Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика органов законодательной власти государства.






Представительными государственными органами являются законодательные органы и местные органы вла­сти. Они формируются путем избрания населением, действуют от его имени и ответственны перед ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государст­ва. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства: он устанавливает предписания, обязатель­ные для исполнительной власти и составляющие законодатель­ную основу деятельности судебной власти.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации).

Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России.

Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из 88 субъектов Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы – принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

К ведению Совета Федерации относятся:

- рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой;

- изменение границ между субъектами Федерации;

- утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

- принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;

-назначение выборов Президента РФ;

- назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входят:

- дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству;

-назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

- объявление амнистии и другие вопросы.

Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации называются по-разному: областные и краевые думы (в городе федерального значения Москве — Городская дума), Законодательное собрание (в городе федерального значения Санкт-Петербурге и в Ленинградской области). Представительное собрание (в Астраханской области) и т.д


Общая характеристика органов исполнительной власти государства.

 

Исполнительная власть - в соответствии с теорией " разделения властей" власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов. Исполнительная власть независима от законодательной власти, которая тем не менее считается главенствующей, первой властью. Исполнительная власть принадлежит либо президенту - главе государства, и правительству (в т.н. президентских республиках), либо главе государства (в парламентских странах).

Согласно Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Основная задача этих органов — исполнение законов, принятых парламентом. В целях их исполнения и на основе законов органы исполнительной власти в рамках своей компетенции издают собствен­ные нормативно-правовые акты, которые не должны противоречить законам, и поэтому они называются подзаконными нормативно-правовыми актами. Поэтому органы исполнительной власти на­зываются еще и распорядительными органами власти (исполнитель­но-распорядительными).

Правительство это коллегиальный орган исполнительной вла­сти, т. е. все решения членами правительства принимаются сообща, путем голосования. Члены правительства несут коллективную от­ветственность перед парламентом и перед главой государства за свою деятельность и могут быть отправлены в отставку всем составом правительства.

Функции Правительства РФ:

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

-обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществляет управление федеральной собственностью;

- проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

- проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Отраслевыми органами исполнительной являются министерства и другие ведомства, возглавляемые, как правило, единолично министрами - членами правительства или главами других ведомств.

Система отраслевых органов включает в себя:

1. Федеральные министерства (экономики, юстиции, внутренних дел, государственного имущества, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по делам Содружества Независимых Государств, и др.)

2. Государственные комитеты РФ (по делам Севера, по кинематографии, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, таможенный, по молодежной политике и др.).

3. Федеральные комиссии России (Высшая аттестационная, по рынку ценных бумаг, энергетическая).

4. Федеральные службы России (безопасности, внешней разведки, воздушного транспорта, архивная, по валютному и экспортному контролю, пограничная и др.).

5. Российские агентства (по боеприпасам, по обычным вооружениям, по патентным и товарным знакам, по судостроению, по государственным резервам, статистическое и др.).

6. Федеральные надзоры России (горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности).

7. Иные федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации именуются правительствами или администрациями.

Президент Российской Федерации делит исполнительную власть с правительством Российской Федерации, может председательство­вать на заседаниях правительства Российской Федерации, осуще­ствляет представительские функции, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, имеет право вето, может распустить Государственную Думу с назначением новых вы­боров. Согласно Конституции, Президент России является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент России в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях. Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства). Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.

Специальные (силовые) органы исполнительной власти - органы охраны правопорядка, органы го­сударственной безопасности и вооруженные силы.Они отличаются от других исполнительных органов военизированной структурой, специфическим содержанием и особыми методами своей деятельности. Для решения задач по охране правопорядка, обеспечения безопасности государства и его обороны от напа­дения эти государственные органы могут применять меры силового воздействия, в том числе с использованием боевой техники и оружия.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.