Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация информационного поля предпраздничной ситуации






 

«Праздничная ситуация», «канун» — очень важны для праздника. Привычный ритм праздничного календаря стабилизирует общество, духовную жизнь народа. Смысл любой праздничной традиции — эмоционально-чувственная концентрация на том, что является ценностью, духовной ценностью социальной группы, социума, личности. Человек должен понимать содержательную событийно­смысловую основу ожидаемого им праздника, поднимающего его над привычными буднями. Наши предки не просто легко ориентировались в праздничном календаре, они жили по нему, в его ритмах. В русском месяцеслове (календаре) обозначалось значение каждого дня — Великие православные праздники (их около двадцати), Дни почитания Святых, народные празднества, Дни постов и поминания предков. С каждым днём были связаны народные приметы и обычаи, предписания на все случаи жизни — когда свадьбы играть, когда капусту квасить, когда первое яблочко нового урожая съесть. Месяцеслов формировался веками, его традиции ритмизировали время и объединяли эпохи. Например, ещё А.С. Пушкин называл «родным обычаем старины» традицию отпущения птиц на волю на праздник Благовещенья, и ведь эта традиция просуществовала до самой революции 1917 года. И аристократ, и простой крестьянин знали и почитали время Страстной и Святой недели, Кузьминок и Духова Дня, Дни Покрова, Успенья, Спасов и т.д.

Во времена советской власти мощная агитационно­пропагандистская машина успешно внедряла в сознание и жизнь людей праздники Красного календаря, целенаправленно искореняя традиции месяцеслова, которые, как мы уже говорили, возрождаются вновь. В современном официальном российском календаре появились новые «Красные дни» и знаменательные даты. Как ни странно, информированность современных россиян о датах проведения, а тем более о сущности и традициях праздников нашего времени очень низка. Странно потому, что каждый россиянин живёт в интенсивном информационном поле средств массой информации. Однако при ближайшем рассмотрении информации в канун празднеств в СМИ явно недостаточно. Чаще всего, они «объявляют праздник», а не готовят к нему. Все анонсы праздников чаще сводятся к анонсам праздничных программ, готовящихся для населения, хотя необходимо готовить людей к празднику. Более того, многие праздники практически не освещаются СМИ. Исследование студентки АГАКИ О. Рябых (2007 год) показало, что не только в канун празднования Дня славянской письменности и культуры в прессе (наиболее распространённых СМИ среди населения Алтайского края) не было ни одного упоминания о предстоящем событии, но и постскриптум (а в крае и краевом центре прошли разные по форме праздничные акции) информация была весьма скудной и предельно лаконичной.

Большинство россиян имеет смутное представление о смысловом содержании основных государственных праздников своей страны. В частности, опрос студентов Алтайской государственной академии культуры и искусств (2010 год) показал, что 86% из опрошенных не знали, с чем связана дата Дня единства России 4 ноября, или же владели весьма спутанной и невнятной информацией (опрос проводился среди студентов, не специализирующихся в области режиссуры и организации праздников). Только 10% студентов с уверенностью назвали дату празднования Дня России, при этом никто не мог ответить на вопрос, почему именно этот праздник отмечается 12 июня.. Абсолютное большинство не знают о существовании Дня славянской письменности и культуры, о Дне Российского флага.

При всех претензиях к средствам массовой информации, мы полагаем, что для формирования оптимальной СПАМП, информационное поле праздника на современном этапе должно формироваться его организаторами. Праздник необходимо «приблизить к человеку», сделать своим.

Приведём, на наш взгляд, типичный пример. 2005 год - год 60- летия Победы в Великой Отечественной войне. В одной из гимназий Барнаула готовился торжественный театрализованный концерт. Дети подготовили музыкальные номера по теме, выучили соответствующие стихи и пришли на общую репетицию в концертном зале, пригласив режиссёра. К удивлению собравшихся режиссёр начал репетицию не с просмотра номеров, а с просьбы к детям поднять руки тем, кто знает что-нибудь о жизни своих прабабушек и прадедушек в годы Отечественной войны, кем они были, чем занимались. Из сотен присутствующих детей руки не поднял НИКТО. При более тесном общении выяснилось, что дети, готовившие концерт для ветеранов, не только ничего не знали о военной биографии своей семьи, они вообще плохо понимали суть праздника. Советскому поколению трудно представить, что ученики могли не знать, кто такие партизаны, не иметь представления о фашистских концлагерях, об обороне Сталинграда. Осмелившись, дети задавали режиссёру вопросы, например: «А в Барнауле бои были?». Режиссёр объявила детям и их руководителям, что каждый, кто примет участие в концерте, должен будет перед своим номером рассказать залу о том, чьим правнуком (правнучкой) он является - о военной биографии своих предков. Что тут началось! Дети растерянно говорили, что их прабабушек-прадедушек уже нет в живых, или они в другом городе, или есть только одна прабабушка, и она точно не воевала... руководители же заявляли, что их задача подготовить номер, а остальное их не касается. Однако сами дети активно принялись за семейное расследование.

Уже на генеральной репетиции сами исполнители с энтузиазмом и с гордостью стремились рассказать со сцены, что прабабушка работала во фронтовом госпитале прачкой, а бабушка собирала в колхозе колоски и была водовозом, что прадедушка награждён медалями за оборону Сталинграда и боевые заслуги, что у него до сих пор из-за осколка болит нога и т. д. У детей появилась потребность узнавать о той поре больше и больше. Сама репетиция приобрела иную атмосферу, атмосферу причастности к празднуемому событию. Праздник стал не «вообще», он приблизился к личной жизни детей. И назвали этот театрализованный концерт «Правнуки победителей». Завершала концертную программу песня в исполнении не правнука, а праправнука победителей — пятилетнего малыша. Поскольку он был ещё мал, решили, что о его прапрадедушке-танкисте расскажет ведущий концерта. Однако во время этого рассказа, малыш, находящийся в зале, закричал: «Неправда, неправда! Не так всё было! Когда танк загорелся, мой прапрадедушка был ранен, но он вылез из танка, а потом...». Этот эмоциональный искренний выплеск маленького человека не мог не подействовать на аудиторию, подняв ещё выше уровень сплочённой сопричастности к празднику, реализовав на чувственном уровне идею праздника — никто не забыт, ничто не забыто и никогда не будет забыто.

Целенаправленное создание информационного поля праздничного кануна предполагает не просто распространение содержательной основы праздника, а комплекс социально­педагогических и социально-психологических воздействий с целью формирования предпраздничного психического настроя и пробуждения творческой инициативы подготовки к празднику. При этом важен не только факт использования разнообразных средств такого воздействия, но и продолжительность этого воздействия во времени, то есть — «задолго до праздника», поскольку процесс создания воздуха праздничной атмосферы требует постепенного нагнетания.

Приведённый нами пример празднования в школьном зале юбилея Победы над фашизмом смыслово тесно связан со следующей, определённой нами, задачей.

 

Снятие негласного «запрета на патриотизм»

Новая эпоха ставит новые задачи. Прежде всего, это преодоление кризиса веры в широком смысле слова. С позиций нашего исследования важным звеном является то, что необходимо будить искренние чувства людей, в частности высокого и объединяющего чувства патриотизма, преклоненного отношения к святыням, к общенациональным ценностям, ценностям семьи, трудового коллектива, малой родины. Как мы уже говорили, все подлинные праздники глубоко патриотичны. «Праздники — это и есть Родина»[40].

Перестройка всколыхнула волну критики в адрес всей истории советского периода. Самые успешные критики выступали в роли радетелей России и её народа, призывающих к строительству новых, лучших общественных отношений в нашей стране. Активизировались попытки заменить национальные идеалы иноземными. Нужно было время, чтобы осознать, что эта позиция, лишённая позитива, ведёт скорее к разрушению, нежели к созиданию. Во время перестроечной эпохи праздничная жизнь России померкла, поскольку социально-психологическая суть праздника нуждается в витамине эмоционального ликования и радостного торжества, а вокруг все боролись «с тьмой», тогда как праздник призван вести «к свету». Праздник возвышает человека, опираясь на позитивные моменты его жизни. Опытные режиссёры массовых праздников остро чувствуют эту необходимость позитива. Так, известный режиссёр Иосиф Топоровский высказал по этому поводу следующее: «Мы много говорим о национальной идее. В церемонии открытия чемпионата мира (по фигурному катанию — Н.А.), который впервые появился в Москве, принимали участие все звёзды спорта, присутствовал Президент страны, все чемпиона мира сидели вокруг него. Когда вывозили флаги, хоругви, звонили колокола, народ (я не преувеличиваю) плакал от восхищения. Вот вам национальная идея! Это надо показывать за любые деньги. Что же вы показываете Петросяна? Покажите народу, что в стране и в Москве хорошего происходит.... Надо самим о себе говорить лучшее, потому что патриотизм не в том, что ты говоришь о своей стране плохо, а в том, что ты говоришь о ней хорошо»[41].

На празднике люди обмениваются позитивной энергией, которой пронизывается его социально-психологическая атмосфера. Этот позитив не возникает спонтанно и создаётся не только праздничной ситуацией, он отражает в той или иной мере социально-психологический настрой будничных дней народа.

Ещё в 1994 году писатель Ю.Поляков писал о том, что Россия находится накануне патриотического бума, его неизбежность предопределяется «шквалом ругани и издевательств, который обрушился на советский патриотизм, а на самом деле на глубинный российский панрионизм, облекшийся в советские формы». Спустя одиннадцать лет он так откликнулся на принятую российским правительством программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»:

«В разрушение патриотического умонастроения вложены колоссальные деньги, на которые изданы сотни книг, сняты сотни фильмов, порочащих нашу историю, нашу цивилизацию, традиции. Я отлично знаю, какие гонорары получали журналисты, внушающие нам комплекс неполноценности... И преодолеть всё это только на «общественных началах» просто невозможно — то, что рушилось за гигантские деньги, не может быть восстановлено бесплатно. Кстати, посмотрите, сколько средств тратится в США, чтобы воспитать у молодых людей любовь к Америке и уверенность в её абсолютной правоте... А у нас накануне юбилея Победы эфир был забит фильмами, где страна-победитель изображалась каким-то монстром, армия-победитель — как сборище дебилов и мерзавцев, и вообще агрессор — гитлеровская Германия ставилась на одну доску с Советским Союзом... Как в атмосфере такого давления, постоянного навязывания чёрного мифа о своей стране можно воспитывать любовь к ней? Обратите внимание:... пока речь не идёт о навязывании патриотизма. Наоборот, нам навязывают антипатриотизм. Вообще, я глубоко убеждён, что любовь к Родине настолько сильное и глубинное чувство, что оно и само восстановится, только не надо мешать людям быть патриотами»[42].

Праздник - великая объединяющая сила. Он возникает там, где существуют духовные связи между людьми и укрепляет эти связи. В.В.Путин, выступая на 1250-летнем юбилее Старой Ладоги, отметил, что объединяющей идеологией для России, одним из самых существенных объединяющих факторов должен быть российский патриотизм, основанием которого является наша история. На наш взгляд, социально-психологическая атмосфера массовых праздников и патриотический настрой празднующей общности — находятся в тесной связи, независимо от тематической направленности праздника.

Символами национальной консолидации могут быть не только флаг, герб и гимн, но и фигура Масленицы, Рождественская звезда на новогодней ёлке, букетики весенней вербы. В единой праздничной атмосфере начинает жить всё государство.

Возвращение в 2007 году на официальном уровне традиции празднования Дня счастливой любви Петра и Февронии - это ещё один шаг к возвращению культурной идентичности. Тогда как массовое культивирование Дня святого Валентина — это культурная экспансия. Возвращая базовые ценности праздничной культуры нашего народа, мы укрепляем его единство, пробуждаем чувство единения, формируем приподнятый эмоциональный праздничный настрой. Всегда тонко чувствовали опасность утраты общих идеалов представители мира искусства. «Патриотизм — вещь хрупкая. Мы вмиг разрушили его в начале 90-х, не понимая, что потребуются десятилетия и века, чтобы это качество выросло» - замечает народный артист России А.Баталов («Аргументы и факты», N5, 2007г.). «Чтобы правильно функционировать, нация нуждается в идеалах, а не только в экономическом соревновании» — утверждает всемирно известная актриса М.Дитрих[43].

Патриотическое воспитание являлось важнейшей функцией советской культурно-просветительной работы, ею накоплен опыт, который не стоит отбрасывать. В последние годы социо-культурная ситуация этой сферы общественной жизни стала выправляться в силу многих причин, в том числе и благодаря целенаправленной политике государства, в частности, принятия российским правительством вышеупомянутой государственной программы патриотического воспитания граждан нашей страны и программы патриотического воспитания молодёжи, разработанной до 2015 года

Однако противодействие этой программе по-прежнему существует. Так, известный политик и журналист В.Костиков в газете «Арменты и факты» (№42, 2010г.) считает что «патриотическую волну гонят военные, депутаты, лидеры партий и министры, чиновники и продавцы пива, киносценаристы и попавшие в обойму любимцев певцы и актёры», тогда как «население к этой патриотической говорильне остаётся равнодушным. Его больше волнуют цены на хлеб, гречку и бензин». Какое неуважение и презрение к народу сквозит в этой статье, открыто направленной против программы патриотического воспитания молодёжи. Автор одной из самых массовых газет страны пишет: «наш нынешний патриотизм опрокинут в прошлое» (а откуда как не из прошлого должны брать питание патриотические чувства?), «идеалы «героических поколений» перестали быть для молодых людей преемственно привлекательными. В период их становления главным мерилом счастья были деньги. Не важно какой ценой». Это правда, что в «ельциновские» времена других идеалов не было, но среди идеологов и ближайших сподвижников тогдашнего президента страны был сам автор данной статьи, но не правда, что в современном молодёжном движении царит, как утверждает В.Костиков, «горлопанский мёртворождённый патриотизм», что героические поколения наших предков нужно брать в кавычки, и что новые поколения кроме меркантильных интересов ничего за душой не имеют. Автор вроде бы не выступает против патриотизма, он ведь вопрос-то в подзаголовке задаёт «Какой патриотизм нужен россиянам?». На самом деле он, с перестроечной энергетикой, навязывает антипатриотизм, иронизируя по поводу того, что «молодые патриоты уже изрыли всю землю на полях былых сражений в поиске свидетельств «славы отцов», что нашей стране нечем гордиться, что «на Западе совсем другой патриотизм», что нужно заняться не воспитанием патриотического духа, а проблемами «каждодневных житейских неурядиц». Если идти за автором статьи, то все праздники нужно отменить, поскольку они временно отменяют все будничные проблемы и зиждутся на «любви к отеческим гробам», на славе отцов, на высокопарных (высоко парящих) чувствах.

Патриотическое воспитание — это воспитание национального самосознания, без которого невозможно воспитание интернационализма. И. Хёйзинга писал, что даже хрупкие ростки подлинного интернационализма надо укреплять и поливать: «Поливайте живой водой собственного национального сознания - при условии, что оно чистое. Тем сильнее пойдёт он (интернационализм – Н.А.) в рост. Интернациональное чувство - здесь уже само слово подразумевает сохранение национальностей, но при кагором они ладят друг с другом и не превращают разноголосия в разногласия»[44].

Программы российского правительства по патриотическому воспитанию, по сути, сняли «негласный запрет на патриотизм», развернувшийся в период перестройки. Однако, судя по выше цитируемой статье, как одному из многочисленных примеров навязывания антипатриотических настроенищ этим программам оказывается серьёзное противодействие. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что режиссёры массовых праздников в реализации программ патриотического воспитания граждан играют не последнюю роль, поскольку массовые праздники не только демонстрируют уровень патриотического настроя общества, но и формируют его. И этот настрой является основополагающей характеристикой социально-психологической атмосферы массовых праздников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.