Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация предкоммуникативного и посткоммуникативного периода массового праздника в контактных аудиториях






Метод личностной ориентации массового воздействия при организации предкоммуникативного и посткоммуникативного периода массового праздника имеет особо важное значение при формировании СПАМП в контактных аудиториях камерного характера. «Праздник не созерцают - в нём живут» - это аксиома. Праздничная жизнь, как и любая жизнь, должна зародиться. Этот предвосхищающий момент называют по-разному — «праздничной ситуацией» или «кануном». В православной традиции большим праздникам предшествуют посты, а предшествующий празднику день иногда называют сочельником. Праздничное настроение может возникнуть «вдруг», например, полёт Гагарина в космос, но календарные праздники или праздники по социальному заказу (требованию времени) требуют предварительного «подогрева» этого настроения и, прежде всего, непосредственного включения в орбиту творческой подготовки к предстоящему празднику всех, кто к этому празднику, так или иначе, причастен. Творчество в данном контексте понимается максимально широко — как стремление и готовность к свободному, духовному, эмоционально-приподнятому преображе - нию своей жизни на время праздника. Разумеется, что идеальный вариант предполагает вовлечение всех и каждого в творческую и сотворческую деятельность по подготовке к празднику. Объединяет не праздничный стол, а подготовка к нему. Однако вовлечь аудиторию в процесс непосредственной подготовки праздничной программы далеко не всегда удаётся, не всегда бывает возможным, но радостное ожидание праздника — тоже своего рода творчество, творчество воображения.

Развёртывание потенциала внимания к личности начинается с индивидуальных приглашений, они создают эффект избранности. Однако индивидуальные приглашения, по возможности, должны быть личностно-ориентированы, а не просто представлять собой типовые пригласительные билеты с вписанной фамилией. Для этого каждое приглашение должно быть неповторимо. Неповторимость заключается не в разнообразии слов и предложений, а в опоре на неповторимую информацию из жизни того, к кому это приглашение обращено. Это трудоёмкая работа, но при организации праздников в небольших локальных общностях себя оправдывает, поскольку индивидуальные, персональные приглашения особо значимы для человека, и у него должна быть создана уверенность в том, что ждут именно его, что его присутствие нужно и важно. Эффект избранности может произвести даже простая фраза, написанная от руки, например, «Михаил Петрович, ждём Вас!».

В малых аудиториях для формирования личностной причастно­сти к празднику важно проводить, по аналогии с этикетом семейного гостеприимства, встречу гостей у порога. Как ни странно, этот про­стейший, но очень эффективный приём, когда встречают не всех, а каждого, в практике организации праздников практически не ис­пользуется, хотя такой приём иногда используется даже в театраль­ной практике: «В небольшом фойе стоит человек — приветливый, слегка улыбающийся, пристально вглядывается в лицо каждому, кто направляется в зрительный зал и каждому говорит, — здравствуйте! Человек этот Ян Бергвист, известный шведский актёр, который через несколько минут начнёт свой моноспектакль». Это в театре! Но если такое в театре — исключение, своеобразный творческий приём, то для создателей праздника в помещении этот приём должен стать правилом - встретить каждого, поздороваться с каждым, проводить каждого. Другое дело, как сценарно-режиссёрски преобразовать его, сделать частью художественного замысла.

Стимулированию оптимизации СПАМП могут помочь блиц­-интервью самого разного характера, проводимые до начала праздничной программы, в которых проявляется интерес к личности каждого пришедшего на праздник. К примеру: «Самое главное событие для Вас в уходящем году?», «Какое у Вас настроение сегодня» и т.п. Или же, к примеру, вход детям, идущим на новогодний утренник под названием «С Днём рожденья, Новый год!», перекрывают своими мётлами костюмированные персонажи — Снеговики, они выступают в роли балагуров, и на данном этапе перед ними стоит задача не обделить вниманием ни одного ребёнка, раскрепостить каждого и настроить на праздничный лад. Они пропускают каждого ребёнка, лишь получив ответы на свои самые неожиданные и безобидные вопросы:

• Дружок, ты в ушедшем году свой День рождения летом от­мечал или зимой? Весной?! А в новом году, когда у тебя будет День рождения? Опять весной?! Вот чудеса!

• Ты летом родился? А ты знаешь, что в ведро входит ровно 2011 ягод малины (цифра называется в соответствии с насту­пающим годом. Вот будущим летом и сосчитаешь.

• Тебя зовут Петя? А можешь вот сразу назвать пять ласковых вариантов своего имени?

Если дети тушуются, уходят от ответа, то Снеговики меняют характер диалога, который не должен быть детально запрограммирован, а максимально естественным. В зависимости от того, в какое время года родился ребёнок, Снеговики прикрепляют каждому из них соответствующий значок-эмблему: рождённым весной — кораблики, осенью — осенние листочки, зимой — снежинки, летом — солнышко. Таким образом, дети, ещё не войдя в праздничный зал, начинают психологически настраиваться на участие в театрализованном действе, которое основывается на использовании в сценарно-режиссёрском ходе четырёх времён года.

Или же на празднике «На Ёлке у мэра», детей встречают в фойе костюмированные герои детских сказок, которые в стихотворной форме угадывают, с каких улиц города приехали дети, какие они носят имена, приглашают их выбрать маршрут праздника, и пойти вместе с ними — на «проспект Забав и Развлечений» или «Развесёлую улицу», а может быть на «Хороводную площадь». Удивительно, как реагируют дети на прямое личностное к ним обращение, они удивлённо-радостно спрашивают сказочных новогодних героев: «Ты что, будешь со мной разговаривать?!». Дети находят в течение утренника вступивших с ними в диалог персонифицированных персонажей, делятся с ними впечатлениями, насильно пытаются вручить им заработанные в конкурсах призы — в этом и благодарность за проявленное к ним внимание и желание продолжить общение на межличностном уровне. Дети проявляют в течение последующей новогодней игровой программы бурную активность, поскольку их победы есть кому оценить, кроме приведших их на Ёлку взрослых. Причём, как показали проведённые нами экспериментальные программы, стремятся к такому общению все дети, в том числе из опекаемых семей, о которых работники комитетов, занимающихся патронажем таких детей, говорили, что они крайне не активны, не способны пойти на контакт с посторонними, и праздник нужно строить на основе использования их пассивного созерцания, и максимум допустимой активизации — это совместный хоровод.

Личностно-ориентированная встреча участников праздника даёт мощный заряд формированию оптимальной социально-психологической атмосферы на весь праздник. Приёмы такого рода встреч могут быть чрезвычайно просты. Так перед началом корпоративной вечеринки, в основу сценарно-режиссёрского хода которой был положен сюжет «традиционного» новогоднего сериала участников праздничной программы встречали следующим образом. В фойе звучит живая музыка — на классических гитарах звучат попурри из «Иронии судьбы». Гостей встречают ведущие вечеринки — персонифицированные образы Жени Лукашина и Нади Шевелёвой. В руках у них новогодние стеклянные шары, которые они вручают каждому проходящему в зал с просьбой помочь нарядить Ёлку, что потом и делают гости под ностальгически-лирическую песню о том, что «никого не будет в доме, только в сумерках один...». С помощью этого нехитрого приёма участники вечеринки включаются во всеми узнаваемую, заданную фильмом, предновогоднюю светло-лирическую атмосферу и, решая куда лучше повесить шарик или бусы, невольно вступают в контакты друг с другом, предвосхищая развитие дальнейших межличностных контактов. Если в практике социально-культурной деятельности началу празднества и встрече его участников традиционно уделяется то или иное внимание, то, к сожалению, их проводам внимания, как правило, не уделяется никакого. В принципе, здесь одна и та же беда, как у театральных драматургов, так и у киносценаристов, и у сценаристов массовых праздников - неумение выстроить финал. Один из видных советских режиссёров как-то сказал, что он читал огромное количество пьес с интригующим началом, но очень мало пьес, которые бы имели интересный финал. Сценаристы-режиссёры массовых празднеств, как правило, считают финалом феерическое окончание зрелищной части праздничной программы, забывая о том, что главным действующим лицом праздника является публика. На эффект праздничных воспоминаний, на праздничное послевкусие оказывает влияние сохранение созданной атмосферы праздника и в момент расставания с праздничным днём. Если в крупномасштабных празднествах этому способствуют светозвуковые кульминационные эффекты — фейерверки, финальные песни, прощальные здравицы, то в малых контактных аудиториях ограниченного единым помещением пространства необходимо при прощании с аудиторией, как и в начале праздничной встречи, не пропустить, не обделить вниманием никого. Осуществить это очень просто, а именно тем, кто встречал гостей у порога и говорил им «Здравствуйте!», сказать тем же людям у порога «До свидания!», добрые слова напутствия и высказать надежду на новые радостные встречи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.