Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теории происхождения права.






Право - система особых правил поведения (юридических норм), выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на создание в общ.отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов соц. жизни.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Совр-ая материалистическая наука связывает процесс возникн-я гос-ва и права с развитием произв-ва, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

Процесс возникновения гос-ва и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства.

Теологическая теория божественное происхождения права, как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Право — Богом данное искусство добра и справедливости. Связь права с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру. Теория естественного права: Параллельно существуют позитивное право, созданное гос-вом путем законодательствования, и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Представитель этой теории Г. Гроций утверждал, что мать естественного права природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из " национального", " народного" сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий) усматривает причины правообразования в психике людей, в " императивно-атрибутивных правовых переживаниях". Право - это " особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида" 1.

Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами..







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.