Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы сестринского леаа






2.1. Философия сестринского дела Основные понятия, содержание, принципы и этические элементы философии сестринского дела Философия(от греч. люблю и мудрость, любовь к муд­рости) — это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной карти­ны мира, положения человека в мире, отношений между

Основные термины и понятия

 

Пациент человек, нуждающийся в сестринском уходе и по­лучающий его.
Сестра специалист с профессиональным образованием, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую работу.
Сестринское дело часть медицинского ухода за пациентом, его здо­ровьем; наука и искусство, направленные на решение суще­ствующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.
Окружающая среда совокупность природных, социальных, психологи­ческих и духовных факторов и показателей, в кото­рых протекает жизнедеятельность человека.
Здоровье динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, сред­ство жизни.
Ятрогении все последствия отрицательного медицинского воз­действия (или болезни, связанные с врачеванием).
Медицина наука о болезнях человека и их лечении.
Этика учение о нравственности, означает систему непро­тиворечивых суждений о смысле и назначении мо­рали.
Мораль совокупность принципов и норм поведения людей в обществе.

 

-: Ш

.; ■ '; ■ £ §■ £


человеком и миром в результате этого взаимодействия с целью формирования целостного взгляда на мир и на место человека в этом мире.

Из философии мы заимствуем формы мышления (раз­мышляя закономерно, мы находим внутреннюю связь яв­лений) и другие философские категории (ищем причину, сущность явлений и т.д.), без которых не может обойтись ни одна наука. Философия как наука возникла около трех тысячелетий назад. Различают политическую философию, философию семейной жизни, философию медицины и дру­гие. Философия всегда формировалась на различных мо­рально-этических принципах, правилах и формировала си­стему ценностей той или иной эпохи.

Известно, что в древности многие врачи были известны­ми философами. Это Гиппократ, Авиценна, Гален и другие. Считалось, что от философского мировоззрения врача зависит успех врачевания. Отец медицины Гиппократ счи­тал, что врач-философ должен обладать знаниями и инту­ицией, тогда он сравним с Богом. «Врач-философ подобен Богу», — говорил Гиппократ. Не каждая философия, по Гиппократу, должна быть применена в медицине. Духов­ные ценности, мировоззрение человека должны опираться на факты, наблюдения, опыт, т.е. законы, закономерно­сти с их причинно-следственными связями.

«Медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая душу», — так говорил грече­ский философ Эпикур.

Современная философия определяет систему духовных ценностей, позволяющую отвечать на проблемные вопро­сы, что такое Истина; что является Добром (высшим бла­гом), а что Злом в человеческих отношениях; что такое Красота; и т.п.

Реформирование здравоохранения в мире и в России направлено на развитие охраны здоровья населения. Усло­вия, в которых осуществляются реформы, усложняют жизнь человека, его существование. Наш соотечественник Н.А. Бердяев утверждал, что «...философия есть наука о духе. Однако наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании». По мере развития челове­чества удлиняется период жизни человека, усложняются 50


условия его существования, возрастает и потребность в медицинской помощи. Увеличение факторов риска заболе­ваний, с одной стороны, приводит к появлению все более сложных заболеваний, а с другой — расширяются и со­вершенствуются возможности их лечения, которое, соот­ветственно, становится дороже. Зачастую бывает так, что пациенты не могут оплатить лечение и в итоге не получа­ют его. Людей, нуждающихся в сестринском уходе, стано­вится все больше, так как практически в нашей стране отсутствуют отделения сестринского ухода.

Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестрин­ском общении все чаще появлялись и появляются новые термины, изменяются формы мышления, которые разви­ваются, обсуждаются, философски осмысливаются. Они обсуждаются и сейчас, когда изменяются нормы и ценно­сти общества, нормативно-правовая база (конституция, законы, подзаконные акты), изменяется состояние нацио­нальной экономики в целом. Возникают проблемы, реше­ние которых поможет найти гармонию, согласованные дей­ствия между медицинскими работниками, пациентом и обществом. Появляется необходимость получения не только нового качества знаний, но и соблюдения принципов, ле­жащих в основе системы духовных ценностей медицин­ских работников, накопленных за многие века.

На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля — 14 августа 1993 года в Голицыно, вводятся новые терми­ны и понятия. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех ос­новных понятиях:

1. Пациент.

2. Сестра, сестринское дело.

3. Окружающая среда.

4. Здоровье.

Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам чело­века. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

5/


       
   
 
 

 

. 1

Эти принципы предусматривают ответственность сест­ры перед обществом, пациентом и ответственность обще­ства перед медицинской сестрой. Общество обязано при­знавать важную роль сестринского дела в системе здраво­охранения, регламентировать, поощрять его через изда­ние законодательных актов.

Еще в клятве Гиппократа этический принцип, уважение к жизни, звучит так: «Я не дам никому просимого у ме­ня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абор­тивного пессария».

Достоинство как этический принцип формируется в человеке тогда, когда он сам уважает высокие моральные качества личности и всю жизнь соответствует им, осозна­ет свою ответственность перед собой как личностью, зани­мающей определенное место в мире.

Уважая права человека, пациента, его жизненные цен­ности, обычаи, убеждения, возраст, национальность, ме­дицинские работники обязаны внимательно и по-партнер­ски относиться к пациентам, сотрудничать с ними для достижения главной цели — здоровья.

Первый кодекс прав пациента был принят в США в 1972 году. В России права пациентов закреплены в «Осно­вах законодательства РФ об охране здоровья граждан», вступивхпих в действие в 1993 году.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсест­ры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.

Сестра, разделяющая сестринскую философию, прини­мает на себя:

этические обязанности —~ это обязательные, пра­
вильные поступки, действия: говорить правду; делать
добро; не причинять вреда; уважать обязательства дру­
гих; держать слово; быть преданной; уважать право
пациента на самостоятельность;

• этические ценности — это, согласно теории сестрин­
ской философии, цели, к которым стремится сестра,
то есть результаты ее деятельности (идеалы — высшие

52


цели, к. которым стремится человек, или группа людей): профессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; независимость; человеческое достоинство; забота (уход, внимание, попечение);

» добродетели — это личные моральные качества ме­дицинского работника, которыми он должен обладать, определяющие, что является добром, а что злом в людях: доброта; знание; умение; сострадание; милосердие; тер­пение; гуманность. Идея гуманности возникла в первом тысячелетии до нашей эры и сохранилась как «золотое правило нравственности»: поступай по отношению к дру­гим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отно­шению к тебе.

Этические принципы определяются этическим кодек­сом медсестры в каждой из стран, в том числе и в Рос­сии, который является стандартом поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсе­стры. «Этический кодекс медсестры России», принятый на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 года, рассмотрен Этическим комитетом Рос­сии, одобрен Минздравом РФ в апреле 1997 года и всту­пил в действие (см. текст в Приложении).

2.2. Сестринская деонтология

Деонтология — (от греч. «деон» — должное, и «логос» — учение) учение о профессиональной этике. Этот термин введен в обиход в начале XIX века английским философом Бентамом. Сестринская деонтология — наука о долге, принципах поведения перед пациентом и обществом, про­фессиональном поведении среднего медицинского работни­ка, направленном на повышение качества лечения и ухо­да, устранение вредных последствий от неправильных по­веденческих действий, является частью сестринской эти­ки. Медицина и врачевание во все времена были основаны на сплаве специальных знаний, умений и этических поло­жений. Наш соотечественник А.П. Чехов писал: «Профес­сия медикаподвиг. Она требует самоотвержения, чи­стоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен н& это».


Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встре­чаются случаи безответственного отношения к пациенту: желание снять с себя ответственность за него, найти пред­лог, чтобы переложить ответственность на другого, и т.д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

Взаимодействие врача, медицинской сестры, фельдше­ра, акушерки (медицинского работника вообще) и пациен­та начинается с момента первого их контакта, чаще зри­тельного, когда еще не произнесено ни слова. Почти каж­дый пациент напряженно и внимательно всматривается в лицо медицинского работника, стремясь понять, что и как скажет он ему. Ведь каждый пациент болеет своей болез­нью плюс страхом перед незаинтересованностью, равноду­шием со стороны врача, медицинской сестры, фельдшера. Он ждет ласкового, участливого слова, поддержки. И это слово станет лекарством не только для его души и тела, но и психологического состояния.

М.Я. Мудров говорил: «Зная взаимные, друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они черпаются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая по­беждает телесные боли, тоску, метания». При любом об­щении с пациентом надо всегда помнить, что каждое сло­во должно быть направлено на благотворное психологи­ческое воздействие, поднятие настроения пациента, укреп­ление" его уверенности в выздоровлении. Всегда помните, что во многих случаях слово медицинского работника дей­ствует не менее целебно, чем лекарство. Надо всегда по­мнить и о второй стороне воздействия слова — народная мудрость гласит: «Слово лечит, но слово и ранит». Поэто­му, беседуя с коллегами, пациентом, разговаривая в ка­бинете, палате, да и при любом общении с больными, по-

54


мните о возможности отрицательных последствий неосто­рожного высказывания.

Все последствия отрицательного медицинского воздей-, ствия называются ятрогениями (или болезнями, связан­ными с врачеванием).

Подавляющее большинство ятрогений возникают не по злому умыслу, а по неосторожности. Трудно себе предста­вить врача или медсестру, которые желали бы вреда пациенту, тяжелобольному. Обычно ятрогений возникают случайно, при неосторожном разговоре в присутствии боль­ного, а в ряде случаев — из-за некомпетентности, неуме­ния общаться, низкого уровня медицинских знаний и умений. Причина ятрогений чаще всего кроется в чер­ствости, недостаточной общей культуре медицинского ра­ботника, безразличном отношении к исполнению своих обя­занностей.

Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна об­ладать профессиональной наблюдательностью, позволяю­щей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мель­чайшие изменения в физическом, психологическом состо­янии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять

своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Культуру поведения медицинского работника можно

разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблю-

дение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­
тура речи, соответствующий внешний вид и т.п.

Основными качествами медицинского работника, при­чем качествами именно его внутренней культуры, явля:

ются:

скромность — простота, безыскусственность, кото­
рые свидетельствуют о красоте человека, его силе;

справедливость — самая высокая добродетель меди­
цинского работника. Она является основой его внутрен­
них побуждений. Цицерон говорил о двух началах спра­
ведливости: «Никому не вредить и приносить пользу

обществу»;

5S


I


 

честность — должна соответствовать всем делам ме­
дицинского работника, стать основой его повседневных по­
мыслов и стремлений;

доброта — неотъемлемое качество внутренней куль­
туры хорошего человека.

Хорошей человек — это, прежде всего, такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает сло­вом и делом.

Что же такое внешняя культура медицинского работ­ника?

1. Внешний вид. Основное требование к одежде меди­ка — чистота и простота, отсутствие излишних украше­ний и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинско­го работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо всё это приятно для больных» (Гиппократ).

В

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыс­лов, строгость в выполнении профессиональных обязанно­стей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работни­ку, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Медицинский работник дол­жен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной. Нельзя исполь­зовать уменьшительные эпитеты при обращении к паци­енту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходит­ся слышать» как о пациенте говорят: «диабетик», «язвен­ник*, «астматик» и т.д.

Иногда речь медицинских работников пересыпана мод­ными, жаргонными словами, примитивна, пациент не про­никается доверием к ним. Такие издержки речевой куль­туры медицинских работников как бы отгораживают их от пациента, отодвигают на задний план личность паци-


ента, его индивидуальность, а у пациента вызывают нега­тивную реакцию.

Принципы сестринской этики и деонтологии

Основными принципами сестринской этики и деонтоло­гии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, «Эти­ческом кодексе Международного совета медицинских сес­тер» и «Этическом кодексе медицинской сестры России» (см. Приложение 1), являются:

1) гуманность и милосердие, любовь и забота;

2) сострадание;

3) доброжелательность;

4) бескорыстие;

5) трудолюбие;

6) учтивость и другое.

В основе морали лежат следующие основные прин­ципы:

1. Принцип гуманности — рассматривает человека
как наивысшую ценность, поощряя его творческое и мо­
ральное развитие.

2. Принцип милосердия — означает «делать добро».
Он включает в себя доброе отношение к другим и отзыв­
чивость к тем, кто в беде.

3. Принцип исключения должностных преступлений.
Это принцип «не навреди», который обязывает как врача,
так и медицинского работника защищать других от опасно­
сти, снимать боль и страдания в меру своей компетенции.

4. Принцип справедливости. Включает в себя беспри­
страстность, уважение человеческого равенства и равное
распределение дефицитных средств.

5. Принцип правдивости (сообщение правды пациен­
ту). Он формирует основу открытых взаимоотношений меж­
ду пациентом и лечебным учреждением и выполнение обя­
занности последним.

6. Принцип информированного согласия, появился в
конце XX века и лежит в основе коллегиальной модели
взаимоотношений (или, как ее еще называют, модели ин­
формированного согласия). Взаимоотношения врача и боль­
ного предлагается строить по типу отношения коллег друг


к другу- Имеется в виду, что в этом случае проблемы об­следования и лечения врач решает не лично, а советуясь с больным, получает его согласие.

Известно, что во все времена практически во всем мире врач обследовал и лечил больного по собственному усмот­рению (выступая как бы в качестве «отца» пациента). Считается, что в таком случае врач и больной выступают как равноправные личности. Независимость пациента ос­нована на его свободе и праве на информацию о своем состоянии, плане лечения, информацию о том, что будет выполнено; также признается право пациента на сохране­ние тайны его заболевания. Под информированным согла­сием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения и процедур после предоставления медицинским работником компетентной и адекватной информации и получения согласия. Под компетентностью понимается способность принимать решения.

Врачу вменяется в обязанность информировать паци­ента:

1) о характере и целях предлагаемого ему лечения;

2) о связанном с ним существенном риске;

3) о возможности альтернативы данному виду лечения.

Сегодня наше законодательство пытается ввести взаи­моотношения врача и больного в правовые рамки, что отражено в «Основах законодательства РФ об охране здо­ровья граждан». Закон требует, чтобы больному сообща­лась правдивая информация о диагнозе и прогнозе, каки­ми бы тяжелыми они ни были.

Например, ст. 31 Основ «Право граждан на информа­цию о состоянии здоровья» гласит: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имею­щуюся информацию о состоянии своего здоровья, вклю­чая сведения о результатах обследования, наличии забо­левания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, свя­занном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведен­ного лечения*.

Статья 32 Основ носит название «Согласие на медицин­ское вмешательство» и в ней написано: «Необходимым


предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие граж­данина».

Одним из принципов модели информированного согла­сия является требование сообщать больному абсолютную правду о его болезни и возможном ближайшем трагиче­ском исходе. Закон требует, чтобы больному сообщалась правдивая информация о диагнозе и прогнозе, какими бы тяжелыми они ни были. Согласно конвенции Совета Евро­пы (ст. 5) и российским законам (ст. 30, § 7, ст. 31, абзац 3 Основ), больному должна предоставляться правдивая информация о диагнозе и прогнозе болезни, какой бы тра­гической она ни была.

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение философии как науки.

2. Почему возникла необходимость философского осмысления
сестринского дела?

3. Что является основой духовных ценностей медицинских ра­
ботников?

4. Назовите место и дату проведения I Всероссийской научно-
практической конференции по теории сестринского дела.

5. Дайте характеристику основным понятиям философии сест­
ринского дела.

6. Перечислите основные принципы философии сестринского
дела.

7. В чем заключается сущность философии сестринского дела?

8. Перечислите этические элементы сестринского дела, которые
медицинская сестра принимает для исполнения и стремится их
достигнуть.

9. Дайте определение деонтологии как науки.

 

10. В чем заключается народная мудрость выражения «Слово ле­
чит, но слово и ранит»?

11. Какими должны быть современная медицинская сестра, фельд­
шер, акушерка?


 


58


59


2.3. Биоэтика

Понятие биоэтики

Термин «биоэтика», или этика жизни, предложен В.Р. Пот-тером в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являют­ся моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Тысячелетиями существовала в нашей куль­туре тесная связь этики и медицины.

Слово «этика» произошло от греческого ethos — обы­чай. Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведе­ние и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики, которая не толь­ко изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование.

Принципы медицинской этики должны соблюдаться ме­дицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наибо­лее обобщенные понятия морали или этические катего­рии: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.

Сестринская деонтология — наука о долге, принципах поведения перед пациентом и обществом, про­фессиональном поведении среднего медицинского работни­ка, направленном на повышение качества лечения и ухо­да, устранение вредных последствий от неправильных по­веденческих действий, является частью сестринской эти­киЭто код человеческих отношений, запрещающий следовать злу. Нравственность должна быть глубоко усво­ена человеком, «войти в его душу», стать частью внутрен­него мира.

Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в высоком профессионализме и в поря­дочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и от­зывчивости. Поэтому с давних времен общество, больные, пациенты предъявляли высокие требования именно к мо­ральным, нравственным качествам врача, медицинской сестры и подчинялись моральным законам, традициям.

Каждый поступок человека является результатом взаи­модействия его права («природы», «свободы») и мораль­ных норм («долга», «обязанностей» и т.д.).

Человек морален, если соответствует нормам общества. Тогда нравственное поведение становится органичным. Для

60


него и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Это «внутренний голос» человека, который по­могает упорядочить поступки, страсти, силы и жить нрав­ственно.

Нравственной, моральной основой поведения медицин­ских сестер, эталоном (стандартом) поведения является «Этический кодекс медицинской сестры России» (см. При­ложение).

Нравственный долг — это категория морали; его не следует отождествлять с наукой о должном — деонтологи­ей, имеющей более узкое содержание.

Врачебный долг — это комплекс исторически сложив­шихся норм и требований, регулирующих отношения вра­ча и пациента, врачей между собой, врача и общества. Профессиональный долг, с одной стороны, служит прояв­лением главного принципа врачебной морали — гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой — гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противополож­ности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гиппократа, Женевской декларации и других докумен­тах, хотя некоторые врачи нарушают эти каноны (при­мером этому служит частная медицина, когда врач уст­раняется от медицинской помощи больному, если не по­лучает за нее гонорара).

На протяжении 25 веков в европейской культуре фор­мировались, сменяли друг друга различные морально-эти­ческие принципы, правила, рекомендации. Разновид­ностью этики является биомедицинская этика. Она вы­полняет социальную функцию защиты личности меди­цинского работника, его права поступать не только по закону, но и по совести, выполняя свой профессиональ­ный долг.

Сегодня биомедицинская этика существует в четырех Формах или моделях:

1. Модель Гиппократа. Основной принцип этой модели — «не навреди»„ Врач завоевывает социальное доверие паци­ента. Принципы врачевания, заложенные отцом медици­ны Гиппократом (460—370 гг. до н. э.), лежат у истоков врачебной этики и отражены в знаменитой «Клятве», ко­торая и сегодня актуальна.

61


2. Модель Парацелъса (1493-1541 гг.) — «делать доб­
ро», сложилась в средние века. Основное значение имеет
эмоциональный контакт врача с пациентом, на основе ко­
торого строится весь лечебный процесс.

3. Деонтологическая модель, или врачебная этика, воз­
никла в 1840 году (автор Петров). Основным принципом

-является «нравственнаябезупречность», «соблюдение дол­га». Она базируется на строжайшем исполнении кодекса чести, устанавливаемого медицинским сообществом, а так­же собственным разумом врача для обязательного испол­нения.

4. Биоэтика — современная форма традиционной био­медицинской этики, основным принципом которой явля­ется принцип «уважения прав и достоинства человека».

Возникновение такой формы биомедицинской этики, как биоэтика, меняет основной вопрос медицинской этики — вопрос об отношении врача и пациента. Обостряется воп­рос о трактовке принципа гуманизма в современной меди­цине. Гуманное отношение медицинского работника пред­полагает, в первую очередь, уважение достоинства и прав пациента.

Известный американский врач Роберт Бич выделил че­тыре модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов. Это патерналистическая, инженерная, колле­гиальная и контактная (информационная) модели, в осно­ве которых лежит оценка степени активности пациента при оказании помощи и ухода.

Патерналистическая модель предполагает относиться к пациентам так, как родители относятся к детям, самим определять, в чем заключается благо пациента.

Инженерная модель отрицает межличностный аспект и применима при определенных исследованиях к пациен­там, находящимся в бессознательном состоянии.

Коллегиальная модель взаимоотношений пациента и меди­цинских работников предполагает партнерские отношения.

Контактная (информационная) модель характеризует­ся тем, что врач обязан адекватно информировать паци­ента о состоянии здоровья, строить свои взаимоотноше­ния на основе знаний, умений, выполнения профессиональ­ных обязанностей и уважения прав друг друга. В этой 62


модели пациент решает, что являете*1 благом для него, например, отказ от операции. Задача врача — решить эту морально-этическую дилемму для достижения главной цели — здоровья пациента.

Биоэтика представляет собой важную точку философ­ского знания, связанного с грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины; воз­никновением науки генной инженерии* трансплантологии; появлением оборудования для сохранения и поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практи­ческих и теоретических знаний. Сегодня существуют эти­ческие проблемы аборта, зачатия, Ис^Усственного опло­дотворения, клонирования, сексологии^ эвтаназии. Все эти процессы обострили моральные пробл^мы» встающие пе­ред врачом, родственниками пациента^ перед средним ме­дицинским персоналом. В отличие от деонтологическои этики, где речь идет об осторожных В)ь1Сказь1ваниях ПРИ пациенте «о завоевании доверия», «о равном, спокойном, разумном поведении врача, заботливой' внимательном к пациенту», в биоэтике основным станови! тся конфликт прав, например, «право плода на жизнь» и г№аво женщины на аборт (прерывание беременности), право'на эвтаназию (бук­вально «добрая, хорошая смерть»). Зд#сь правовое созна­ние пациента — «право на доступную (Смерть» вступает в противоречие с правом личности врача ^исполнить не толь­ко профессиональное правило — «не #*авреди», но и за­поведь — «неубий».

В современной медицине речь идет yj^e не только о «по­мощи больному», но и возможностях управления процес­сами патологии, зачатия и умирания в- весьма проблема­тичными нравственными последствиям! *1 этого Для челове­ческой популяции в целом.

Сегодня медицина стремится сделат*1*1 жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болез*ней> н0 всегда на пути стоят люди, движимые жаждой вл& СТИ и зараженные тоталитарной идеологией. Поэтому и во'зникла такая Ф°Р-ма медицинской этики, как биоэтика, к^0Т0Рая Рассматри-вает медицину в контексте прав челове? ка- ^т0 меняет ос" новной вопрос медицинской этики — boj^P00 об отношении


i'i'i

 


врача и пациента. Неоспоримый приоритет врача в реше­нии проблем пациента сегодня во многих странах не суще­ствует.

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Кто и когда ввел понятие термина «биоэтика»?

2. Что является предметом изучения этики как науки?

3. В чем сходство и различие понятий этики и биоэтики?

4. Что является нравственной, моральной основой поведения
медицинской сестры?

5. В какой последовательности формировались и сменяли
друг друга различные моральные принципы биомедицин­
ской этики?

6. Перечислите модели (формы) биомедицинской этики.

7. Дайте характеристику каждой модели.

8. Какая наука рассматривает медицину в контексте прав чело­
века?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.