Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Квотирование, лицензирование, валютное регулирование экспорта и импорта как защитные меры






Оптимальная структура внешнеэкономических связей формируется и поддерживается методами государственного регулирования, поскольку рыночный механизм не защищает от появления той или иной монополии.

Государство призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры по обеспечению сбалансированности экспорта и импорта, привлечению иностранных инвестиций, регулировать операции с иностранными валютами и решать другие важные проблемы ВЭС.

 

 

40. Прогнозирование и планирование устойчивого развития регионов, повышения их конкурентоспособности: цель, задачи, приоритеты на 2011-2015 годы, показатели, методы на основе применения показателя валового регионального продукта (ВРП).

Прогнозирование социально-экономического развития регионов регион – это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Причем регион не обязательно должен совпадать с границами субъектов государства, иногда он может входить в их состав или быть расположенным на территории нескольких.

В экономической литературе выделяют следующие группы регионов:

1. Регионы мира. Они определяются по географическому признаку (например, Европа, Азия и т.д.) и экономическому (союзы или другие формы сотрудничества государств, на расположенных на одном или нескольких континентах мира, например Европейский Союз).

2. Части поверхности земного шара, континента или государства, выделяемые по климатическим или рельефно-ландшафтным признакам (например, восток, запад, юг, север; количество болот (малое, большое), рек, наличие океана; равнинная или горная местность и т.д

3. Административно-территориальные единицы государства (например, область, округ, воеводство, графство, губерния и т.д.).

4. Регионы, выделяемые исходя из степени развития производительных сил (например, с наиболее развитой легкой или тяжелой промышленностью и т.д

5. Регионы, выделяемые с учетом социально-демографической ситуации, например, с преобладанием молодежи или пожилых жителей, с более высоким индексом развития человеческого потенциала, с более развитой сетью объектов социальной инфраструктуры.

6. Регионы, выделяемые с учетом особых, как правило, менее благоприятных условий проживания и производственно-хозяйственной деятельности. Причинами такой ситуации могут выступать природно-климатические факторы (например, ураган, смерчи, наводнение, засуха и т.д.) и факторы техногенного воздействия (крупноочаговые пожары, аварии на промышленных объектах и т.д.).

7. Специальные административно-экономические формирования, направлены на более эффективную деятельность народного хозяйства страны и отдельного региона. Чаще всего в качестве таких образований выступают свободные экономические зоны (СЭЗ).

В отечественной практике применяют комплексный подход, который характеризует регионы как:

- фиксированная площадь со своей специализацией, структурой производства, ресурсным обеспечением (материальные, трудовые, природные и др.), внешними и внутренними связями, местными органами управления, обеспечивающими развитие региона;

- часть территории с особыми условиями проживания и производственно- хозяйственной деятельности.

Региональная политика - это политика, проводимая органами государственного управления по отношению к регионам, направленная на регулирование, поддержание и достижение баланса общегосударственных и региональных интересов; сохранение целостности и единства государства; сокращение региональных различий в условиях социально-экономического развития, уровня жизни населения, создание равных условий для граждан республики независимо от места проживания (возможность получения образования, выбор профессии и т.д.).

Субъект ами региональной политики являются институциональные единицы (центральные и региональные органы власти, межгосударственные организации, международные сообщества и др.)

Объекты региональной политики:

· регион по административно-территориальному признаку;

· специальные регионы (зоны радиоактивного загрязнения, экологических бедствий и т.д.).

Функционирование и развитие регионов предполагает создание приемлемых условий для проживания, физического и духовного развития населения, реализацию личных способностей и устремлений. Для этого возводится производственные и жилые объекты, расширяется обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры (учреждения здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма и др.), без которых формирование и использование трудовых ресурсов будет затруднено или вообще невозможно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.