Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис 30-ти лет.






А.

Адаптация – приспособление, привыкание организма к новым условиям.

Адекватный – ровный, вполне соответствующий, тождественный.

Акме – расцвет, вершина в развитии человека. «Вершина в развитии» взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме – это многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных «ипостасях», как правило, достигаются равномерно. По уровню, по «калибру» акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание).

Личностное акме как одна из важнейших составляющих вершины зрелости имеет духовно-нравственные ценности, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к разным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей. В экстремальных условиях глубина приверженности определенным ценностям и ориентациям обнаруживается предельно четко.

Акселерация – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а так же в более ранних сроках полового созревания.

Активность – (в психологии развития) (лат. actī vus — деятельный) — категория, отражающая асимметричность отношений между субъектом и объектом (средой). Активность субъекта проявляется в том, что он сам является источником изменений, как происходящих с ним, так и вызываемых им в объекте. Основные формы активности, рассматриваемые в психологии развития, — это деятельность и поведение субъекта, а также его общение с другими людьми. В последнем случае в качестве субъектов активности выступают оба общающихся индивида. Различные формы активности ребенка служат движущей силой его психического развития. Снижение уровня активности (пассивность) приводит к замедлению или искажению развития.

Актуализация – 1) перевод из состояния потенциального в состояние реальное;

2) действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспроизведении.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Амбивалентность – внутреннее противоречивое внутреннее состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся принятием и отвержением.

Амбивалентность поведения ребенка (лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный) — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению к взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности. Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях (активное передвижение в пространстве: ползанье, ходьба)детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него; робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым; отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности; яркой избирательности во взаимоотношениях с взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Феномен амбивалентного поведения наблюдается примерно у трети детей, посещающих ясли. В основе амбивалентного поведения лежит конфликт между потребностью ребенка в общении с взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин возникновения такого поведения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.

Амбивалентность чувств – двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых, эмоциональных состояний.

Амплификация – от лат. – распространение, увеличение, обогащение, расширение.

Амплификация психического развития (лат. amplificā tio — увеличение, распространение) — всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Теоретической основой концепции амплификации является признание уникальности и качественного своеобразия ступеней возрастного развития ребенка и утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на ранних возрастных стадиях для всего последующего развития личности (А.В. Запорожец). В практической детской психологии подход, утверждающий принцип амплификации, противостоит подходу, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития. Внедрение программ обучения, ориентированных на усвоение новых " полезных" знаний, умений и навыков, начиная уже с раннего и дошкольного возраста, и ускоренный переход к " более взрослым" видам деятельности приводит к сокращению детства. Напротив, сторонники идеи амплификации отстаивают право ребенка на детство, как особо значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями развития и выступают за обогащение содержания и " культивирование" специфически детских видов деятельности в жизни ребенка и, в первую очередь, игры.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.

Архетип – центральное понятие аналитической психологии Юнга. Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.

Ассимиляция – процесс приспособления новой информации к имеющейся старой информации (по сути интериоризация).

Аккомодация – пластичное изменение, в ходе которого человек модифицирует воспринимаемую информацию и вырабатывает новые схемы.

Асинхронии психического развития (греч. a — не, без + synchronos — одновременный) — понятие, введенное известным немецким психиатром и психологом Э. Кречмером для характеристики нарушения сроков и темпа полового и психического созревания, при котором нарушается гармония в созревании разных систем и оно становится дисгармоничным. В рамках ассихронии психического развития описываются акселерация (ускорение развития), ретардация (замедление развития), а также высвобождение и фиксация ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования по механизмам возрастной дисфункции созревания, основой которых является преходящая физическая незрелость.

Ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Астения – состояние психической слабости, проявляющееся в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, неустойчивости настроения.

Аутизм – крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении контактов с окружающей действительностью и погруженности ребенка в мир собственных переживаний. Следует отличать от шизофрении: ребенок-шизофреник вначале развивается нормально, а потом уходит в свой внутренний мир, а аутистичный ребенок ни дня не проводит в реальном мире, ни взглядом, ни улыбкой не показывает, что узнает своих родителей, речь развивается крайне медленно и т.п.

Аффект (от лат. – душевное волнение, страсть) – нервно-психическое возбуждение с утратой волевого контроля вследствие временного выпадения (торможения) деятельности коры головного мозга.

Аффект неадекватности – вид аффекта, возникающий в результате амбивалентности и проявляющийся в импульсивных действиях.

Аффект неадекватности (лат. affectus — душевное волнение, страсть; adaequā tus — приравненный) — неадекватная аффективная реакция ребенка на неудачу в достижении поставленной цели, проявляющаяся в формах повышенной обидчивости, упрямства, негативизма, замкнутости, заторможенности и т. п. Чаще всего она возникают в случае, когда не удовлетворяются притязания ребенка в области, имеющей для него существенное значение. Уровень притязаний ребенка основывается, как правило, на возникшей в предшествующей жизни неадекватной самооценки. Эта самооценка стала для него привычной, и он не может снизить свой уровень притязаний, не нанося при этом урона самооценке. Расхождения между уровнем притязаний и реальными возможностями ребенка приводит к внутреннему неосознаваемому конфликту. Отсюда возникает неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Ребенок стремится объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а чем-либо другим. В результате возникает неадекватная реакция, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Аффективная реакция выступает в этом случае как защитная, позволяющая ребенку в случае неуспеха не снижать самооценку и уровень притязаний, то есть неадекватная реакция позволяет ребенку не допустить в сознание собственную несостоятельность.

Аффективный ребенок (лат. affectus — душевное волнение, страсть) — ребенок, демонстрирующий аффективное поведение в результате наличия у него отрицательных аффективных переживаний.

Аффективно-личностные связи (лат. affectus — душевное волнение, страсть) — первый появляющийся в онтогенезе вид взаимоотношений ребенка с взрослыми, складывающийся как один из психологических продуктов ситуативно-личностного общения. Зарождается в первом полугодии жизни, проявляясь впервые как стремление младенца разделить с взрослыми свои впечатления по поводу восприятия радующих воздействий (интересной игрушки, веселой мелодии и т. п.). Сначала это поиски сопереживания взглядом, включение взрослого и объекта восприятия в единое поле зрения; несколько позже отмечаются более активные проявления: показ взрослому радующего предмета, ожидание ответных положительных эмоций. Аффективно-личностные связи в первом полугодии жизни выступают как основное психологическое новообразование возраста, так как ложатся в фундамент развивающейся личности младенца и опосредуют его отношения с окружающим миром. При дефиците ситуативно-личностного общения аффективно-личностные связи не устанавливаются, у младенца не формируется активная позиция в отношении к окружающим людям, предметному миру, к себе самому — искажается личностное развитие ребенка. Во втором полугодии наличие аффективно-личностных связей проявляется не только в положительной, но и в отрицательной эмоциогенной ситуации (в незнакомом помещении, при встрече с посторонними взрослыми, при виде пугающего предмета и т. п.), выражаясь в поисках защиты, стремлении испытать любовь и поддержку близкого взрослого, прижимаясь к нему, обнимая, заглядывая в глаза. Это помогает ребенку преодолеть свой страх и стимулирует развитие познавательной и игровой активности в испугавшей ранее ситуации.

Аффилиация (связь, соединение) – 1) стремление человека быть в обществе других;

2) мотивированная эмоциональная потребность в общении, в эмоциональных контактах, в дружбе, во взаимопонимании, в любви, быть в социуме с другими индивидами. Отказ от аффилиации вызывает чувство одиночества.

Б.

Бессознательное – совокупность психических процессов и состояний, в существовании которых и влиянии на свою активность субъект не отдает себе отчета.

Биогенетический закон – закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Бихевиоризм – психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

 

В.

Вариация – изменение.

Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства. Деятельность, с которой на данном этапе развития онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Ведущей деятельности концепция — совокупность представлений о закономерностях развития психики ребенка, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. отечественными психологами. Понятие В. д. используется ими в качестве основной характеристики того или иного возрастного периода. Согласно этой концепции, признаком перехода от одной стадии развития к другой является изменение типа В. д., ведущего отношения ребенка к действительности. В. д. характеризуется следующими признаками: а) это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности (так, например, обучение, в точном смысле этого слова, впервые возникает уже в игре: ребенок начинает учиться, играя); б) это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (так, в игре у дошкольников формируются процессы активного воображения, в учении у школьников — процессы отвлеченного мышления); в) это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка (так, дошкольник в игре овладевает произвольностью). Таким образом, В. д. — это та деятельность ребенка, в которой возникают главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него В. д.: младенческому возрасту — ситуативно-личностное (непосредственно-эмоциональное) общение с взрослым; раннему детству — предметно-манипулятивная деятельность; дошкольному возрасту — сюжетно-ролевая игра; младшему школьному возрасту — учебная деятельность; подростковому возрасту — интимно-личное общение со сверстниками; ранней юности — учебно-профессиональная деятельность.

В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой В. д. не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.

Критическое рассмотрение концепции В. д. подвергает сомнению тезис о жестком закреплении какой-либо одной В. д., априорно выделенной в каждом возрастном этапе. В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня и состава (рабочая молодежь, учащиеся, " неформалы", несовершеннолетние правонарушители и др.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредствуя и формируя межличностные отношения. А.В. Петровский видит в концепции В. д. " миф" возрастной психологии. Он подчеркивает, что в этой концепции не различаются педагогический и психологический подходы: что должно быть в психическом и личностном развитии и каким образом это может быть достигнуто — педагогический подход; что реально обнаруживается при изучении развития ребенка — психологический подход. Это позволило выдавать желаемое за действительное, должное — за сущее. К примеру, закрепление за подростковым возрастом в качестве ведущей общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) было идеологическим обоснованием понимания психологии подростка в советский период.

Вербализм (лат. verbalis — словесный) — психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и характеризующийся резким преобладанием развития вербальной сферы (устной, а иногда и письменной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития ребенка. В. был впервые описан Л.С. Выготским на материале умственно отсталых детей, компенсаторное обучение которых строилось целиком в речевой форме. Однако В. может сформироваться и у нормального ребенка, если взрослые, озабоченные его умственным развитием, сосредоточивают свои усилия исключительно на вербальной сфере (учат с ребенком большое количество стихов, заботятся о расширении его словарного запаса, очень рано начинают учить его читать и писать и т. п.), не уделяя внимания тем формам детской деятельности, которые наиболее существенны для общего психического развития. В дошкольном возрасте ребенок с В. часто оценивается окружающими как " вундеркинд", однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это обычно приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением. В. является психопатизирующим психологическим синдромом. Он ведет к нарушениям общения со сверстниками, порождает неадекватно завышенную самооценку и личностный инфантилизм. Коррекция В. представляет собой очень серьезную психологическую проблему, поскольку требует восполнения глубоких и многочисленных пробелов в психическом развитии ребенка.

Вербальный – устный, словесный. В психологии термин для обозначения знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

Виртуальный («мнимая реальность») – возможный; который может или должен появиться.

Влечение – инстинктивное желание, которое побуждает индивидуума действовать так, чтобы его желание было удовлетворено.

Возраст — категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Попытка системного анализа категории психологического В. принадлежит Л.С. Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал социальную ситуацию развития, отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности.

Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов психологического В. и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами, противоречиями. С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения. Однако тесно взаимосвязанные между собой линии физического (физиологического), психического и социального развития индивида могут не совпадать во времени. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической и социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, асинхронии психического развития, психофизического и личностного инфантилизма и др. Хронологические границы В. заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А.В. Запорожец). Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения — границы В. подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации.

Возраст – это конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического и психологического развития.

«Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению – психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.

Возрастная периодизация развития личности — развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза; характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Общепризнанная в отечественной педагогике и психологии мысль А.С. Макаренко о том, что личность развивается в коллективе и через коллектив, может быть переформулирована: личность ребенка, подростка, юноши развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития здорового человека и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В связи с этим выделяют: детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Объект ВП – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания – «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека». ВП ставить своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача – изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире».

Предмет ВП – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

В отечественной психологии основные задачи ДВП были определены Л.С. Выготским. В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развитии, структуры и динамики детского развития в их многообразии.

Теоретические задачи ВП:

ü изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

ü периодизация психического развития в онтогенезе;

ü изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

ü установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

ü исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практически все крупные ученые, оставившие своей след в науке, занимались и вопросами ВП. Изучение психологии ребенка – ключ к пониманию психологии взрослого человека.

Практическое значение ВП связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Практические задачи ВП:

ü определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

ü создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

ü возрастная и клиническая диагностика;

ü выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

ü наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Возрастные особенности – каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения, потери. Они-то и составляют возрастные особенности, т.е. то, что отличает один возраст от другого.

Возрастные кризисы – теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. Длительность кризисов и их проявления зависят от индивидуальных особенностей и тех условий в которых находится человек в тот или иной период времени. Кризисы чередуются между собой и являются закономерным процессом развития ребенка.

Д.Б. Эльконин говорил: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которой идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей.

Высшие психические функции – сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью ВПФ является их опосредованный характер и произвольность.

Высших психических функций формирование (греч. psychē — душа; лат. functio — исполнение) — важнейшее направление умственного развития ребенка: становление и совершенствование сложных, прижизненно складывающихся системных психических процессов, социальных по своему происхождению. В. п. ф. — одно из основных понятий культурно-исторической теории психического развития, разработанной Л.С. Выготским. В. п. ф. ф. характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические носит название интериоризации. Вторая важная черта, характеризующая развитие В. п. ф., — их постепенное " свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляют собой развернутую форму деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность " свертывается", приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.

 

Г.

Гендер – социологическая категория, которой определяются культурные и социальные характеристики мужчины и женщины, соответственно реализуются в форме мужского и женского поведения.

Генезис – возникновение, столкновение, происхождение и последующий процесс развития того или иного предмета, явления, процесса, мысли, учения.

Генезиса коммуникативной деятельности концепция (греч. genesis — происхождение; лат. communicā tio — сообщение, передача) — теория о возникновении и развитии общения, его значении в жизнедеятельности детей в первые семь лет их жизни, разработанная М.И. Лисиной. Общение в контексте данной концепции рассматривается как условие и один из главных факторов психического и личностного развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к общественно-историческому опыту человечества. В Г. к. д. к. прослеживаются возрастные изменения коммуникативной деятельности ребенка с взрослым и сверстниками. Выделяются взаимосвязанные линии возрастных изменений общения у детей с окружающими людьми. На каждом уровне развития выявляются целостные картины общения в его содержательных и качественных особенностях. Выделены четыре формы общения ребенка с взрослым: 1) ситуативно-личностное общение — генетически первая форма общения ребенка со взрослым. Она характерна для детей первого полугодия жизни; 2) ситуативно-деловое общение — вторая по времени возникновения форма общения детей со старшими партнерами; она характерна для детей раннего возраста; 3) внеситуативно-познавательное и 4) внеситуативно-личностное общение с взрослым возникает во второй половине дошкольного детства.

Таким образом, важнейшее значение для развития у детей всех форм общения имеет взрослый, опережающая инициатива которого постоянно " подтягивает" деятельность ребенка на новый, более высокий уровень развития по механизму " зоны ближайшего развития". Активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей, скорректировать возникшие дефекты и отклонения.

Генетика поведения — (греч. genē tikos — относящийся к рождению, происхождению) — область знания, исследующая генетические и средовые детерминанты в изменчивости поведения животных и психологических особенностей человека.

Гештальтпсихология – психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.

Геронтопсихология — (греч. gerō n (gerontos) — старец, старик) — раздел возрастной психологии, изучающий особенности психических процессов, поведения и динамику личностных изменений у лиц пожилого и старческого возраста. В литературе последнего десятилетия в качестве синонимов Г. употребляются также термины " психогеронтология" и " психология позднего периода жизни". Основоположником Г. считается американский ученый Стенли Холл (1846 — 1924), опубликовавший в 1922 г. первый специальный труд, посвященный психологическому анализу процесса старения (" Старость"). В качестве особого раздела возрастной психологии Г. оформилась в середине ХХ в. В это же время в западной психологии произошло резкое увеличение числа публикаций по психологическим аспектам старения и старости. В своих исследованиях Г. широко использует методы возрастной, общей и социальной психологии. В последнее десятилетие растет значение исследований, выполненных на основе лонгитюдного метода прослеживания возрастных изменений. Выделение специфических психологических особенностей старости затруднено наличием ряда неизбежно сопутствующих ей факторов: общим ослаблением здоровья, влиянием болезней, изменениями физического и социального статуса и др. Особое внимание современная Г. уделяет изучению в ходе старения изменений характера деятельности и работоспособности, ценностных ориентаций и смысловых образований личности. Актуальной задачей Г. является разработка средств и методов психологической помощи стареющим и престарелым людям в связи с такими изменениями в их жизни, как уход на пенсию и появление избытка свободного времени, вынужденный отказ от прежних интересов и привычек, необходимая перестройка взаимоотношений с близкими (в том числе собственными детьми), смерть супруга и других членов семьи, утрата друзей и близких, рост зависимости от окружающих из-за ослабления физических сил, одиночество, помещение в учреждения социального обеспечения и др. Исследования показали, например, что пожилые люди нуждаются в такой обстановке, которая одновременно была бы и оберегающей и стимулирующей, т. е. способствовала бы сохранению мотивации посильных человеку форм самостоятельного поведения. Актуальное практическое значение имеет профилактика и психотерапия депрессий старческого возраста. Стратегическими задачами Г. является поиск условий и средств продления полноценной активной жизни человека, предотвращение раннего старения, установление психологических факторов долголетия.

Гиперопека (синоним: гиперпротекция) (греч. hyper — над, сверх) — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности. Воспитание в условиях Г. может приводить к повышенному уровню эгоцентризма и к необратимым нарушениям в виде личностного инфантилизма, отсутствия ответственности, снижения социальной адаптации.

Гипоопека (синоним: гипопротекция) (греч. hypo — внизу, снизу, под) — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы. Г. приводит к серьезным нарушениям в развитии личности ребенка, являясь одной из частых причин, порождающих впоследствии девиантное поведение, трудности в построении собственной семьи, правонарушения и т. п.

Глубинная психология – ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики, мотивам (влечениям, желаниям).

Госпитализм – совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар).

Гуманистическая психология – психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

 

Д.

Движущие силы развития – это внутренние противоречия между постоянно опережающими потребностями человека и, как правило, отстающими возможностями их удовлетворения.

Девиантный – отклоняющийся от принятых норм.

Девиантное поведение – отклоняющееся, нарушающее принятые нормы и правила, но не выходящее в область противоправных поступков.

Дезадаптация – исходные трудности, искажение или нарушение адаптационных процессов вследствие недостаточных нервно-психических, физических или других ресурсов индивида; невозможность осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Дезадаптация школьная (фр. dé s — от, раз + лат. adaptare — приспосабливать) — невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Наиболее часто проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в поведении, не согласующимся с принятыми дисциплинарными нормами. Выделяются следующие факторы, способствующие Д. ш.: (1) школьный (отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявления неуважения к нему и др.); (2) семейный (неблагоприятная материально-бытовая, эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или, наоборот, гиперопека и т. п.); (3) микросоциальный (негативное влияние окружения, легкость добывания денег, доступность алкоголя и наркотиков и т. д.); (4) макросоциальный (деформация общественных и нравственных идеалов, примат обогащения над самореализацией, обстановка и пропаганда насилия, вседозволенности и т. п.); (5) соматический (тяжелые и хронические физические заболевания, уродства, нарушения двигательной сферы, слуха, зрения, речи); (6) психический (различные проявления психических нарушений, акцентуаций и патологии личности, патологическое протекание возрастных кризов, задержки психического развития и др.). Нередко Д. ш. возникает уже с самого начала школьного обучения в результате отсутствия у ребенка психологической готовности к школе. Д. ш. препятствует полноценному развитию личности ребенка и реализации его способностей. Ее следствиями являются повышение тревожности и другие эмоциональные отклонения, снижение самооценки ребенка, нарушение его социальных контактов. При продолжительном течении Д. ш. развиваются различного рода психогенные расстройства (неврозы и др.).

Деликвент – субъект, чье отклоняющееся (девиантное) поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемое действие.

Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе, стремление быть всегда в центре внимания. Детям с высоким уровнем демонстративности свойственно несколько нарочитое («театрализованное») поведение, любовь к украшениям.

Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Депривация – потеря значимых для психического развития факторов, лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Детерминизм – 1)закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих факторов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний; 2) причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества и мышления.

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.

Детство — термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, Д. охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет) и младший школьный возраст (6-7 — 10-11 лет). Исследования психологов (П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и др.), данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали преодолению господствовавших долгое время представлений о Д. как “натуральной стадии”, обладающей некими “универсальными” для всех времен и народов свойствами. Показано, что, будучи социокультурным феноменом, Д. носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция Д., состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие Д. На характер и содержание отдельных периодов Д. также оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания. Внутри последовательно сменяющих друг друга видов детской деятельности, задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в Д. психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования человеческой личности (А. В. Запорожец и др.).

Децентрация (в психологии развития) (лат. de — от + centrum — центр) — механизм преодоления центрации (эгоцентризма, т. е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы), в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли другого человека. Особое значение Д. придавал Ж. Пиаже в своей теории развития интеллекта. В процессе развития интеллекта от рождения до подросткового возраста Д. осуществляется на трех разных уровнях: 1) на уровне сенсомоторного интеллекта (к 1, 6 — 2 г) происходит переход от полного отсутствия различения между субъективным и объективным к пониманию, что мир состоит из объектов, существующих независимо друг от друга во времени и пространстве, и сам ребенок является таким же объектом; 2) в дошкольном возрасте, когда ребенок постигает объективные отношения, существующие между вещами, и становится способным к координации и кооперативным действиям; 3) в подростковом возрасте, когда ребенок из абстрактного реформатора превращается в деятеля.

Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен цикл исследований Д. в русле экспериментально-генетической стратегии. Эти исследования: а) обнаружили феномен последовательных центраций при принятии разных игровых ролей ребенком; б) показали, что переключение с одной игровой роли на другую " расшатывает" абсолютность позиции ребенка и создает условия для координации различных позиций; в) выявили условия формирования условно-динамической позиции, которая позволяет преодолеть симптомы центрации. При этом снимаются все известные симптомы Пиаже. Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста условно-динамической позиции — аналога ролевого поведения — приводит к более раннему формированию интеллектуальных операций.

Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Деятельность складывается из действий.

Деятельностное опосредование (в детском возрасте) — детерминация сознания, личности и межличностных отношений деятельностью, в которую включен ребенок, ее содержанием, целями и ценностными характеристиками. Специфика Д. о. в детском возрасте определяется целевыми характеристиками совместной деятельности, ее функциями в детской группе. В совместной деятельности реализуются отношения детей друг к другу (в том числе и дружеские привязанности), опредмечиваясь в конкретных действиях, обмене информацией, взаимопомощи. Д. о. целями совместной деятельности проявляется в отношениях недоброжелательства, зависти, если цели конкурентны, и в отношениях содействия, кооперации, коллективистской идентификации, если цели социально и индивидуально значимы для всех и каждого.

Диморфизм – буквально – обладание двумя формами или проявлениями. Обычно – в отношении видов, существующих в двух различных формах, как, например, в детском и во взрослом или мужском и женском.

Доминанта – временно господствующая рефлекторная система, обуславливающая работу нервных центров в данный момент, придающая поведению определенную направленность. Учение о доминанте было создано А. А. Ухтомским. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в ЦНС, одновременно подавляя активность других центров.

Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.

В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности Д. в. рассматривается сюжетно-ролевая игра. Помимо игровой, для Д. в. характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме у дошкольника еще нет.

В Д. в. мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. К концу Д. в. управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания. С развитием произвольного поведения и усвоением нравственных норм дети начинают руководствоваться в своих действиях не только непосредственными желаниями, но и требованиями окружающих.

При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в Д. в. закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. Средний дошкольный возраст — пик эмоционального развития ребенка, расцвета воображения и творческих форм детской деятельности. В то же время, повышенная эмоциональность дошкольника создает основу для возникновения различных неврозов и трудностей поведения.

Для Д. в. характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника является более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый.

Д. в. — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в Д. в. уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в Д. в. связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности самого ребенка.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.

Душа - понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику животных и человека.

 

 

Ж.

Жизненная позиция личности – наиболее выраженные и поэтому основанные компоненты ее направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности личности.

Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.) У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Жизненный путь — процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. В отличие от " времени жизни" (life span), которое обозначает просто временной интервал от рождения до смерти, безотносительно к его содержанию, и " жизненного цикла" (life cycle), который подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные (биологические, социальные и биосоциальные) аспекты развития, Ж. п. характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития, реализация которых зависит во многом от собственного выбора субъекта. Изучение Ж. п. всегда занимало важное место в науках о человеке и обществе. Однако его биологические, социальные, исторические и личностные параметры оставались разобщенными. Психология развития очень долго конструировала Ж. п. личности по образцу биологического онтогенеза, редуцируя развитие к совокупности закономерно повторяющихся циклов. С этим связана жесткость и догматичность многих возрастных периодизаций. Напротив, биографический метод немецкой " понимающей психологии" (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер) концентрировался в основном на анализе субъективных переживаний и развитии самосознания. Возникшее после Второй мировой войны принципиально новое интегративное направление междисциплинарного исследования Ж. п. опирается на целый ряд предпосылок и достижений: 1) появление долгосрочных лонгтитюдных психологических исследований, охватывающих значительные отрезки жизни, а в идеале — все жизненное пространство (lifespan developmental psychology); 2) социологическое структурирование Ж. п. на основе когортного и исторического анализа (G.H. Elder), с учетом изменения циклов развития семьи, социально-возрастных критериев созревания и времени основных социальных переходов; 3) превращение " возрастной психологии" в психологию развития, расширение ее предмета и концептуальных границ за счет данных социальной геронтологии и понимания широкой индивидуальной вариабельности всех процессов изменения и развития; 4) понимание необходимости изучать индивидуальное развитие в изменяющемся мире. Междисциплинарные исследования Ж. п. оказывают сильное влияние на психологию и социологию личности, теорию воспитания и другие разделы наук о человеке.

Житейских понятий развитие — одно из направлений развития мышления ребенка: появление и совершенствование обобщений, стихийно складывающихся у ребенка в обыденной жизни. Термин Ж. п. введен Л.С. Выготским (синонимы: стихийные, спонтанные, эмпирические понятия). В противоположность научным понятиям, Ж. п. отличаются неосознанностью и несистематичностью. Они проявляют свою силу в сфере ситуационно-осмысленного, конкретного применения, в сфере житейского опыта и эмпиризма и обнаруживают свою слабость там, где требуется осознанность и произвольность понятий. Ж. п. не проникают во внутреннюю, существенную связь вещей, но являются результатом обобщения и классификации чувственных наблюдений. Ж. п., с одной стороны, создают тот уровень осознания, на котором возможно формирование научных понятий, с другой стороны, сами подвергаются трансформации в процессе усвоения системы научных понятий.

 

З.

Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Закон становления ВПФ – всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцену дважды: сперва в социальном развитии ребенка как интерпсихическая (приобретенная), а затем – во внутреннем плане как интрапсихическая (своя). Таким образом ВПФ усваиваются, а не получаются генным путем.

Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Понятие З. б. р. было введено Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве с взрослым. Уровень развития, проявляющийся в индивидуальной деятельности ребенка, называется актуальным уровнем развития. В совместной деятельности с взрослым достижения ребенка всегда оказываются более высоки; они-то и определяют З. б. р.

Зона вариативного развития (лат. variā re — менять, делать разнообразным) — спектр возможных направлений развития ребенка, определяемый его участием в жизни детского сообщества. Понятие З. в. р. предложено в русле социальной психологии детства для описания процесса развития ребенка в детской субкультуре. Суть его заключается в следующем: если семья и вообще взрослые обеспечивают зону ближайшего развития ребенка, готовя его к освоению социальных норм и стереотипов данной культуры, то группа сверстников, детская субкультура обусловливает З. в. р., задавая одновременное существование и " перекличку" разных культур, иных логик, и обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах (В.В. Абраменкова). В современной историко-культурной ситуации неопределенности, при которой расшатываются традиционные механизмы передачи знаний, расширяется З. в. р., при которой дети начинают ориентироваться не только на взрослых, но в большей степени на продвинутых сверстников. З. в. р. — зона открытости ребенка к восприятию других культурных традиций, может быть расширена посредством " вариативного образования" (А.Г. Асмолов), направленного на предоставление личности веера возможностей выбора жизненных целей, активизирующего ее поисковую активность, апробирующего " необщие пути" выхода из неопределенной ситуации в культуре.

Зрелость (взрослость) — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью, способностью самостоятельно обеспечивать материальное благополучие для себя и своих близких. Взрослый человек обладает правом избирать и быть избранным в законодательные и др. выборные органы и более или менее осознанно использует это право. Развитие человека в период З. непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Хронологические рамки периода З. достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Имеются попытки разделения З. на отдельные стадии (молодость, расцвет, собственно зрелость и др.). В психологии изучение З. представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции. По сравнению с другими возрастными периодами, наблюдается дефицит психологических исследований З. Попытка представителей акмеологии видеть только в З. период подъема духовных и творческих сил человека не является в должной степени обоснованной (хотя это и не исключает признания того, что в значительном числе случаев расцвет личности человека приходится именно на период З.).

 

И.

Игра (в психологии развития) — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В И., как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Таким образом, И. направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Ф. Бойтендайк отмечал, что в основе И. лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения — к освобождению, слиянию, повторению; играют только с такими предметами (образами), которые сами играют с играющими. К. Бюллер считал И. деятельностью, совершаемой для получения " функционального удовольствия", В. Штерн — " зарей серьезного инстинкта", З. Фрейд — средством замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка, Э. Эриксон — средством компенсации ребенком неудач, фрустраций, разрешения внутренних конфликтов, К. Коффка — проявлением качественно своеобразного мира ребенка, не пересекающегося со структурами взрослого мира (при таком понимании И. не служит целям усвоения социальных норм или подготовки к взрослой жизни).

Проблему создания теории детской И. поставил Л.С. Выготский, указавший на ролевую И. как ведущий тип деятельности дошкольника. И. создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста. В ролевой И. дети, воспроизводя действия и отношения взрослых людей, вступая в различные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, учатся уважать и соблюдать их. И. также способствует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при помощи других имеет особое значение для развития мышления и воображения ребенка.

В младшем дошкольном возрасте основным содержанием И. является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием И. являются отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другому в соответствии с взятой на себя ролью. Появление сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием И. становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Вплоть до Фребеля педагогика игнорировала И. как воспитательное средство.

Идентификация (в психологии развития) (лат. identificā re — отождествлять) — уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Идентификация - 1) уподобление себя значимому другому, как образцу на основании эмоциональной связи; 2) отождествление себя с персонажем художественного произведения; 3) механизм психологической защиты, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу; 4) проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств. И. в самом общем виде — эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие И. было введено З. Фрейдом сначала для интерпретации явлений депрессии, позднее — для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует суперэго, принимает женскую или мужскую роль и пр. З. Фрейдом были выделены несколько типов И. В младенчестве возникает первичная И., которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта " тотальная захваченность объектом" уступает место вторичной И., играющей роль защитного механизма. Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям.

В неофрейдизме И. рассматривается как процесс активного поиска человеком своей идентичности, т. е. содержательности и целостности своей личности на всех возрастных этапах. В бихевиоризме И. выступает как механизм научения: либо как бессознательное подражание ребенка взрослому, либо как изменение поведения ребенка по требованию взрослого. В последнем случае положительным или отрицательным подкреплением служит выражение взрослым своего удовольствия или неудовольствия. И. рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок.

Идентичности развитие (лат. identicus — тождественный) — согласно эпигенетической концепции Э. Эриксона, основное направление развития личности, определяющее как ее внутреннюю целостность (" эгоидентичность"), так и ее включение в общество (" групповая идентичность"). Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего " Я", несмотря нате изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека.

Импринтинг (синоним: запечатление) (англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — термин, введённый К. Лоренцем, обозначающий способность новорожденных впервые часы и дни жизни автоматически (рецепторно) фиксировать отличительные признаки поведения первых внешних объектов, находящихся в непосредственной близости. Процесс И. совершается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и результат его, как правило, необратим. И. обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности и др. В искусственных, экспериментальных условиях у некоторых видов животных и птиц И. может быть вызван любым живым или неживым движущимся объектом.

Импульсивность детская (лат. impulsus — толчок) — особенность поведения, заключающаяся в действиях по первому побуждению, под влиянием случайных внешних обстоятельств или сильных эмоций. И. свойственна преимущественно детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля поведения. Преодолению И. способствуют совместные игры детей, требующие сдерживания непосредственных побуждений, подчинения правилам игры, учета интересов других ее участников. В дальнейшем еще большую роль в этом отношении играет учебная деятельность. У подростков И. часто является следствием возрастной эмоциональной возбудимости. У старших школьников и взрослых И. наблюдается при большом утомлении, в структуре аффективных реакций или некоторых психических заболеваний.

Инволюция (в психологии) (лат. involū tio — свертывание) — необратимое ослабление или распад психических функций; обратное развитие, увядание. И. наблюдается в старости или как результат некоторых заболеваний (нервных или психических). Во многих случаях И. подчиняется закону, сформулированному Т. Рибо и носящему его имя: чем позже в онтогенезе сформировалась какая-либо функция, тем раньше она распадается.

Индивидуальная ситуация развития – те конкретные условия жизни и деятельности, которые способствуют или препятствуют психическому развитию и формированию личности в онтогенезе и обусловливают ее индивидуальные различия.

Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая, индивидуально-специфическая система пси






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.