Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект урока

Выполнил: Липчанский Андрей, ФЛ-РЛБ-33

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 5 класс.

Тема урока: «Согласные звонкие и глухие».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Обучающие: систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков; дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости; формировать умение различать их; составление транскрипции слов; расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.

Развивающие: создать условия для усвоения темы, развития готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развития мыслительных операций школьников; развивать навыки самоконтроля.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка; расширять кругозор обучающихся; воспитывать эстетический вкус.

Методы: слово учителя, метод фронтального опроса, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, тетради, доска, слово учителя

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент. Формирование мотивации к учебной деятельности. Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей. Приветственное слово учителя. На доске записан эпиграф: Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед. (К. Паустовский.) Приветствие учащихся Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: планирование Личностные: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация
2. Актуализация знаний Учитель задает вопросы, повторяя изученное и постепенно подводя к формулированию темы урока. Ребята, давайте вспомним. Как называется раздел науки, изучающий звуки речи?   А на какие группы делятся звуки речи?   А что мы с вами помним о согласных звуках?   Правильно. А теперь давайте обратим внимание на доску, прочтем эпиграф. Как вы понимаете слова Константина Паустовского?   Именно. Помимо мягкости и твердости, которую мы с вами уже изучили, согласные обладают таким признаком, как глухость и звонкость. Вот о них мы сегодня и поговорим. Запишите тему урока: «Согласные глухие и звонкие» Раздел науки, изучающий звуки речи, называется фонетика. Гласные и согласные. Согласные звуки образованы из шума, они бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие. Буквы, из которых состоят слова, звучат по-разному, поэтому разные слова могут быть похожи на журчание, на шелест, звон и так далее. «Согласные глухие и звонкие». Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3. Постановка учебной задачи. Ребята, послушайте сказку. Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают. - Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели? - Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается? На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными. Может, звук З простудился и голос теряет? - А вы на что жалуетесь? - обратился Алфавит к букве ЭС. Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ: - Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай! Улыбнулся Алфавит: - Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга. Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Различать глухие и звонкие согласные. Выделять парные согласные. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: с амостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
4. Объяснение нового материала. Освоение новых понятий и способов действий. Итак, глухие согласные звуки состоят целиком из шума. Давайте произнесем: шифер, шхуна, плот. Это звуки [п], [п`], [ф], [ф`], [к], [к`], [т], [т`], [ш], [с], [с`]. В образовании звонких звуков участвует так же и голос: они состоят из шума и голоса. Это звуки: [б], [б`], [в], [в`], [г], [г`], [д], [д`], [ж], [з], [з`]. _________________________________________ [п], [п`], [ф], [ф`], [к], [к`], [т], [т`], [ш], [с], [с`] [б], [б`], [в], [в`], [г], [г`], [д], [д`], [ж], [з], [з`]. Поэтому эти согласные называют парными.   Те звуки, в образовании которых голос преобладает над шумом, называются сонорными. Это звуки: [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`], [й]. Они бывают только звонкими. Помимо сонорных, пары не имеют так же звуки [х], [х`], [ц], [ч`], [щ`]. Они бывают только глухими. Теперь давайте откроем учебник на странице 130 и посмотрим на рисунок вверху страницы. Назовите предметы. В каких из этих слов присутствуют парные глухие звуки, а в каких парные звонкие?   Есть ли среди этих звуков парные? А какие из этих звуков не имеют пары вовсе?     Роза – звонкий [з] Шкаф – глухой [ф] Компьютер – глухие [к], [п`], [т]. Парных звуков нет. Не имеют пары [м], [р]. Предметные: научиться различать глухие и звонкие согласные звуки Коммуникативные: Умение задавать уточняющие вопросы. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Познавательные: с труктурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации;
5. Первичное закрепление знаний   Давайте выполним упражнение 284 на странице 130. Прочитайте пару слов сначала правильно, а затем заменив согласный парным. Давайте запишем эти слова в два столбика, парные слова друг на против друга. Вызывает к доске 2 человека. Один записывает готовые слова, другой – новые. Каждое новое слово называет новый обучающийся. Теперь давайте посмотрим, получившиеся в правом столбике слова отличаются от левых только звуками? Или смысл слов тоже изменился? А теперь составьте предложение с двумя любыми из этих слов. А затем поменяйте согласные на парные. Есть ли какой-то смысл в получившемся послезамены предложении? К чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким? Балка – палка Почка – дочка Горка – корка Злой – слой Шалость – жалость Колос – голос Жар – шар Доска – тоска Точка – дочка Слить – злить. Слова в правом столбике отличаются не только звучанием, но и значением. Дочка нарисовала на доске дом. Точка нарисовала на тоске том. Искажается смысл слов и фразы Предметные: закрепить знания, позволяющие различать глухие и звонкие согласные звуки, правильно использовать их в письменной и устной речи Коммуникативные: Умение задавать уточняющие вопросы. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Познавательные: с труктурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации;  
7. Закрепление нового материала. Формулирование и применение новых способов действия. Записываем под диктовку (у доски и в тетрадях) Ло..ь всегда опередит Истину немно..ко, Но не бойтесь: победит Правда-босоно..ка. У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.   У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки. Подчеркните парные согласные. Объясните их правописание там, где это возможно. Ложь всегда опередит Истину немножко, Но не бойтесь: победит Правда-босоножка. У хорошей сказки хорошая развязка. У Маришки и Серёжки есть коврижки и лепёшки. Имеют проверочные слова: ложь – лживый, немножко – немножечко, сказка – сказывать, развязка – развязывать. Предметные: закрепить знания, позволяющие различать глухие и звонкие согласные звуки, правильно использовать их в письменной и устной речи Коммуникативные: Умение задавать уточняющие вопросы. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Познавательные: с труктурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации;
8. Контроль знаний, умений и навыков. Запишем слова в три столбика. В первый – те, в которых есть только глухие звуки. Во второй – те, в которых есть только звонкие звуки. В третий – те, в которых есть и те звуки, и те. Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, корыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики, куёт. Петушок, катушка, пятка, копыто, сосиска, куёт. Голова, борода, грива, домовой, огороды. Гребешок, травинка, бровинка, кадушка, лягушка, корыто, ириска, колокольчики. Предметные: закрепить знания, позволяющие различать глухие и звонкие согласные звуки, правильно использовать их в письменной и устной речи Коммуникативные: Умение задавать уточняющие вопросы. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Познавательные: с труктурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации;  
9.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок Запишите задание на дом. Упражнение 286 на странице 131. Разделите слова на группы, как в предыдущем названии, и проставьте цифры над ними.   Записывают в дневник домашнее задание.  
10. Подведение итогов урока. Итак, ребята, давайте с вами выясним, что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Мы узнали, что согласные делятся на глухие и звонкие и почему это происходит. Они образуют пары, в каждой паре – один звонкий и один глухой согласный. Так же есть согласные, не имеющие пары. Они всегда звонкие иди всегда глухие. Научились определять, какие согласные являются звонкими, какие глухими. Познавательные: анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: внутренняя оценка деятельности учащихся; Регулятивные: самооценка на основе критерия успешности; самоопределение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.