Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помощи населению






Важная роль медицинской сестры новой формации за­ключается, прежде всего, во введении в профессиональную деятельность современной системы сестринского ухода. Известно, что длительное время главной целью медико-санитарной помощи населению был уход за больными, их лечение. Декларация, принятая в Алма-Ате по проблемам первичной медицинской помощи (ПМП) в 1978 году, от­ражает позицию в том, чтобы уровень здоровья позволял населению вести активный образ жизни как в социальной, так и политической сферах, а не бороться с болезнями. В настоящее время проводится последовательная полити­ка в области развития первичной медико-санитарной по­мощи с акцентом на укрепление участковой службы, уве­личение роли амбулаторного этапа медицинской помощи. Особое место в деятельности сестринского персонала зани­мает профилактическая медико-санитарная помощь, ле­чебно-диагностическая помощь (около 80% сестер рабо­тает в стационарах), поддержка людей с тяжелыми и не­излечимыми заболеваниями, обучение населения здоро­вому образу жизни. Потребность в сестринской помощи


                   
   
 
 
   
   
 
 
 
   

 

актуальна и в других направлениях здравоохранения: ра­бота на современной медицинской аппаратуре, реабилита­ционная и медико-социальная помощь хроническим боль­ным, развитие патронажной помощи, обеспечение паллиа­тивной помощи и т.д.

Роль, функции и формы деятельности медицинской сес­тры изменяются в соответствии с новыми задачами, сто­ящими перед здравоохранением. Усложнение деятельно­сти среднего медицинского работника требует не только качественной базовой подготовки, но и научно обоснован­ных разработок по созданию целенаправленных моделей не только специалиста, но и модели сестринского дела для каждого ЛПУ, что позволит управлять процессом воспи­тания личностных качеств специалиста, повысит культу­ру обслуживания пациентов.

Сегодня только формируется среда для такой деятель­ности и не используется в полной мере потенциал сестрин­ского персонала, не учитываются его компетенции.

Приказом Минздрава России от 20 ноября 2002 г. № 350 утверждено положение об организации профессиональной деятельности медицинской сестры общей врачебной прак­тики, предусматривающее самостоятельный раздел рабо­ты с пациентом. Медицинская сестра проводит доврачеб­ные, в том числе профилактические, осмотры, выявляет и решает в рамках своей компетенции медицинские, психо­логические проблемы пациента, обеспечивает и предостав­ляет сестринские услуги больным с наиболее распростра­ненными заболеваниями, проводит занятия с различными группами пациентов в рамках по реализации мероприя­тий по выполнению федеральных целевых программ: «Про­филактика и лечение артериальной гипертонии в РФ», «Сахарный диабет», «Безопасное материнство» и других. Реализация качественной первичной медико-санитарной помощи требует от медицинских работников среднего зве­на соблюдения многих правил, основными из которых яв­ляются:

1. Доступность для населения любой медицинской служ­
бы, особенно сестринской.

2. Профилактическая направленность в работе.

12


 

3. Использование современных сестринских технологий.

4. Осознание приоритетов социальных факторов в под­
держании здоровья.

5. Компетентностный подход (как профессиональный,
так и коммуникативный).

Таким образом, роль среднего медицинского персонала до настоящего времени рассматривалась как вспомогатель­ная, зависимая от врача. Сегодня нет еще четкого опреде­ления границ их деятельности. Изменить эту роль, рас­ширить ее границы, сделать ее не только зависимой, но и независимой, профессиональной, помогут современные пре­образования в здравоохранении, требующие развития сес­тринского дела в соответствии с меняющимися условиями деятельности ЛПУ.

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Расскажите о формах собственности системы здравоохране­
ния в РФ.

2. Назовите уровни Государственной системы здравоохранения
в РФ.

3. Сформулируйте современную задачу социальной политики в
области здравоохранения и определите пути ее решения.

4. Какой должна быть компетентная медицинская сестра?

5. Охарактеризуйте ступени развития сестринского образования
в РФ в условиях реформирования здравоохранения.

6. Чем обеспечивается правовая и юридическая база сестрин­
ского дела в РФ?

7. Сформулируйте суть Закона «0 медицинском страховании граж­
дан Российской Федерации».

8. Что установлено Основами законодательства РФ об охране здо­
ровья граждан?

9. В чем заключается роль сестринского персонала в системе пер­
вичной медико-санитарной помощи населению?

13


/. 2. Основные типы учреждений здравоохранения

Приказом Министерства здравоохранения и социально­го развития РФ от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Сегодня наименования всех учреждений здравоохранения должны соответствовать дан­ной Номенклатуре.

Единая номенклатура включает в себя четыре типа учреждений здравоохранения:

• лечебно-профилактические;

• учреждения особого типа;

• учреждения по надзору в сфере защиты прав потре-

бителей и благополучия человека;

• аптечные учреждения.

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

1) больничные учреждения;

2) диспансеры: онкологический, туберкулезный и т.д.;

3) амбулаторно-поликлинические учреждения;

4) центры, в том числе научно-практические;

5) учреждения скорой медицинской помощи и учреж­
дения переливания крови;

6) учреждения охраны материнства и детства;

7) санаторно-курортные учреждения.

Клиническими учреждениями являются лечебно-про­филактические учреждения (больницы, диспансеры, родиль­ные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях меди­цинскими научными организациями.

Больницы. Различают следующие виды больниц: участ­ковая, районная, городская (в том числе детская), город­ская скорой медицинской помощи и другие виды. Больницы могут иметь в своём составе поликлинику (амбулаторию).

Специализированные больницы, в том числе: восста­новительного лечения, гинекологическая, гериатрическая, инфекционная, наркологическая, онкологическая, офталь­мологическая, психоневрологическая, психиатрическая, туберкулёзная.

14


Госпиталь — (от лат. hospitalis, гостеприимный) ме­дицинское учреждение, предназначенное для оказания ме­дицинской помощи военнослужащим. В ряде стран госпи­талями называют также гражданские медицинские учреж­дения.

Медико-санитарная часть — специализированное уч­реждение здравоохранения, предназначенное для органи­зации проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельно­сти) медицинских осмотров работников с вредными и опас­ными условиями труда на крупных предприятиях.

Дом (больница) сестринского ухода — учреждение здра­воохранения для обеспечения квалифицированного ухода больным пожилого и старческого возраста, страдающим хроническими заболеваниями и по состоянию здоровья не нуждающимся в активном лечении.

Хоспис — учреждение здравоохранения для оказания медицинской, социальной, духовной, психологической и юридической помощи инкурабельным (не поддающимся ле­чебному воздействию) онкологическим больным и их семь­ям, как в период болезни, так и после утраты ими близких. Лепрозорий (от позднелат. leprosus — прокажённый). Лечебное учреждение для больных лепрой. В некоторых страна^ (Бразилия, Индия) проказу лечат амбулаторно.

Фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) являются структурными подразделениями учреждений здравоохра­нения.

Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохра­нения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и уча­щимся.

Клиники — лечебно-профилактические учреждения (больницы* родильные дома и другие учреждения здраво­охранения), входящие в состав высших медицинских обра­зовательных учреждений, медицинских научных организа­ций или подчиненные медицинским вузам и научным орга­низациям, являются их структурными подразделениями.

/5


Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, крае­вые, городские, районные, сельские больницы, которые построены чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберку­лезные и т.д.) располагаются в зависимости от своего профи­ля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе.

Существуют три основных типа строительства больниц: павильонный, централизованный и смешанный.

При павильонной системе на территории больницы раз­мещаются небольшие отдельные здания. Централизован­ный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридо­рами. В России чаще всего строились больницы смешан­ного типа, где основные неинфекционные отделения раз­мещаются в одном крупном здании, а инфекционные отде­ления, хозяйственные постройки и т.д. располагаются в нескольких небольших зданиях.

Участок больницы делится на три зоны: здания, зона хозяйственного двора и защитная зеленая зона. Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

1. Стационар со специализированными отделениями и
палатами.

2. Вспомогательные отделения (рентгеновский кабинет,
патологоанатомическое) и лаборатории.

3. Аптеки.

4. Поликлиники.

5. Пищеблок.

6. Прачечная.

7. Административные и другие помещения.
Больницы предназначены для постоянного лечения и

ухода за пациентами с определенными заболеваниями, на­пример, хирургическими, терапевтическими, инфекцион­ными, психотерапевтическими и т.д.

Стационар больницы является наиболее важным струк­турным подразделением, куда принимают пациентов, тре­бующих современных, сложных методов диагностики и лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

16


Устройство стационара любого профиля включает па­латы для размещения пациентов, хозяйственные помеще­ния и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также орди­наторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего

отделением.

Оборудование и оснащение палат соответствует профи­лю отделения и санитарным нормам. Различают одномест­ные и многоместные палаты. В палате имеются кровати (обычные или функциональные), прикроватные тумбоч­ки, столики или стол, стулья, шкаф для одежды пациен­та, холодильник, умывальник. Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии одного метра друг от друга. Это необходимо для обеспечения пространства при пере­кладывании пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за пациентом. Связь пациента с постом медицин­ской сестры осуществляется с помощью переговорного ус­тройства или световой сигнализации. В специализирован­ных отделениях стационара каждая койка обеспечена уст­ройством для централизованной подачи кислорода и дру­гой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (СанПиН 5, 1990 г.). В дневное время оно определяется световым коэффициентом, который равен отношению пло­щади окон к площади пола, соответственно 1: 5—1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего осве­щения имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленным в нише около двери на высоте 0, 3 м от пола (кроме детских ста­ционаров, где светильники устанавливаются над дверны­ми проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м3 воздуха на одного человека в час. Кон-■ центрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1%, относительная влажность воз­духа составляет 30—45%,

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °С, для детей — 22 °С.

17


В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспе­чивающие одновременный прием пищи 50% пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное пере­движение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных по­мещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления личной гигиены пациента (ванной ком­наты, комнаты для умывания), сортировки грязного бе­лья, хранения чистого белья, дезинфекции и хранения суден и мочеприемников, хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полу­боксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдель­ных секций, обеспечивающих функционирование отделе­ния при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обя­зательный для персонала и пациентов внутренний распо­рядок, который обеспечивает пациентам соблюдение ле­чебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.