюд­жеты. В федеративных государствах она трехуровневая: го­сударственный, региональные (субъектов федерации или штатов) и местные бюджеты.

Вопрос №64. НАЛОГИ — это обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе го­сударственного законодательства. Они выражают обязан­ность юридических и физических лиц участвовать в фор­мировании финансовых ресурсов государства. Налоги классифицируют:

а) по способу их взимания: прямые и косвенные.

ПРЯМЫЕ налоги взимаются непосредственно с дохо­да или имущества налогоплательщика. КОСВЕННЫЕ -устанавливаются на товары массового потребления и ус­луги и включаются в цену товара и тарифы за услуги. Сре­ди косвенных налогов широкое распространение во мно­гих странах получили акцизы. АКЦИЗ (от лат. accidere -обрезать) — это налог, включаемый в цену товара или тариф на услуги и оплачиваемый покупателем при покуп­ке товара (услуги);

б) в зависимости от направления использования: общие и специфические.

ОБЩИЕ налоги используются на финансирование те­кущих и капитальных расходов государственного и мест­ных бюджетов без закрепления за каким-либо определен­ным видом расходов. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ налоги имеют целевое назначение.ф-ции:

1)фискальная2)регулирующая3)социальная4)контроля

 

 

65) Совокупность налогов, методы и принципы их построения образуют НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ.

В основу построения налоговой системы Республики Беларусь положены принципы налогообложения, вырабо­танные налоговой практикой других стран. К ним относят­ся: однократность обложения; оптимальное сочетание пря­мых и косвенных налогов: четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны: обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней; стабильность ставок налога в течение довольно: игольного периода и простота исчисления платежа.

Налоговое законодательство Республики Беларусь вклю­чает в себя: Налоговый Кодекс; Декреты, Указы и распоря­жения Президента РБ; Постановления Правительства РБ\ Нормативные правовые акты республиканских органов госу­дарственного управления, органов местного управления и са­моуправления.

Законодательные акты государства устанавливают кон­кретные методы построения и взимания налогов, т.е. оп­ределяют конкретные элементы налогов. К последним от­носят:

а) субъект налога — это лицо, которое по закону долж­но платить налог;

б) носитель налога — это лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - это доход или имущество, с которо­го начисляется налог;

г) ставка налога — это величина налоговых начисле­ний на единицу объекта налога.

 

65) Фискальная политика — правительственные меры по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности. Фискальная политика складывается из «дискреционной» фискальной политики и «автоматической». Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию, экономический рост. Дискреционная фискальная политика в разных фазах экономического цикла использует различные инструменты. Например, в период спада стимулирующая дискреционная политика складывается из следующих элементов: роста государственных расходов и снижения налогов, т. е. сочетания одновременного роста бюджетных расходов и сокращения реального объема государственных расходов. Данный вариант дискреционной фискальной политики способствует сокращению падения производства при дефицитном финансировании

 

66) Фискальная политика — правительственные меры по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности.Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при пере-

греве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных(автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Вопрос №52. Бюджетный дефицит и государственный долг Под ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА понимают превы­шение его расходной части над доходной. При превыше­нии доходов бюджета над его расходами, образуется ПРО­ФИЦИТ БЮДЖЕТА.

Различают активный и пассивный бюджетные дефици­ты. Активный бюджетный дефицит происходит в результа­те сознательных действий правительства по увеличению расходов бюджета. Если же дефицит бюджета вызван со­кращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности национальной экономи­ки, его называют пассивным.

Причинами образования дефицита бюджета могут быть:

— рост государственных расходов в связи со структур­ной перестройкой экономики и увеличением государст­венных инвестиций;

— чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обыч­ных резервов и приходится прибегать к источникам осо­бого рода;

I— кризисные явления в экономике, се развал, неспо­собность правительства держать пол контролем финансо­вую ситуацию в стране.

Для покрытия дефицита бюджета государство может использовать как внутренние, так и внешние источники. Это:

а) продажа государственных долговых обязательств (займов);

б) займы правительства в Центральном (Националь­ном) банке;

в) внешние займы;

г) эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных де­нег в обращение.

Для того, чтобы дефицит бюджета не был разруши­тельным для национального хозяйства, он не должен пре­вышать определенный уровень. Этот предел определяют:

а) по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП);

б) по отношению к национальному доходу (НД);

в) по отношению к расходам на текущий год.

Как показывает мировая практика, для поддержания стабильной рыночной экономики бюджетный дефицит сле­дует ограничивать 2-3 % к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расход­ной части бюджета.

Заимствуя денежные средства у юридических и физи­ческих лиц (в том числе иностранных) для покрытия де­фицита госбюджета, государство формирует государствен­ный долг. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - это сумма за­долженности внешним и внутренним кредиторам. Его под­разделяют на внешний и внутренний.

Внешний государственный долг — это суммарные де­нежные обязательства страны, выраженные денежной сум­мой, подлежащей возврату внешним кредиторам на опре­делённую дату.

Внутренний долг — это внутренняя задолженность госу­дарства предприятиям и населению, образовавшаяся в свя­зи с привлечением их средств для выполнения государст­венных программ и заказов, выпуском в обращение бу­мажных денег, государственных облигаций и других госу­дарственных ценных бумаг.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.